Банковская линия обороны

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Банковская линия обороны

В конце прошлой рабочей недели в режиме видеоконференции, как и полагается по нынешним временам, президент провёл совещание о мерах по поддержке российской экономики в части, касающейся банковского кредитования. У мониторов собрались как представители правительства, руководители главного регулятора и налоговой службы, так и видные банкиры – представители крупнейших банков. Банков региональных среди приглашённых замечено не было, а сколько лет мы слышали, что именно кредитные учреждения местного значения как никто другой знают проблемы местного же малого бизнеса (особенно после введения базовых лицензий)?

Впрочем, после программных выступлений власти (о них ниже), совещание было переведено в закрытый режим, так что и мнения тяжеловесов российской банковской системы широкая аудитория не услышала.

Начиная обсуждение, Владимир Владимирович традиционно, как и полагается гаранту, выразил понимание и сочувствие: «Сразу отмечу, что важная роль в реализации многих таких шагов принадлежит банковскому сообществу. Знаю, что кредитные организации уже взяли на себя серьёзную дополнительную нагрузку – постоянно разговариваем на этот счёт с коллегами из банковского сообщества, прямо скажу, в том числе [взяли на себя] убытки, связанные с антикризисной помощью своим клиентам. Понимаю эти и другие непростые обстоятельства, с которыми сейчас сталкиваются банки».

На подчеркнутые «серьёзную дополнительную нагрузку» и «убытки», подчинённые президента поспешили подтвердить, что деньги есть, и, в целом, банки держатся. Первый заместитель председателя правительства РФ Андрей Белоусов в числах рассказал о том, как устойчиво продолжает функционировать банковский сектор (хотя, если честно, привычнее слышать эти данные от госпожи Набиуллиной, но, полагаю, каждый должен что-то рассказать президенту в столь важный момент).

«Достаточно сказать, что чистая прибыль банков в первом квартале составила 528 миллиардов рублей, - рассказал господин Белоусов, правда с одной оговоркой, - значительная часть её, почти до половины, связана с переоценкой валютных статей баланса». Но и скрывать перспективу не стал: «Тем не менее, банки, в силу свой функциональной роли в экономике, неизбежно абсорбируют, если можно так сказать, аккумулируют риски, которые возникают в отраслях реального сектора вследствие падения экономической активности. Возникает отложенный эффект накопленных рисков, который, несмотря на запас прочности банковской системы, может создать осенью известные проблемы».

Эльвира Сахипзадовна несколько позже выступила с ещё более позитивным настроем: «Действительно, банки не относятся к первому кругу пострадавших отраслей. Это скорее сейчас линия обороны нашей экономики от шоков, и тот ресурс, тот запас прочности, который накоплен в банковской системе, должен быть разумно использован, для того чтобы помочь экономике пройти период пандемии, сложный период ситуации на мировых рынках. И действительно, банки вошли в этот период в достаточно хорошей форме, с запасом капитала, ликвидности, и они способны абсорбировать, принять на себя достаточно большой объём убытков, предоставлять и кредитные каникулы и при этом продолжать кредитование».

По данным ЦБ, озвученным его главой, накопленный запас прочности по капиталу системы составляет порядка 5 триллионов рублей. Профицит ликвидности в банковской сфере - около 2,5 триллиона рублей.  

«Плюс к этому на руках, что называется, у банков есть свободное обеспечение, тоже почти до восьми триллионов рублей, и банки всегда могут получить деньги либо на рынке, либо у Центрального Банка. Таким образом, ещё раз повторю, банки могут сейчас и реструктурировать кредиты, и продолжать кредитование» - подчеркнула госпожа Набиуллина.

