Микрозаймам России мало

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск
ББР

Микрозаймам России мало

Российские микрофинансовые компании (МФК) после нескольких лет перерыва вновь заинтересовались рынками других стран. ГК Eqvanta учредила компанию во Вьетнаме, «Финбридж» готовится выйти в Индию. Привлекательными эти рынки делают высокая численность населения и низкое проникновение финансовых услуг. Но есть и минусы — например, нестабильность валют, отсутствие знания местной специфики и наработанной базы скоринг-оценки заемщиков.

О том, что ГК Eqvanta создает дочернюю компанию во Вьетнаме EIB Asia Company Limited, стало известно после раскрытия информации. До этого компания не была представлена на международном рынке. Как пояснил “Ъ” гендиректор группы Eqvanta Андрей Клейменов, для развития проекта до выхода на безубыточность потребуется около $2 млн. Эта сумма включает расходы на IT-инфраструктуру, консалтинг, финансирование портфеля. По его оценкам, о возвратности инвестиций и получении дохода можно думать «на горизонте трех лет».

Прежде чем выбрать Вьетнам, Eqvanta провела анализ разных рынков Европы, Азии, Африки. «Наибольший потенциал — в Юго-Восточной части Азии,— поясняют в группе.— Численность населения — 100 млн человек, при этом низкое проникновение финансовых услуг (большей части населения недоступны банковские продукты, они находятся в так называемой серой зоне) и высокое — интернета и технологий (количество смартфонов на 1 тыс. населения во Вьетнаме вдвое больше, чем в России)».

Российские МФК уже пытались выходить на международные рынки несколько лет назад. Так, МФК «Финбридж» в последние три года развивает платежный сервис во Вьетнаме и на Филиппинах. В марте компания планировала выйти на рынок Индии, но проект отложен из-за пандемии. Эпидемиологическая обстановка в стране остается напряженной до сих пор, поясняет управляющий партнер МФК Леонид Корнилов. Но от планов «Финбридж» не отказывается и готова вложить в освоение этого рынка до $10 млн: «Это привлекательный рынок с развитым банковским регулированием и ежегодными темпами роста намного выше российских».

Изучает возможности международного развития и финансовая онлайн-платформа Webbankir, рассказал ее гендиректор Андрей Пономарев, в первую очередь рассматриваются рынки стран Азии и Латинской Америки.

Lime Credit Group (в России бренд «Лайм-Займ») уже несколько лет работает в Мексике и ЮАР. Микрофинансовым компаниям интересны развивающиеся рынки, где сегмент онлайн-кредитования растет на 40–70% в год, говорит сооснователь и гендиректор компании Алексей Нефедов. Необходимо также учитывать численность населения — например, Lime Credit Group ориентируется на страны, где проживает от 30 млн человек, добавляет он. Но решающую роль в решении об экспансии, уточняет господин Нефедов, играет местное законодательство.

Но выход на каждый новый рынок сопряжен с массой рисков и вызовов, подчеркивает частный предприниматель в сфере международного микрофинансирования Георгий Шабад. От рынка к рынку различаются не только регулирование, но и отношение к нему, вопросы безопасности и идентификации, потребительские привычки, уровень доходов, правила скоринга. «Кроме того, необходимо закладывать валютный риск,— добавляет господин Шабад.— Компания выходит на зарубежный рынок в долларах, но ее активы номинированы в местной валюте. А если мы говорим о рынках развивающихся стран, то их валюта нестабильна по отношению к доллару».

Тем не менее выход на иностранные рынки — один из логичных и закономерных путей развития любого бизнеса, отмечает председатель совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев. «Страны Азии, Латинской Америки и Африки, куда чаще всего и выходят российские МФК, имеют огромный потенциал для тех, кто работает с unbanked клиентами»,— поясняет он. В целом же, добавляет господин Шабад, МФК выходят на международные рынки, если они уже исчерпали возможности роста на локальном рынке или смогли создать такую универсальную технологическую модель, которую возможно эффективно мультиплицировать.

Полина Трифонова

Источник: Газета "Коммерсантъ" №68/П от 19.04.2021
Тэги:

Читайте также

Предприниматели могут почить 6 месяцев бесплатного эквайринга от СДМ-Банка
До 31 декабря 2025 года предприниматели сегмента малого и среднего бизнеса получили возможность подключить торговый эквайринг на максимально выгодных условиях.
«Малодетных» отваживают от семейной ипотеки
«Малодетных» отваживают от семейной ипотеки
Напомню, речь идёт о 4% для многодетных, 6% для «двухдетных» и 12% для однодетных
Дальневосточный банк вошел в лидеры рейтинга лучших детских дебетовых карт в сентябре
Дальневосточный банк вошел в лидеры рейтинга лучших детских дебетовых карт в сентябре 2025 года
АТБ запустил реферальную программу для держателей банковских карт
С 1 сентября Азиатско-Тихоокеанский банк запустил реферальную программу для держателей своих карт
Дмитрий Пьянов раскрыл секрет, в чем сила российских банков
В чем сила российских банков, какой Халк защищает финансовые организации от хакеров, сколько дивидендов будет платить ВТБ
Самозанятых хотят упразднить из-за роста теневой экономики
В Минэкономразвития сегодня заявили, что действующий в России режим для плательщиков налога на профессиональный доход
К шринкфляции в России добавилась скимпфляция
В России распространяется скимпфляция
Из российских новостроек исчезают квартиры с отделкой
На замену им приходят лоты «в бетоне» или смешанный формат, когда в одном жилом комплексе представлены все виды отделки
Россельхозбанк снизил ставки по кредитам
Россельхозбанк снизил ставки по кредитам
На маркетплейсах могут появиться новые невозвратные тарифы для некоторых товаров
Однако подобное нововведение может противоречить закону «О защите прав потребителей», указывает эксперт