Наталья Потапова: Малый и средний бизнес перспективнее крупного

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Наталья Потапова: Малый и средний бизнес перспективнее крупного

Запущенный в Сбербанке несколько лет назад процесс глобальных изменений на сегодня уже дал первые результаты в сегменте работы с физлицами. А вот сектор малого и среднего бизнеса до сих пор оставался не тронутым, в том смысле, что каких-то радикальных изменений было незаметно. О том, чего (да и вообще стоит ли) ожидать предпринимателям малой и средней руки от крупнейшего банка страны Сфера влияния беседует с заместителем председателя Восточно-Сибирского банка Сбербанка России Натальей Потаповой.

- Итак, уже года три в Сбербанке новая парадигма. Процесс изменений запущен. Наталья Викторовна, когда ждать фактических изменений и как вообще работает новых подход банка в отношении малого и среднего бизнеса?
- Изменения уже есть и их видно. Может, не так отчетливо, как в сегменте физлиц, но все же. Дальше будет больше. Что касается второго: до недавнего времени основное внимание банк уделял все же крупнейшим нашим заемщикам: у них были персональные клиентские менеджеры, и все их взаимоотношения с банком выстраивались именно через этого специалиста. Понятно, что клиенты уже тогда получали достаточно высокий уровень сервиса. А вот малый и средний бизнес были, что называется, отданы в точку обслуживания. Там, конечно, был специальный персонал, но такого большого внимания предпринимателям не уделялось. Понятно, что при этом какие-то возможности продаж своих продуктов этому сегменту мы теряли. Сейчас такая должность, как клиентский менеджер, появилась в каждом отделении банка, в каждой точке продаж. В задачу этого специалиста входит работа с малым и средним бизнесом. Теперь он контролирует все точки соприкосновения клиента с банком: от подбора банковских продуктов, подачи заявки на кредит, подготовки документов, сроков рассмотрения заявки и выдачи кредита. Он отвечает за качество транзакционных операций и кросс продаж.

- И сколько таких менеджеров в каждом офисе?
- В зависимости от того, сколько клиентов в нем обслуживается. Расчет такой: 1 менеджер на 300 клиентов.

- Одного только введения института клиентских менеджеров вряд ли будет достаточно для радикального изменения ситуации…
- А мы на этом и не останавливаемся. К примеру, мы наделили точки продаж полномочиями по самостоятельному принятию решений о выдаче кредитов. По сути, это означает, что из процесса принятия решения выпадает такое звено, как Кредитный комитет, который замедлял сроки принятие решения, т.к. заседал 1-2 раза в неделю. Этот проект работает во всех филиалах Красноярска, где обслуживается малый и средний бизнес. И в головных офисах отделений.

- А такая децентрализация кредитной политики не приведет к росту рисков?
- Нет, не приведет. Понимаете, с одной стороны это конечно децентрализация, а с другой вполне себе централизация, только в другой точке и по другим несколько правилам, чем раньше.

- Можно подробнее?
В Сбербанке введен такой институт, как андеррайтинг. Он расположен в нескольких городах. Так, например, центр андеррайтинга Восточно-Сибирского банка находится в Перми. А работать это будет приблизительно так: офис получает заявку на кредит, собирает первичную информацию о компании и ее состоянии. Далее заявка уходит к андеррайтеру, который уже проверяет ее параметры на предмет необходимых соответствий, и если заключение положительное, дает отмашку точке о том, что она сама может принять решение. По такой технологии, которая получила название Кредитная фабрика, мы с сентября начали выдавать кредит Доверие - без подтверждения целевого использования и без предоставления залога, только под поручительство собственника бизнеса. Условия его очень просты, поэтому он быстро стал популярным среди предпринимателей. К тому же мы увеличили срок кредитования с двух до трех лет и в рамках специальной акции, приуроченной к своему 170-летию, снизили годовую процентную ставку до 17% (при сроке кредитования до 24 месяцев) и 18% (при сроке кредитования от 25 до 36 месяцев). Кредитная фабрика позволяет Сбербанку принимать решение за 2-3 дня, требуя от клиента минимальный пакет документов.

- А риски в такой ситуации расти не будут?
- Практика показывает, что нет.

- Какая практика? Проект ведь только стартовал.
- Это у нас. А другие территориальные банки Сбербанка работают по этой технологии раньше нас и у них уровень просрочки по этим кредитам меньше 1%.