Но вернёмся к проблемам банков: на поверхности, разумеется, называемое пока «потенциальным» (но это, полагаю, только из-за известной доли реакционности статданных, реально уже сейчас банкам своевременно не платит и часть бизнеса, и доля «физиков») ухудшение качества кредитного портфеля. О нём господин Белоусов упомянул: «Сегодня общий кредитный портфель юрлицам составляет 42 триллиона рублей. Из него больше трети приходится на прямо пострадавшие сектора: это транспорт, строительство, стройматериалы, операции с недвижимостью, торговля, услуги населению, ряд отраслей промышленности и некоторые другие.

С учётом складывающейся ситуации объём кредитов, подлежащих реструктуризации, может составить до 4–5 триллионов рублей, то есть до трети портфеля проблемных отраслей, что потребует соответствующего резервирования и формирования капитала банковской системы, а в предельном случае может повлиять на сокращение кредитных вложений кредитования банками российской экономики».

Мы бы добавили ещё одну проблему, о которой на совещании не вспомнили: в конце марта – апреле граждане изымали деньги из банков (потребления ли ради или из-за смелых высказываний членов правительства – не так уж и важно) – на первую волну по некоторым данным пришлось 315 миллиардов рублей, сейчас банкиры ждут второй волны, объём средств юридических лиц тоже подужался. Но, возможно, с точки зрения чиновников, это копейки, они привыкли ориентироваться на триллионы.

Так что, второй проблемой, обозначенной первым зампредом правительства, стало увеличение объёма государственных заимствований, которое так или иначе в значительной степени ляжет на баланс банков. «Сегодня весь объём вложений в долговые ценные бумаги у банков составляет чуть больше 12 триллионов рублей. Дополнительная потребность в заимствованиях, исходя из ситуации с бюджетом, со стороны государства может составить 1,5–2 триллиона рублей».

И, наконец, третья – это кредитные программы из антикризисного портфеля Правительства.

«Антикризисный» портфель программ

  • Кредитные каникулы – предоставление права заёмщику не выплачивать долг и проценты по кредитам в период до шести месяцев. Распространяется как на физических лиц, так и на индивидуальных предпринимателей и малый бизнес в пострадавших отраслях, перечень которых установлен Правительством. Право воспользоваться переносом выплат имеют те физические и юридические лица, у которых доходы падают больше чем на 30 процентов за месяц.
  • Программа «одна треть – одна треть – одна треть» - перенос срока уплаты долга на шесть месяцев и уплата заёмщиком одной трети ставки с возможностью её капитализации.
  • Кредит на выплату заработной платы под ноль процентов, точнее, один МРОТ на одного занятого в течение шести месяцев при условии несокращения персонала.
  • Свежезапускаемая программа ориентирована на крупные системообразующие компании и предназначена для льготного кредитования, на пополнение оборотных средств в объёме их среднемесячного запаса. Предусмотрена субсидия в размере ключевой ставки ЦБ. Гарантийное покрытие – до 50 процентов тела кредита. Кредит будет даваться на срок до года.
  • Льготная ипотека по ставке 6,5 процента годовых
  • Субсидирование процентных ставок для застройщиков.

Уже запущенные программы работают в той или иной степени успешно по версии чиновников. Так, по данным, приведённым господином Белоусовым, на 15 апреля поступило почти 100 тысяч заявлений на кредитные каникулы, удовлетворено из них 39 тысяч, то есть около 40%. По программе «одна треть – одна треть – одна треть» на 21 апреля поступило заявок всего на 4 миллиарда рублей, точнее, на 3,8 миллиарда рублей, и в основном это заявки ВТБ. То есть это около полпроцента портфеля соответствующих заёмщиков. Одобрена выдача всего на 3 миллиарда рублей. Чиновник полагает, что причин такой низкой активности две: «Во-первых, эта программа дублирует кредитные каникулы. И, во-вторых, для банков эта программа невыгодна, поэтому они предлагают клиентам, как правило, тем, кто не попадает под кредитные каникулы, взамен свои кредитные продукты по реструктуризации. По видимому, с учётом этих обстоятельств эту программу нужно будет корректировать».

