Банки обязали противодействовать кибермошенникам

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Банки обязали противодействовать кибермошенникам

26 сентября в России вступил в силу 167-ФЗ, направленный на противодействие несанкционированным операциям и защиту клиентов банков от хищения средств кибермошенниками. Ключевой организацией в сложной системе его реализации стал регулятор финансового рынка. Портал «Финансист» расспросил заместителя управляющего Отделением Красноярск Сибирского ГУ Банка России Игоря Ефанова о том, как именно будет применяться закон, что обязаны делать в его рамках банки, и какие плюсы он обеспечивает потребителям финансовых услуг.

- Игорь Николаевич, Федеральный закон № 167 – о чём он? Для чего?

Игорь Ефанов, заместитель управляющего Отделением Красноярск Сибирского ГУ Банка России - Прежде всего, основной целью нового закона является защита денег граждан. Все прекрасно понимают, что мы по мере развития всё больше и больше переходим на цифровые технологии, безналичные платежи – прогресс накладывает на нашу жизнь определённые требования и условия.

Насколько эта проблема актуальна, говорят цифры, в прошлом году в результате примерно 300 тысяч кибератак со счетов граждан и юридических лиц было списано порядка миллиарда рублей. Это первый отправной момент, который закладывает основу для данного закона. И второе, в продолжении моих слов необходимо сказать, что в 2016 году объём по операциям пластиковых карт составлял 49 триллионов рублей – цифра немаленькая, а в 2017 году оборот по «пластику» достиг уже 61 триллиона рублей. Увеличение на четверть – динамика показательна.

Так что вопрос кибермошенничества и противодействия ему актуален и вряд ли потеряет актуальность в скором времени. Новый закон условно можно разделить на три основных вектора. 

Первая новация заключается в том, что все банки, все кредитные организации будут работать в области кибермошенничества. 

Если один банк проводит достаточно хорошую работу в этом направлении, а другой – нет, то эффективность данной системы будет нулевая. Для того, что бы система работала отлажено, и взаимодействие происходило эффективно, как раз и необходимо всех игроков обязать заниматься данными проблемами в рамках закона.

Второй вектор – антифрод, задача многогранна, но основным двигателем работы с данным направлением является то, что Центральный Банк становится не только регулятором, но и помощником, организатором по информационному взаимодействию. Создаётся автоматизированная информационная система - АСОИ, которая позволит банкам оперативно сообщать нам о киберугрозах и своевременно получать рекомендации, как на них реагировать и снизить ущерб.

Третье направление облегчает процесс возврата похищенных денег. Очень важный момент. Я думаю, что найдётся не так много людей, среди знакомых которых не было пострадавших от мошенничества или хакерских атак. И вопрос возврата денег в таком случае – он для потребителя услуги всегда первый. При этом, закон в равной степени защищает права и юридических, и физических лиц.

- Кажется, с физическими лицами вопрос был более-менее улажен и ранее?

- Скажем так, частенько складывались ситуации: вот деньги со счёта перевели и даже их не успели обналичить, их поймали на момент перевода, на кор.счёте другого банка, то вопрос возврата этих денег решался очень долго, через судебные инстанции и так далее. Потому что представьте себе, вот в существующих реалиях банку, что бы зачислить обратно средства на счёт клиента, нужно было основание. Потому что банк вообще-то работает по основаниям, тем более, что деньги взять с кор.счёта другого банка и зачислить на счёт клиента, не важно, «физика» или юридического лица. Теперь закон позволяет ввести некоторую досудебную практику – разрешение этого вопроса. Опять же не важно, юридическая ли компания, или физическое лицо, если вы увидели, что у вас произошло несанкционированное списание денежных средств, вы обращаетесь в банк, а у банков теперь есть механизм урегулирования этих вопросов. В конечном итоге, если вы не нарушали условий договора, не передавали никому свои данные, то банк будет обязан вернуть ваши средства.

В рамках этой системы Банк России вводит дополнительные мероприятия, связанные, прежде всего, со специальной отчётностью кредитных организаций, в рамках которой они будут направлять данные об экономических критериях этих самых атак: на какую сумму покушались и какую сумму вернули.

Вообще с позиции банка, клиентская база рассматривается как самый дорогой актив. Банк без клиентов – ничто. Поэтому забота о клиентах стоит во главе угла у любой кредитной организации. Новый закон позволяет урегулировать и систематизировать информацию, и направить работу всех участников рынка на защиту. 

- Как банки будут исполнять закон в реальности по отношению к клиенту и его средствам. 

- Банки теперь имеют право задерживать подозрительный платёж на срок до 2 суток, во время которых может происходить оценка перевода. Есть много параметров, которые позволяют банку определить, что платежное поведение клиента стало нетипично для него – и это повод задуматься о том, что операция может быть подозрительной. Признаком подозрительной транзакции, например, может являться случай, когда по одной и той же карте расплачиваются в отдаленных друг от друга местах через короткий промежуток времени. Это может служить признаком того, что злоумышленник сделал копию карты жертвы и пытается через нее обналичить деньги. Другим критерием, например, может быть нетипичный объём транзакции (конечно, у каждого клиента он своей), еще одним критерием может быть множество переводов с одной карты на множество других карт, причем одновременно и на большие суммы. Или, например, когда со счета юридического лица идут одновременные переводы денег на счета физлиц в разные регионы с невнятным или подозрительным обоснованием платежа.

