Отказ в дистанционном банковском обслуживании (по 115-ФЗ): какие шаги предпринять?

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск
ББР

Отказ в дистанционном банковском обслуживании (по 115-ФЗ): какие шаги предпринять?

Сегодня банки имеют довольно широкий арсенал средств для отказа клиенту в обслуживании: арест, приостановление операций, замораживание (блокирование) денежных средств, отказ в открытии счёта, отказ в выполнении распоряжения о совершении операции, расторжение договора банковского счёта и, соответственно, закрытие счёта. Для каждой из этих ограничительных мер существуют основания, процедуры, нормативы. Для каждой из них предусмотрены и процедуры обжалования.

Портал «Финансист» попросил Диану Геннадьевну Алексееву, руководителя финансово-банковской практики МКА «ЛЕГИС ГРУПП», доктора юридических наук, профессора, рассказать, какие шаги необходимо предпринимать, столкнувшись с отказом в ДБО.

«Иногда банки смешивают существующие порядки и процедуры, делая для клиента затруднительной защиту собственных прав. Я считаю это своего рода недобросовестной практикой ведения банковского бизнеса. Её результатом становится вынужденное бездействие клиента, невозможность воспользоваться предусмотренными законодательством способами юридической защиты.

В частности, Федеральным законом от 07.08.2001 номер 115-ФЗ предусмотрено право банка отказать клиенту в выполнении его распоряжения о совершении операции по счету. В случае возникновения у банка подозрений в том, что целью операции будет являться «отмывание грязных денег» или финансирование терроризма. Для этой процедуры предусмотрены понятные защитные механизмы. Клиент вправе обратиться с заявлением о разблокировке счета сначала в сам банк, потом в специальную межведомственную комиссию Банка России или в суд. Некоторые банки применяют иную форму запретов: ограничивают клиента в дистанционном банковском обслуживании (ДБО).

Кажущаяся простота этой процедуры иллюзорна. Эта ограничительная мера не имеет четкого законодательного регулирования и определяется преимущественно в рекомендациях Банка России. Для клиента ограничивается возможность пользоваться электронными банковскими услугами (включая интернет-банкинг). Остаётся возможность приносить в банк платежки на исполнение на бумажном носителе. По данному ограничению (в отличие от отказа в проведении операции) сведения о клиенте не направляются в Росфинмониторинг и он не попадает в «чёрный» список отказников».

Но! Обжалование действий банка при таком формате ограничений межведомственной комиссией невозможно. Судебная практика здесь исходит из того, что «прекращение услуг ДБО не является отказом в проведении операций, а лишь изменяет способ взаимодействия между банком и клиентом по передаче распоряжений и не лишает клиента права свободно распоряжаться находящимися на счете денежными средствами с использованием платёжных документов на бумажном носителе.

В итоге у клиента остаётся лишь возможность взаимодействовать с банком по поводу предоставления дополнительных документов снова и снова, либо обращаться с соответствующим исковым заявлением в суд и вовлекаться в длительные судебные тяжбы с неопределённым результатом.

Моя рекомендация в такой ситуации: представить в банк платежки на бумажном носителе. В случае отказа в их проведении у клиента появится возможность запросить у банка уведомление об основаниях отказа в выполнении распоряжения (а это уже другая процедура), и этот отказ уже обжаловать в межведомственной комиссии Банка России в установленном порядке».

Источник: Портал «Финансист»
Тэги:

Читайте также

Новый состав Консультационного совета акционеров ВТБ приступил к работе
В банке ВТБ состоялось первое заседание нового состава Консультационного совета акционеров (КСА) ВТБ
Россияне отказываются от сбережений в валюте из-за риска блокировки активов
Исследование холдинга "Ромир" показало, что 45% россиян не имеют сбережений
ВТБ: россияне сохранили тренд на накопления в июле
По оценкам ВТБ, в июле портфель пассивов физлиц в российских банках вырос на 793 млрд рублей
В краевой Росреестр поступило 2 907 заявлений на государственную регистрацию ипотеки
Управлением Росреестра по Красноярскому краю подведены итоги по регистрации ипотеки в июле 2025 года в Красноярском крае
Грозит ли России массовое банкротство девелоперов?
Вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин обнародовал новый тревожный прогноз
Россияне жалуются на пакеты допуслуг при оформлении ипотеки
Россияне жалуются на навязывание дополнительных услуг при оформлении ипотеки
Депутат Лантратова предложила Набиуллиной выпустить рекомендации ЦБ по благотворительности
Лантратова предложила Набиуллиной создать сервисы по благотворительности
В России меняются правила оформления материнского капитала
В помощь родителям добавляются возможности Единой цифровой платформы в социальной сфере
Минцифры ужесточит контроль за 5G через спутник
Минцифры обяжет спутниковых операторов ставить на наземных станциях оборудование для отслеживания трафика 5G-устройств
Хуснуллин заявил, что рыночная ипотека почти перестала существовать
С таким явлением, по словам вице-премьера правительства, рынок жилья столкнулся впервые