ЦБ раскроет ограничения КПК
Банк России планирует публиковать предписания о приостановлении деятельности кредитно-потребительских кооперативов (КПК) на своем сайте. Разумеется, в рамках борьбы с недобросовестными практиками: регулятор рассчитывает, что это поможет минимизировать ситуации невозврата пайщикам их вкладов и привлечения новых денежных средств при наличии запрета.
Напомним, в соответствии с законом «О кредитной кооперации» при выявлении нарушений требований законодательства или нормативных актов ЦБ и воспрепятствовании проведению проверки регулятор вправе предписанием запретить КПК осуществлять привлечение денежных средств, прием новых членов и выдачу займов до устранения нарушений. В случае неустранения нарушений регулятор может ввести в КПК временную администрацию и инициировать процедуру банкротства. Будут ли вкладчики КПК отслеживать информацию на сайте ЦБ – вопрос, однако не единственный, возникающий у экспертов рынка.
Михаил Четыркин, председатель правления КПК «Сибирская кредитно-сберегательная корпорация»: «Ничего плохого не вижу в том, чтобы давать информацию о структурах, которые недобросовестно себя ведут на рынке. Хотя есть два момента, которые лично у меня вызывают вопросы.
Во-первых, если говорить в целом о финансовых организациях, то почему о кредитных потребительских кооперативах можно публично размещать информацию, а о других финансовых организациях нет? Так, за последние 10, да даже 100 случаев отзыва лицензий у коммерческих банков хоть раз было Центробанком опубликована информация, что там проблемы и есть предписания, ограничивающие их деятельность? Одинаковые условия должны быть для всех участников рынка: для КПК, для банков, для пенсионных фондов, для страховых компаний… Почему черные списки только для кооперативов? Получается, как в «Скотном дворе» Оруэлла: все животные равны, но некоторые равнее других.
Во-вторых, открыт вопрос достоверности публикуемой информации. А если ошибочка вышла и запреты необоснованные? Считаете, ЦБ не ошибается? Отнюдь. Человеческий фактор присутствует везде. А, как известно, слово – не воробей.
Одним упоминанием КПК в негативном свете можно быстро похоронить его, что он уже не поднимется.
Здесь принцип «ничего страшного, если среди 100 виновных один невиновный попадется» не прокатит. Если информация была ошибочная, и КПК из-за этого понес экономические убытки, то как ЦБ будет компенсировать это? Как и сегодня, никак!».