Отказ в дистанционном банковском обслуживании (по 115-ФЗ): какие шаги предпринять?

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск
ББР

Отказ в дистанционном банковском обслуживании (по 115-ФЗ): какие шаги предпринять?

Сегодня банки имеют довольно широкий арсенал средств для отказа клиенту в обслуживании: арест, приостановление операций, замораживание (блокирование) денежных средств, отказ в открытии счёта, отказ в выполнении распоряжения о совершении операции, расторжение договора банковского счёта и, соответственно, закрытие счёта. Для каждой из этих ограничительных мер существуют основания, процедуры, нормативы. Для каждой из них предусмотрены и процедуры обжалования.

Портал «Финансист» попросил Диану Геннадьевну Алексееву, руководителя финансово-банковской практики МКА «ЛЕГИС ГРУПП», доктора юридических наук, профессора, рассказать, какие шаги необходимо предпринимать, столкнувшись с отказом в ДБО.

«Иногда банки смешивают существующие порядки и процедуры, делая для клиента затруднительной защиту собственных прав. Я считаю это своего рода недобросовестной практикой ведения банковского бизнеса. Её результатом становится вынужденное бездействие клиента, невозможность воспользоваться предусмотренными законодательством способами юридической защиты.

В частности, Федеральным законом от 07.08.2001 номер 115-ФЗ предусмотрено право банка отказать клиенту в выполнении его распоряжения о совершении операции по счету. В случае возникновения у банка подозрений в том, что целью операции будет являться «отмывание грязных денег» или финансирование терроризма. Для этой процедуры предусмотрены понятные защитные механизмы. Клиент вправе обратиться с заявлением о разблокировке счета сначала в сам банк, потом в специальную межведомственную комиссию Банка России или в суд. Некоторые банки применяют иную форму запретов: ограничивают клиента в дистанционном банковском обслуживании (ДБО).

Кажущаяся простота этой процедуры иллюзорна. Эта ограничительная мера не имеет четкого законодательного регулирования и определяется преимущественно в рекомендациях Банка России. Для клиента ограничивается возможность пользоваться электронными банковскими услугами (включая интернет-банкинг). Остаётся возможность приносить в банк платежки на исполнение на бумажном носителе. По данному ограничению (в отличие от отказа в проведении операции) сведения о клиенте не направляются в Росфинмониторинг и он не попадает в «чёрный» список отказников».

Но! Обжалование действий банка при таком формате ограничений межведомственной комиссией невозможно. Судебная практика здесь исходит из того, что «прекращение услуг ДБО не является отказом в проведении операций, а лишь изменяет способ взаимодействия между банком и клиентом по передаче распоряжений и не лишает клиента права свободно распоряжаться находящимися на счете денежными средствами с использованием платёжных документов на бумажном носителе.

В итоге у клиента остаётся лишь возможность взаимодействовать с банком по поводу предоставления дополнительных документов снова и снова, либо обращаться с соответствующим исковым заявлением в суд и вовлекаться в длительные судебные тяжбы с неопределённым результатом.

Моя рекомендация в такой ситуации: представить в банк платежки на бумажном носителе. В случае отказа в их проведении у клиента появится возможность запросить у банка уведомление об основаниях отказа в выполнении распоряжения (а это уже другая процедура), и этот отказ уже обжаловать в межведомственной комиссии Банка России в установленном порядке».

Источник: Портал «Финансист»
Тэги:

Читайте также

ФАС возбудила дело против ОТП банка
ФАС возбудила дело против "ОТП банка" из-за рекламы накопительного счета
Достижимы ли ипотечные ставки в 10-12% в 2026 году?
Средняя ставка по ипотеке в России к концу 2026 года может стабилизироваться на уровне 10–11% годовых
Портфель пассивов клиентов среднего и малого бизнеса ВТБ превысил 5 триллионов рублей
С начала 2025 года ВТБ увеличил портфель привлеченных средств клиентов среднего и малого бизнеса на 20%
Солид Банк запустил детскую карту с кешбэком
Солид Банк запустил продукт для детей и подростков –  карту с кешбэком 10% на выделенные категории
ВТБ улучшил условия по переводам в Китай для розничных клиентов
ВТБ уменьшил комиссии на переводы по реквизитам в Китай для розничных клиентов и снизил безналичный курс покупки юаня
Россельхозбанк оценил объем внешнеторговых сделок в юанях
Глава Россельхозбанка Листов: объем внешнеторговых сделок в юанях превышает 40%
Сотрудники выездного сервиса ВТБ проходят в день путь леопарда
Специалисты выездного сервиса ВТБ в среднем проходят пешком и проезжают от 15 до 60 км в день
Минпромторг увеличит скидку на льготный лизинг легких коммерческих авто
Минпромторг временно увеличит скидку на льготный лизинг легких коммерческих авто
В НРА рассказали о средней ставке по ипотеке к концу 2026 года
Глава НРА Григорьева: средняя ставка по ипотеке к концу 2026 года может составить 10-11%
ВТБ предоставил гарантийную поддержку бизнесу на 3 триллиона рублей
За пять лет ВТБ предоставил клиентам среднего и малого бизнеса гарантии и аккредитивы более чем на 3 трлн рублей