Необоснованное дробление бизнеса

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Необоснованное дробление бизнеса

Сегодня в ФНС России особую актуальность принимают новые методы налогового контроля, позволяющие эффективно выявлять схемы необоснованного «дробления» бизнеса, которые осуществляются недобросовестными организациями в целях получения существенной налоговой экономии в ущерб государственным и общественным интересам.

Об этом поговорим с заместителем руководителя Управления ФНС России по Красноярскому краю Ольгой Бучацкой.

- Ольга Валентиновна, поясните, к каким последствиям приводит искусственное разделение или дробление бизнеса? Как сегодня продвигается работа налоговых органов региона в этом направлении?

Налоговые органы Красноярского края продолжают активно работать по установлению схем дробления бизнеса. Прежде всего, это связано с тем, что зачастую при проведении налоговых проверок устанавливаются факты фиктивного разделения бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды, применения льготного режима налогообложения. Как правило, у налогоплательщика отсутствует реальная необходимость в создании дополнительных взаимозависимых организаций и дробление бизнеса проводится искусственно. При таких схемах бизнес, фактически не относящийся к категории малого, получает существенную налоговую экономию в ущерб государственным и общественным интересам.

В результате, искусственное разделение бизнеса приводит к тому, что бюджет недополучает большие суммы налогов, малый бизнес страдает из-за недобросовестной конкуренции со стороны более крупных игроков, а потребители вводятся в заблуждение: они покупают товары у номинальных организаций и предпринимателей, а не у реального продавца, что усложняет защиту их прав.

- Это касается любого разделения бизнеса? 

По данным информационных ресурсов налоговых органов, использование специальных налоговых режимов крупными и средними налогоплательщиками с помощью искусственного разделения бизнеса или дробления, является одним из самых популярных средств налоговой оптимизации.

Нужно четко понимать, что никто не отменял право налогоплательщиков использовать законодательные преференции по налогам для экономии средств. Однако, между разрешенной законом оптимизацией и нарушающим нормы закона дроблением с целью получения необоснованной выгоды есть четкая грань. 

Проявлением недобросовестности является создание (выделение) юридического лица исключительно для уменьшения налоговой нагрузки без цели ведения фактической предпринимательской деятельности. 

Судебная практика, исходя из общих законодательных принципов, выработала этот подход уже давно. Теперь это зафиксировано и отдельной статьей 54.1 НК "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов".


- Какая ответственность существует за подобные действия? 

При установлении во время проведения налоговой проверки таких фактов, налоговый орган вправе применить ответственность по статье 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 40%, на руководителя и учредителей, направить материалы в следственные органы для возбуждения уголовного дела по статье 199 Уголовного кодекса РФ – уклонение от уплаты налогов. Уголовное дело может быть прекращено только при полном погашении всех доначисленных сумм налогов, пени, штрафов.


- Мы уже неоднократно рассказывали читателям нашей газеты, что сегодня направленность мероприятий налогового контроля в отношении того или иного налогоплательщика, в первую очередь, определяется с применением риск-ориентированного подхода. Это помогает выявлению недобросовестных бизнесменов?

Безусловно, ведь основой риск-ориентированного подхода в налоговом контроле является распределение налогоплательщиков по категориям: высокий риск (усиленный контроль), средний риск (обычный контроль), низкий риск (упрощенный контроль). Распределение происходит с применением определенных критериев (всего их 84), которые постоянно актуализируются. В их число входят: общий анализ организации, анализ регистрационных данных, анализ налоговой истории организации, анализ бенефициаров и т.д. Каждому критерию соответствует свой балл, на основе которых происходит ранжирование налогоплательщиков по категориям риска. Благодаря программному комплексу АСК «НДС-2», стартовавшему в 2015 году, контролирующий орган способен видеть не только уровень риска проверяемого плательщика, но и всех его контрагентов.

Таким образом, на данный момент актуальным принципом оценки выступает не оценка организации как отдельной единицы, а анализ бизнес-среды и ее контрагентов, благодаря чему налогоплательщики стремятся сотрудничать с контрагентами, руководствующимися принципом открытости и прозрачности бизнеса, вследствие чего сокращается количество фирм-однодневок, создаваемых в целях необоснованного «дробления» бизнеса.

Очевидно, что «однодневки» становятся невыгодны, более того, иметь дело с подобными «пустышками» стало юридически опасно, по факту теперь невозможно возместить НДС, который никто не уплачивал. 

В будущем это произведет позитивное влияние на экономику: добросовестный бизнес не должен иметь неравных условий в конкуренции с тем, что использует агрессивное налоговое планирование, участвует в операциях с контрабандой.

- Давайте разберемся, что называется «однодневкой»? 