Третья программа – на выплату заработной платы под ноль процентов, по словам Андрея Рэмовича, становится достаточно популярной: «…прирост заявок сейчас составляет около двух тысяч обращений в сутки. Всего подано 11,5 тысячи заявок, это на 21 е число, суммарно на 27,5 миллиарда рублей, из них одобрена примерно половина на 13,6 миллиарда рублей. Почему так мало? Потому что банки попросту сейчас не успевают обрабатывать такой поток заявок, но практически все заявки будут удовлетворены».

Разумеется, в оценке эффективности предлагаемых программ актуальна пословица «цыплят по осени считают»: важнее не количество заявок или объём выделенных бюджетом на программы средств, а реальные выдачи в штуках и рублях. Поэтому, мы тоже надеемся, что банки просто не справляются с потоком, кстати. А то в соцсетях полным-полно отзывов ипотечников о том, что банк не очень радостно идёт на встречу по оформлению льготной ипотеки или кредитных каникул. А если соглашается, то или навязывает страховку (отказ приводит к росту заявляемого процента), или предлагает невыгодные условия. Да и на местах бизнесмены рассказывают об отказах в таких кредитах по разным, в том числе формальным, причинам.

Так, результаты проведенного Торгово-промышленной палатой опроса, показали, что больше половины российских предпринимателей заявили, что за неделю с 20 по 26 апреля в их деятельности ничего не изменилось. Бизнес по-прежнему стоит. Еще треть бизнесменов считают, что стало даже хуже - они не подпали под меры господдержки и вынуждены увольнять сотрудников. Его данные говорят о том, что основная часть - более 50% не смогли воспользоваться мерами кредитно-финансовой поддержки, так как их компании не попали в перечень наиболее пострадавших отраслей. При этом банки отказали трети опрошенных предпринимателей в предоставлении кредитных каникул, кредитов на зарплату, реструктуризации кредитов и выдаче новых кредитов, не объясняя причины. Такая ситуация наблюдается в 75 регионах. 

Но Эльвира Сахипзадовна на совещании отметила: «В целом, по нашим данным, по системно значимым кредитным организациям – а их одиннадцать – процент одобряемых обращений вырос примерно до 60 процентов от числа рассмотренных обращений. На прошлой неделе это было около 44 процентов, а неделей раньше это было около 14 процентов. То есть динамика положительная, но, безусловно, есть ещё потенциал для роста. Это я сказала по физическим лицам. По малому и среднему бизнесу процент одобрения также растёт, и он чуть выше – около 80 процентов, по нашей информации, это по системно значимым кредитным организациям. Неделю назад это было около 60 процентов». Так что надежда есть, но не у всех, ясное дело.

А вот в отличных перспективах программы для крупных компаний, запускаемой сейчас, почему-то ни у кого из опрошенных автором банкиров и бизнесменов сомнений нет: там точно все заложенные лимиты будут распределены и дойдут до адресатов. Не зря же названы эти компании в ходе доклада - цитирую дословно господина Белоусова - «основными клиентами банков». Ох, как много про политику «крупных компаний» в отношениях с кредитными учреждениями рассказывают банкиры… жаль, что в режиме «оф реккорд». В общем, правительство оценивает потенциал этой программы в один триллион рублей, количество участников потенциально составляет около тысячи предприятий.

Но вернёмся к банковскому сектору, который нынче, впрочем, как и всегда в кризисные времена, находится на линии обороны, по меткому выражению главы ЦБ. Разумеется, регулятор принял меры, позволяющие банкам не испытывать давления на капитал в этот сложный период. На время отменены требования по надбавкам к капиталу и необходимость досоздания резервов, также банки могут переоценить портфели ценных бумаг. Системно значимые банки могут открыть в ЦБ безотзывные кредитные линии по ставке 0,15%.

