Отмена НДФЛ для части россиян расширит «теневой сектор» экономики
К этой инициативе можно относиться двояко. С одной стороны, предложение как минимум имеет право на существование. Напомним, что в 2024 году поступления от НДФЛ в госбюджет достигли рекордных 8,4 трлн руб., превысив на 4% объём поступлений от налога на прибыль. Это означает, что основное налоговое бремя в РФ несёт не бизнес, а как раз физические лица, включая и малоимущих россиян, так что инициатива партии ЛДПР вполне своевременна.
С другой стороны, высокие поступления от НДФЛ являются пока ещё гарантией того, что бюджетный дефицит в 2025 году ожидается на уровне 1,7%, а если сократятся ещё и эти поступления, то показатель может оказаться значительно большим. Кроме того, государство не может полагаться только на поступления от нефтегазового сектора, поскольку стоимость этих ресурсов нестабильна в течение года, да ещё и с 2023 года цена на российскую нефть стала зависеть от геополитики. Значит, освобождать от НДФЛ значительную часть россиян ещё рано.
На наш взгляд, здесь было бы возможно компромиссное решение в виде освобождения от налогов граждан, у которых официальная зарплата находится на уровне, не выше прожиточного минимума. Это, по разным оценкам, 7-8% населения. Такое решение могло бы положительно повлиять на потребительский спрос и одновременно не нанести большого ущерба бюджетным доходам.
В то же время в России всё ещё имеется достаточно большой «теневой сектор», где работники получают зарплаты в конвертах, и это значит, что официальная зарплата определённого количества россиян «на уровне не выше прожиточного минимума» может оказаться фиктивной. Также стоит учитывать, что после освобождения какой-то части граждан от уплаты НДФЛ «теневой сектор» может начать расти, так как фиктивную низкую зарплату, не облагаемую налогом, некоторым работодателям окажется платить ещё выгоднее, чем в настоящее время.
Таким образом, предложение ЛДПР, с одной стороны, учитывает реалии, сложившиеся во многих регионах, с другой – имеет немало подводных камней, поэтому мы не ожидаем, что подобный законопроект в ближайшее время станет законом.