«Однодневка» - это в первую очередь компания, которая изначально создана без легальной деловой цели для прикрытия других операций. Она не ведет реальной деятельности, прикрывается фиктивными сделками, обычно не сдает налоговую отчетность, не платит налоги, зафиксирована по адресам массовой регистрации, или же по месту регистрации и нахождения ее исполнительного органа ничего нет. Раньше для регистрации таких компаний использовались паспорта умерших лиц. В нашем случае, это структуры, используемые для агрессивного налогового планирования либо для прямого уклонения от налогов, это уже следствие, но изначально такая компания создается без деловой цели, мы их идентифицируем именно по этому признаку.


- По информации ФНС, в 2011 году под определение «однодневок» подпадало 1,8 миллионов компаний, примерно 40% от общего количества зарегистрированных юридических лиц. По данным системы «Интерфакс-Спарк» за семь лет произошло снижение количества «однодневок» практически в пять раз, сейчас это примерно 7,3% от всех юридических лиц в стране, которых в целом 4,26 миллионов. Насколько удалось качественно снизить уровень компаний с признаками фиктивности?

Действительно, совсем недавно это была общеэкономическая проблема, с которой приходилось бороться, что называется всем миром. Со стороны власти это была совместная работа с коллегами из многих государственных ведомств и, конечно, правоохранительного блока. Бюджетная система тогда терпела колоссальные убытки, ведь «однодневки» очень негативно воздействовали на всю экономику. Цифры, которые приводятся сегодня - свидетельство того, как экономика очищается от недобросовестных налогоплательщиков.

Если говорить о результатах на уровне нашего региона, хотелось отметить, что налоговые органы продолжают активно исключать из реестра недействующие компании. В 2016–2018 годах исключено порядка 22 тыс. организаций. В ЕГРЮЛ вносим информацию о недостоверности сведений в таких компаниях. Эту информацию используют другие ведомства, банки и контрагенты. В результате нашей работы снизилось количество компаний, не представляющих отчетность более года снизился с 16 % в 2016 году до 7 % на сегодня.

- Во избежание риска негативных последствий и для сохранения деловой репутации, что предлагают налоговые органы Красноярского края?

Хочу обратить особое внимание налогоплательщиков на то, что Федеральная налоговая служба продолжает вести активную борьбу с компаниями, которые используют схемы дробления бизнеса для ухода от налогов.

Ликвидация подобной практики необоснованного дробления бизнеса позволит вернуть в бюджетную систему крупные суммы платежей, которые сейчас в нее не поступают, а также сделать рынок более конкурентным и обеспечить защиту прав потребителей.

Сегодня мы предлагаем налогоплательщикам добровольно отказаться от применения схем дробления бизнеса, уточнить свои налоговые обязательства и предоставить налоговую отчетность по общему режиму налогообложения.

Беседовала Ольга Юркова, пресс-секретарь Управления ФНС России по Красноярскому краю

Источник: ФНС России по Красноярскому краю
Тэги:

Читайте также

Международный Финансовый Клуб - 16 лет работы в Красноярске
15 мая 2009 года филиал банка в Красноярске распахнул свои двери для красноярцев
«Известия»: клиенты банков жалуются на скрытое подключение платных услуг
Клиенты Альфа-банка, Газпромбанка, Ак Барс Банка и других банков в конце апреля стали активно жаловаться на списания за платные уведомления или премиальные программы
Российские банки предоставили свыше 380 миллиардов рублей залоговых кредитов в апреле
По предварительным оценкам ВТБ, в апреле банки предоставили россиянам около 275 млрд рублей на покупку недвижимости
Минфин против расширения льготной ипотеки на семьи с одним ребенком до 18 лет
Глава министерства Антон Силуанов пояснил, что такое решение обосновано в условиях финансовых ограничений бюджета
АКРА повысило кредитный рейтинг СДМ-Банка до уровня A-(RU)
Аналитическое кредитное рейтинговое агентство  повысило кредитный рейтинг СДМ-Банка до уровня A-(RU), прогноз «Стабильный»
Правительство может снизить «порог» цены на нефть для бюджетного правила
Власти могут снизить пороговое значение с $60 до $50 за баррель уже в следующем году
В России резко выросла доля ипотечников одной возрастной категории
В марте 2025 года 44,9% ипотечных кредитов получили заемщики в возрасте от 30 до 40 лет
ЦБ: количество нелегальных финансовых компаний за год к апрелю выросло на 56%
Регулятор обнаружил 2780 таких организаций в первом квартале 2025 года
Соцфонд назвал средний размер пенсии в России
Средний размер пенсии в России к 1 января 2025 года составил 23 175,17 рубля