Однако, так и не услышанные во время совещания широкой аудиторией банки, в последующих своих высказываниях оптимизма не источают. Вот, например, Герман Греф, глава Сбербанка - банка, который первым, в качестве системно значимого, разумеется, расширил безотзывную кредитную линию в ЦБ до 500 миллиардов рублей под мизерный процент, сказал:

«Банковский сектор РФ по итогам текущего года получит убыток даже, если российская экономика после III квартала начнет расти. Самые большие потери банковского сектора, конечно, будут на следующих этапах, связанных с банкротством клиентов и невозможностью клиентов обслуживать свои долги. В этом году банковский сектор, скорее всего, год в целом закончит с убытком. Это при том, что эта ситуация не продлится очень долго, если мы на вторую часть третьего квартала будем испытывать такой шоковый сценарий, а после этого все-таки начнется подъем. В случае, если негативные последствия от коронавируса продлятся дольше, то будет еще более сложная ситуация в банковском секторе».

Уже на этой неделе Известия и Коммерсант опубликовали прогноз аналитиков Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) по последствиям для российских банков в случае реализации стрессового сценария. Его основные условия таковы: девальвация валюты до 98 руб./$ по итогам 2020 года. Рост доли «плохих» долгов на балансе банков на 5,1 п.п. Отток 10% вкладов населения в течение одного из кварталов 2020 года. Падение стоимости ценных бумаг на балансе финансовых организаций на 40%. Сокращение рынка межбанковского кредитования на 25%. Если события будут развиваться таким образом, российские банки потеряют примерно 2,1 трлн рублей капитала, а почти половине из них — 52% или 228 организациям — потребуется господдержка».

В общем, прогноз не утешителен. А с другой стороны, когда мы верили утешительным прогнозам?

Анастасия Потёкина, руководитель портала «Финансист»

Источник: Портал «Финансист»
Тэги:

Читайте также

В Красноярске состоялось открытие «Школы фермера»
Мечта пойти в школу и вновь сесть за парту сбылась сегодня у 25 жителей края
ВТБ отчитался о прибыли, рассказал об «эффекте Джанибекова» в экономике
В первом квартале 2024 года количество активных клиентов розничного бизнеса банка ВТБ составило почти 20 млн клиентов-физических лиц
Эксперты РСХБ спрогнозировали рост производства органической косметики в России
Центр макроэкономического анализа и регионального прогнозирования Россельхозбанка проанализировал потенциал индустрии органической косметики
ВТБ: объем сделок по арктической ипотеке в Красноярском крае превысил 1 миллиарда рублей
С момента старта программы арктической ипотеки в декабре прошлого года объем ипотечных сделок ВТБ в Красноярском крае достиг 1,3 млрд рублей
РСХБ: каждый пятый ипотечный заемщик пользуется дополнительными услугами по ипотеке
Эксперты портала Своё Село и платформы Своё Жильё проанализировали востребованность программы пакетных предложений
Дальневосточный банк вступил в программу Корпорации МСП по «зонтичному поручительству»
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при получении кредита в Дальневосточном банке теперь могут обеспечить 50% его суммы поручительством Корпорации МСП
АТБ принял участие в «Кредит-EXPO. Весна 2024»
Азиатско-Тихоокеанский банк стал участником VII Выставки кредитов для малого и среднего бизнеса «Кредит- EXPO»
Россельхозбанк выступил организатором размещения облигаций «Элемент Лизинг» в объеме 3 миллиарда рублей
23 апреля 2024 года состоялся сбор заявок на облигации ООО «Элемент Лизинг»
Вклад «Солидный» от Солид Банк поможет накопить на будущее
Самым простым, но при этом самым надежным способом накопить на будущее эксперты называют банковский вклад
Азиатско-Тихоокеанский Банк улучшил условия вклада в юанях
С 24 апреля текущего года Азиатско-Тихоокеанский Банк улучшил условия «АТБ. Вклада» в китайских юанях