- С этим понятно. Это что касается процедур. А новые продукты будут появляться? Например, в последнее время много говорят о необходимости кредитования стартапов.
- Да, конечно. И, кстати, касаться он будет как раз стартапов. Правда не полностью лишь в размере 70% от необходимой суммы, остальное заемщику придется найти самому.

- До или после получения денег от вас?
- До.

- И велик ли объем финансирование, которое может предложить Сбербанк предпринимателю на этапе старта?
- Сейчас это от 100 тысяч рублей до 3 млн. Пока этот продукт Бизнес-старт запускается в качестве пилота в 19 городах России, лидерах рейтинга по предпринимательскому климату. Красноярск в их числе.

- 3 млн рублей на стартап немалые деньги. Не опасаетесь, что малому и среднему бизнесу не хватит квалификации написать адекватный бизнес-план под эти деньги и соответственно кредит попадет в плохие активы?
- Опасаемся, потому и решили помимо всего прочее открывать еще так называемые центры развития бизнеса. Первый, кстати, в Красноярске откроется 25 ноября на Взлетке в Первой башне. Его площадь более 600 квадратных метров. Мы позиционируем себя как банк-партнер, предлагающий предпринимателям оптимальные финансовые и нефинансовые инструменты развития своего бизнеса. Центр развития бизнеса будет таким представительством банка и других структур, в задачу которого входит организация сотрудничества с субъектами малого и среднего бизнеса. Помимо банковских услуг, Центр будет оказывать и консультационные, консалтинговые, юридические услуги. Анализ рынка, составление и анализ разного рода бизнес-проектов и бизнес-планов, консультации налоговых органов, пенсионных, по ВЭДу масса всего.

- Это будет для всех или только для клиентов банка?
- Для клиентов и тех, кто пожелает им стать. В Красноярске таких центров будет 6. Так же планируем открывать их во всех отделениях края, республик Хакасия и Тыва.

- Наверняка это стоит немалых денег: покупка помещений, ремонт, оборудование, поиск и обучение кадров. Зачем вам, банку, который имеет столь сильные позиции на депозитарном рынке, в сегменте кредитования физлиц и корпоративного сегмента, малый и средний бизнес? Конечно, это сегмент динамичный, конечно, высокодоходный, но и высокорисковый?!
- Позвольте не согласиться. Как показал кризис, из всех наших клиентов категории малого и среднего бизнеса в проблемные активы попали лишь единицы. Крупный бизнес в этом смысле куда более рискованный. Да и развиваться в этом сегмента уже особо некуда. Так что малый и средний бизнес для банка куда перспективнее с позиций его бизнеса, чем корпоративный. Поэтому мы работаем и будем работать с предпринимателями, постоянно совершенствуя свои продукты и сервис.

Источник: журнал Сфера влияния, 18 от 7.11.2011

17 ноября 2011

Читайте также

АТБ запустил бесплатные звонки из мобильного приложения
Азиатско-Тихоокеанский банк запустил для своих клиентов сервис бесплатных звонков из мобильного приложения АТБ банк
Альфа-Банк объявил неделю Альфа-Выгоды для бизнеса
В рамках Чёрной пятницы клиенты малого бизнеса могут получить полгода бесплатного обслуживания, бесплатные платежи и переводы, 1% на эквайринг и бесплатный валютный контроль
Мобильные офисы налоговой службы будут работать в Красноярском крае
На территории Красноярского края будут работать «Мобильные офисы» налоговой службы
ФНС требует инвесторов с «трансформированными» ИИС вернуть налоговый вычет
Речь идет об инвесторах, которые трансформировали свои старые ИИС в ИИС-3, а также открыли новые инвестсчета
Льготная ипотека в октябре рухнула в штуках
В денежном выражении тоже наблюдалась просадка
Банки снижают «чеки» автокредитов
Средний размер автокредита, который выдавали российские банки в октябре, составил 1,4 млн рублей
Великобритания ввела санкции против «АльфаСтрахования» и ВСК
«АльфаСтрахование» уже находится под санкциями Евросоюза, прямые санкции на ВСК пока еще не вводились
Эксперты оценили будущие выплаты процентов по депозитам в ₽20 трлн
Российские граждане и компании накопили столько денег в банках, что могут одними процентными доходами существенно увеличить капитализацию фондового рынка
ЦБ продлил еще на год право для банков не раскрывать акционеров
Российским банкам разрешили скрывать структуру собственников и руководства, а также раскрывать отчетность с изъятиями еще как минимум в течение года
В Совфеде анонсировали появление новой льготной ипотеки летом 2025 года
Следующим летом в России может появиться новая льготная ипотека для учителей, врачей и других категорий госслужащих