Сервис «второй руки»

Эта мера позволяет защитить от мошенников наиболее уязвимых граждан, в первую очередь пожилых людей, а также усилить родительский контроль за переводами подростков, которые часто оказываются вовлеченными в схемы дропперства без должного понимания негативных последствий.
На подтверждение или отклонение операции отводится 12 часов с момента уведомления. Инициировать подключение сервиса может только сам клиент. Способ подключения услуги каждый банк определяет самостоятельно. Если клиент откажется от услуги, то банк будет обязан отключить ее в течение 24 часов. Такой период охлаждения снизит риск отключения сервиса «второй руки» под влиянием мошенников.
Механизм распространяется на денежные переводы, в том числе с использованием банковских карт, на переводы через Систему быстрых платежей и на снятие наличных.
Сергея Журавлев, управляющего Отделением Красноярск Банка России, отметил:
У многих из нас среди близких есть люди, которым можно помочь принимать финансовые решения. Не для того, чтоб их контролировать, а чтобы оградить от поступков, которые они могут совершить под влиянием мошенников. Предложите им воспользоваться этим сервисом. Для кого-то это станет дополнительной защитой. Ведь мы иногда думаем, что ключик к взрослому информированному человеку злоумышленники не смогут подобрать и бываем слишком самонадеянны в этом. Новый сервис всем нам будет полезен. Им могут воспользоваться пожилые люди, пригласив в помощники своих детей, это будет полезно для семейных пар, для молодых людей, если будут подключены их родители, ведь именно молодежь вовлекают сегодня в дропперство.
Подробнее о сервисе в формате вопрос-ответ
- Что такое сервис «второй руки»?
Сервис поможет защитить деньги от мошенников. Он позволяет человеку назначить уполномоченное лицо (помощника), которое сможет подтверждать или отклонять некоторые банковские операции по переводу, снятию наличных. Если, например, денежный перевод или снятие наличных покажется уполномоченному лицу (помощнику) подозрительным, он может отклонить операцию.
- Кого я могу назначить уполномоченным лицом (помощником)?
Уполномоченным лицом (помощником) можно назначить, например, родственника, друга, знакомого, которому вы доверяете согласование переводов ваших денежных средств. Исключение составляют люди, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
- Сервис будет отправлять на проверку все операции подряд? Или от какой-то суммы?
Клиент сам выбирает виды операций и их критерии, а также счета (вклады), операции по которым требуют подтверждения. Они прописываются в соглашении с банком.
- Где я могу подключить сервис «второй руки»? Мне надо лично прийти в банк или это можно сделать онлайн?
Порядок подключения услуги каждый банк определяет самостоятельно. Уточните возможные способы подключения в вашем банке.
- Если я хочу назначить уполномоченное лицо (помощника), я должен лично прийти в банк или это может сделать, например, мой родственник по доверенности?
Вы можете это сделать как самостоятельно, так и поручить родственнику. В этом случае у родственника должна быть доверенность, содержащая соответствующие полномочия. Подробности уточняйте в вашем банке.
- Сможет ли уполномоченное лицо (помощник) инициировать операции по переводу моих денежных средств?
Нет, не сможет. Уполномоченное лицо (помощник) может только одобрить или отклонить операцию, инициированную вами.
- Какой документ нужен для подтверждения назначения уполномоченного лица (помощника)?
Уполномоченное лицо (помощник) назначается на основании письменного соглашения между банком, клиентом и самим помощником.
- Должно ли уполномоченное лицо (помощник) само быть клиентом того же банка?
В законе такое требование отсутствует, однако его может установить сам банк.
- Как я могу лишить уполномоченное лицо (помощника) права подтверждать или отклонять мои операции по переводу денежных средств?
- Распространяется ли действие сервиса «второй руки» на переводы между собственными счетами в других банках?
Нет, действие сервиса распространяется только на переводы третьим лицам.
- В каком виде приходит запрос на подтверждение операции?
Порядок информирования прописывается в соглашении с банком. Это может быть, например, смс, пуш-уведомление либо иной способ, позволяющий оперативно доставить информацию.
- Установлен ли минимальный срок, в течение которого уполномоченному лицу (помощнику) нужно подтвердить или отклонить операцию?
Минимальный срок законом не установлен. Максимальный срок реакции на уведомление составляет 12 часов.
- Что будет, если уполномоченное лицо (помощник) не отреагирует в течение 12 часов?
Банк отклонит операцию. Но клиент может направить новый запрос. Отреагировать на него уполномоченному лицу (помощнику) также нужно в течение 12 часов, если более короткий срок не установлен в соглашении.