Отказ в дистанционном банковском обслуживании (по 115-ФЗ): какие шаги предпринять?

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Отказ в дистанционном банковском обслуживании (по 115-ФЗ): какие шаги предпринять?

Сегодня банки имеют довольно широкий арсенал средств для отказа клиенту в обслуживании: арест, приостановление операций, замораживание (блокирование) денежных средств, отказ в открытии счёта, отказ в выполнении распоряжения о совершении операции, расторжение договора банковского счёта и, соответственно, закрытие счёта. Для каждой из этих ограничительных мер существуют основания, процедуры, нормативы. Для каждой из них предусмотрены и процедуры обжалования.

Портал «Финансист» попросил Диану Геннадьевну Алексееву, руководителя финансово-банковской практики МКА «ЛЕГИС ГРУПП», доктора юридических наук, профессора, рассказать, какие шаги необходимо предпринимать, столкнувшись с отказом в ДБО.

«Иногда банки смешивают существующие порядки и процедуры, делая для клиента затруднительной защиту собственных прав. Я считаю это своего рода недобросовестной практикой ведения банковского бизнеса. Её результатом становится вынужденное бездействие клиента, невозможность воспользоваться предусмотренными законодательством способами юридической защиты.

В частности, Федеральным законом от 07.08.2001 номер 115-ФЗ предусмотрено право банка отказать клиенту в выполнении его распоряжения о совершении операции по счету. В случае возникновения у банка подозрений в том, что целью операции будет являться «отмывание грязных денег» или финансирование терроризма. Для этой процедуры предусмотрены понятные защитные механизмы. Клиент вправе обратиться с заявлением о разблокировке счета сначала в сам банк, потом в специальную межведомственную комиссию Банка России или в суд. Некоторые банки применяют иную форму запретов: ограничивают клиента в дистанционном банковском обслуживании (ДБО).

Кажущаяся простота этой процедуры иллюзорна. Эта ограничительная мера не имеет четкого законодательного регулирования и определяется преимущественно в рекомендациях Банка России. Для клиента ограничивается возможность пользоваться электронными банковскими услугами (включая интернет-банкинг). Остаётся возможность приносить в банк платежки на исполнение на бумажном носителе. По данному ограничению (в отличие от отказа в проведении операции) сведения о клиенте не направляются в Росфинмониторинг и он не попадает в «чёрный» список отказников».

Но! Обжалование действий банка при таком формате ограничений межведомственной комиссией невозможно. Судебная практика здесь исходит из того, что «прекращение услуг ДБО не является отказом в проведении операций, а лишь изменяет способ взаимодействия между банком и клиентом по передаче распоряжений и не лишает клиента права свободно распоряжаться находящимися на счете денежными средствами с использованием платёжных документов на бумажном носителе.

В итоге у клиента остаётся лишь возможность взаимодействовать с банком по поводу предоставления дополнительных документов снова и снова, либо обращаться с соответствующим исковым заявлением в суд и вовлекаться в длительные судебные тяжбы с неопределённым результатом.

Моя рекомендация в такой ситуации: представить в банк платежки на бумажном носителе. В случае отказа в их проведении у клиента появится возможность запросить у банка уведомление об основаниях отказа в выполнении распоряжения (а это уже другая процедура), и этот отказ уже обжаловать в межведомственной комиссии Банка России в установленном порядке».

Источник: Портал «Финансист»
Тэги:

Читайте также

ОТП Банк уменьшил доходность двух вкладов
С 19 июня в ОТП Банке снижена доходность вкладов «Горизонт» и «Притяжение»
Котяков рассказал о росте МРОТ в 2026 году
Министр труда Котяков: МРОТ превысит 27 тысяч рублей в 2026 году
Уралсиб понизил ставки вклада «Доход» в рублях
С сегодняшнего дня, 20 июня 2025 года, в банке Уралсиб снижены ставки флагманского вклада «Доход»
В ВТБ назвали уровень ставок по депозитам при снижении ключевой ставки
Ставки по депозитам при снижении ключевой ставки будут снижаться более быстрыми темпами, считает первый зампред ВТБ Дмитрий Пьянов
Минцифры расширило список данных для передачи силовикам
Маркетплейсы будут предоставлять информацию об устройствах пользователей
ВТБ делает ставку на креатив, прогнозирует сохранение единиц банков
ВТБ намерен укреплять позиции на рынке за счет развития региональной сети, продуктового развития и внедрения креативных технологий
Бизнес выступил против расширения полномочий ФНС
«Опора России» опасается дублирования функций аудиторов и налоговой
Пополнить баланс PUBG Mobile можно в Дальневосточном банке
Баланс популярной игры PUBG Mobile теперь можно пополнить в интернет-офисе или мобильном приложении Дальневосточного банка
Продукты ВТБ можно будет оформить на маркетплейсе Мосбиржи
19 июня на ПМЭФ-2025 Московская биржа и ВТБ заключили соглашение о технологической интеграции сервисов банка с платформой Финуслуги
Завершен второй этап интеграции Почта Банка
ВТБ завершает второй этап интеграции с Почта Банком