Отказ в дистанционном банковском обслуживании (по 115-ФЗ): какие шаги предпринять?

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Отказ в дистанционном банковском обслуживании (по 115-ФЗ): какие шаги предпринять?

Сегодня банки имеют довольно широкий арсенал средств для отказа клиенту в обслуживании: арест, приостановление операций, замораживание (блокирование) денежных средств, отказ в открытии счёта, отказ в выполнении распоряжения о совершении операции, расторжение договора банковского счёта и, соответственно, закрытие счёта. Для каждой из этих ограничительных мер существуют основания, процедуры, нормативы. Для каждой из них предусмотрены и процедуры обжалования.

Портал «Финансист» попросил Диану Геннадьевну Алексееву, руководителя финансово-банковской практики МКА «ЛЕГИС ГРУПП», доктора юридических наук, профессора, рассказать, какие шаги необходимо предпринимать, столкнувшись с отказом в ДБО.

«Иногда банки смешивают существующие порядки и процедуры, делая для клиента затруднительной защиту собственных прав. Я считаю это своего рода недобросовестной практикой ведения банковского бизнеса. Её результатом становится вынужденное бездействие клиента, невозможность воспользоваться предусмотренными законодательством способами юридической защиты.

В частности, Федеральным законом от 07.08.2001 номер 115-ФЗ предусмотрено право банка отказать клиенту в выполнении его распоряжения о совершении операции по счету. В случае возникновения у банка подозрений в том, что целью операции будет являться «отмывание грязных денег» или финансирование терроризма. Для этой процедуры предусмотрены понятные защитные механизмы. Клиент вправе обратиться с заявлением о разблокировке счета сначала в сам банк, потом в специальную межведомственную комиссию Банка России или в суд. Некоторые банки применяют иную форму запретов: ограничивают клиента в дистанционном банковском обслуживании (ДБО).

Кажущаяся простота этой процедуры иллюзорна. Эта ограничительная мера не имеет четкого законодательного регулирования и определяется преимущественно в рекомендациях Банка России. Для клиента ограничивается возможность пользоваться электронными банковскими услугами (включая интернет-банкинг). Остаётся возможность приносить в банк платежки на исполнение на бумажном носителе. По данному ограничению (в отличие от отказа в проведении операции) сведения о клиенте не направляются в Росфинмониторинг и он не попадает в «чёрный» список отказников».

Но! Обжалование действий банка при таком формате ограничений межведомственной комиссией невозможно. Судебная практика здесь исходит из того, что «прекращение услуг ДБО не является отказом в проведении операций, а лишь изменяет способ взаимодействия между банком и клиентом по передаче распоряжений и не лишает клиента права свободно распоряжаться находящимися на счете денежными средствами с использованием платёжных документов на бумажном носителе.

В итоге у клиента остаётся лишь возможность взаимодействовать с банком по поводу предоставления дополнительных документов снова и снова, либо обращаться с соответствующим исковым заявлением в суд и вовлекаться в длительные судебные тяжбы с неопределённым результатом.

Моя рекомендация в такой ситуации: представить в банк платежки на бумажном носителе. В случае отказа в их проведении у клиента появится возможность запросить у банка уведомление об основаниях отказа в выполнении распоряжения (а это уже другая процедура), и этот отказ уже обжаловать в межведомственной комиссии Банка России в установленном порядке».

Источник: Портал «Финансист»
Тэги:

Читайте также

В отношении Романа Гольдмана введена процедура реализации имущества
Сегодня, 6 мая, Арбитражный суд Красноярского края огласил резолютивную часть решения о признании бывшего депутата законодательного собрания и бизнесмена Романа Гольдмана банкротом
Активность иностранного бизнеса в России превысила досанкционный уровень
В 2024 году количество заявок на регистрацию иностранных товарных знаков превысило досанкционный уровень на 18%
В фокусе внимания мошенников сайты авиакомпаний и билетных маркетплейсов
В период майских праздников ВТБ предупреждает о сезонном росте случаев мошенничества, связанных с покупками туристических путевок или фальшивых авиабилетов
Дальневосточный банк расширил список стран для денежных переводов физическим лицам
Переводы на карты Visa за рубеж в Дальневосточном банке пополнились новыми направлениями
Объем торгов на Московской бирже в апреле превысил 145 триллионов рублей
Рынок акций продемонстрировал рост на 5% по сравнению с мартом 2025 года
В России резко снизилась себестоимость строительства частных домов
Себестоимость строительства частных домов в большинстве регионов России в 2025 году снизилась в среднем на 10–15%
ЦБ признал, что россияне не доверяют официальным данным об инфляции
Россияне не доверяют официальным данным об инфляции
Верховный суд защитил права инвесторов при конвертации депозитарных расписок
Высшая инстанция встала на сторону владельца депозитарных расписок, которому Райффайзенбанк отказал в обмене бумаг
Назван средний размер ипотеки в России
Средний размер ипотечного кредита в марте 2025 года составил 4,44 млн рублей
Средняя максимальная ставка по вкладам в топ-10 банков продолжает падать
Средняя максимальная ставка по рублевым вкладам в топ-10 российских банков продолжает снижаться уже одиннадцатую декаду подряд