Отказ в дистанционном банковском обслуживании (по 115-ФЗ): какие шаги предпринять?

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск
ББР

Отказ в дистанционном банковском обслуживании (по 115-ФЗ): какие шаги предпринять?

Сегодня банки имеют довольно широкий арсенал средств для отказа клиенту в обслуживании: арест, приостановление операций, замораживание (блокирование) денежных средств, отказ в открытии счёта, отказ в выполнении распоряжения о совершении операции, расторжение договора банковского счёта и, соответственно, закрытие счёта. Для каждой из этих ограничительных мер существуют основания, процедуры, нормативы. Для каждой из них предусмотрены и процедуры обжалования.

Портал «Финансист» попросил Диану Геннадьевну Алексееву, руководителя финансово-банковской практики МКА «ЛЕГИС ГРУПП», доктора юридических наук, профессора, рассказать, какие шаги необходимо предпринимать, столкнувшись с отказом в ДБО.

«Иногда банки смешивают существующие порядки и процедуры, делая для клиента затруднительной защиту собственных прав. Я считаю это своего рода недобросовестной практикой ведения банковского бизнеса. Её результатом становится вынужденное бездействие клиента, невозможность воспользоваться предусмотренными законодательством способами юридической защиты.

В частности, Федеральным законом от 07.08.2001 номер 115-ФЗ предусмотрено право банка отказать клиенту в выполнении его распоряжения о совершении операции по счету. В случае возникновения у банка подозрений в том, что целью операции будет являться «отмывание грязных денег» или финансирование терроризма. Для этой процедуры предусмотрены понятные защитные механизмы. Клиент вправе обратиться с заявлением о разблокировке счета сначала в сам банк, потом в специальную межведомственную комиссию Банка России или в суд. Некоторые банки применяют иную форму запретов: ограничивают клиента в дистанционном банковском обслуживании (ДБО).

Кажущаяся простота этой процедуры иллюзорна. Эта ограничительная мера не имеет четкого законодательного регулирования и определяется преимущественно в рекомендациях Банка России. Для клиента ограничивается возможность пользоваться электронными банковскими услугами (включая интернет-банкинг). Остаётся возможность приносить в банк платежки на исполнение на бумажном носителе. По данному ограничению (в отличие от отказа в проведении операции) сведения о клиенте не направляются в Росфинмониторинг и он не попадает в «чёрный» список отказников».

Но! Обжалование действий банка при таком формате ограничений межведомственной комиссией невозможно. Судебная практика здесь исходит из того, что «прекращение услуг ДБО не является отказом в проведении операций, а лишь изменяет способ взаимодействия между банком и клиентом по передаче распоряжений и не лишает клиента права свободно распоряжаться находящимися на счете денежными средствами с использованием платёжных документов на бумажном носителе.

В итоге у клиента остаётся лишь возможность взаимодействовать с банком по поводу предоставления дополнительных документов снова и снова, либо обращаться с соответствующим исковым заявлением в суд и вовлекаться в длительные судебные тяжбы с неопределённым результатом.

Моя рекомендация в такой ситуации: представить в банк платежки на бумажном носителе. В случае отказа в их проведении у клиента появится возможность запросить у банка уведомление об основаниях отказа в выполнении распоряжения (а это уже другая процедура), и этот отказ уже обжаловать в межведомственной комиссии Банка России в установленном порядке».

Источник: Портал «Финансист»
Тэги:

Читайте также

Красноярцы могут сдать онлайн-зачет по финансовой грамотности
С 7 по 28 октября проходит VIII Всероссийский онлайн-зачет по финансовой грамотности
Исследование Литрес и ВТБ: Остап Бендер – самый известный финансовый «гений» русской классики
Книжный сервис Литрес и ВТБ выяснили, кого из героев русской классики россияне считают финансовым «гением»
Клиентам банков ограничат число карт: в чём плюсы и минусы?
В декабре может появиться нормативный акт
Количество частных инвесторов в Красноярском крае по итогам сентября составило 820 тысяч
В Красноярском крае количество частных инвесторов, имеющих брокерские счета на Московской бирже, по итогам сентября 2025 года составило 820 тыс.
Правкомиссия одобрила повышение исполнительского сбора до 12%
При этом сбор будет удерживаться параллельно с погашением суммы долга, а не после завершения процедуры
Доля проблемных ипотечных кредитов превысила 1,5%
Это стало следствием вызревания кредитов, выданных во время действия массовой льготной ипотеки
Налоговые органы сократили сроки выездных проверок бизнеса
В ФНС России объясняют это улучшением аналитически инструментов и программных комплексов
Минфин отказался повышать ставку по налогу на банковскую прибыль
От этой идеи отказались, поскольку банкам нужен капитал
Против бывшего банкира Ананьева возбудили новое уголовное дело
В отношении бывшего совладельца Промсвязьбанка (ПСБ) Алексея Ананьева возбуждено новое уголовное дело — о мошенничестве
Колл-центры научились обходить требования о маркировке звонков
Сотрудники агентств обзванивают клиентов с личных номеров