Банк решает вопрос о приостановке операции, когда он видит, первое, что деньги переводят на те счета, которые попали в базу данных, которую ведет ЦБ, по тем организациям и физическим лицам, которые уже были либо замечены, либо были уличены в хищении средств. Второй критерий – когда устройство, посредством которого происходит перемещение средств, тоже находится в этой же базе. Условно – платежи всегда уходили с айфона, а теперь вдруг неожиданно – с телефона на Андроиде…

- Нормально, можно же поменять телефонный аппарат…

- Конечно. Но тут как раз речь о многофакторном анализе – например, при этом вы вдруг делаете платежи на Кипр или в Таиланд, при этом совершенно не в привычных для вас размерах сумм транзакций. И не переводили вы никогда деньги в 4 утра, вы попросту спите в это время. Соответственно, как вы уже поняли, третий критерий как раз относится к времени и объёмам транзакций. 

- И всё-таки, вот ситуация – банк заблочил именно мою, совершаемую мною, то есть операцию, ну вот так случилось, что она им показалась подозрительной, а у меня просто новый этап в жизни, что дальше делать?

- По закону банк обязан незамедлительно связаться с клиентом, если посчитает его транзакцию подозрительной, чтобы подтвердить легитимность этой операции. Никаких длительных процедур разблокировок и проверок не будет. Клиент просто должен подтвердить, что именно он совершает операцию, и банк тут же завершит операцию. Или допустим, с вами связь не удалось установить, к вам в течение двух суток будут пытаться выйти на контакт. А дальше всё будет зависеть от того, какие условия у вас с банком прописаны в договоре обслуживания.

Именно поэтому, мы постоянно напоминаем, что хорошо бы заранее предупреждать свой банк при поездке за границу, например. Во-первых потому, что бы не удивились новой локации трат и не сработал критерий. Во-вторых, потому что, как раз тут могут быть проблемы с родной связью, поэтому неплохо сообщить альтернативный канал связи.

Кстати, если вы планируете совершить крупную покупку, которая выбивается из вашей обычной колеи, нелишним будет сообщить банку и об этом тоже.

- Мне кажется, сегодня любой разумный человек это понимает. Многие сталкивались уже с бдительностью банков.

- Да. И механизмы не новые. Они все работают давно. Но сейчас они более формализованы и структурированы.

- Хорошо, с этим разобрались. Другой вариант, менее желательный, конечно: мой счёт действительно подвергся атаке и банк своевременно её остановил, заблокировав перевод. Что делать дальше?

- Если действительно операция совершена без вашего ведома, у вас есть законное право на основании девятой статьи закона «О национальной платежной системе» обратиться в банк с просьбой предпринять меры по блокировке карты, если речь идет о карточном платеже. Если это счет физического или юридического лица – о блокировке движений по этому счету. Дальше банк вам расскажет, что нужно сделать для того, чтобы операции с вашим счетом можно было проводить, но уже в защищенном состоянии. 

- Банк не отличился скоростью реакции и ущерб мне таки нанесён, как быть тут?

- Снова та же самая 9 статья. Вы можете предъявить претензию своему банку и требовать от него возврата денежных средств. 

Подчеркну, закон обязывает банки возвращать клиенту деньги, похищенные в результате несанкционированного списания, если клиент не сообщал мошенникам свои персональные данные, необходимые для хищения.

Беседу вела Анастасия Потёкина

Источник: Портал «Финансист»
Тэги:

Читайте также

РСХБ стал партнером проекта «Молодые предприниматели села»
Все больше разгорается интерес молодого поколения к ведению бизнеса за городом
В Хакасском муниципальном банке открылась выставка детских рисунков, посвященная Дню Победы
В преддверии Великого праздника – Дня Победы Хакасский муниципальный банк традиционно организовали выставку рисунков, посвященных 9 Мая
С мая НСПК вводит контроль за торговыми точками в части мошенничества
Банки смогут опротестовывать операции торговых предприятий, если они будут систематическими нарушителями
Генпрокуратура предложила списывать кредиты граждан, лишившихся квартир из-за долгов
Генеральная прокуратура России подготовила законопроект, который аннулирует банковские долги граждан
В России резко выросло мошенничество с использованием банкоматов
Мошенники возобновили активное воровство с использованием банкоматов
Обязательство по продаже валютной выручки могут продлить до мая 2025 года
Ранее предполагалось, что меру продлят до конца 2024 года
Крупные банки усилили блокировку карт подставных лиц мошенников
«Тинькофф» и ВТБ запустили системы мониторинга для выявления карт подставных лиц
Минцифры предложило запретить рекламные обзвоны россиян
Глава Минцифры заявил, что ведомство разрабатывает законопроект против рекламных звонков
ФАС вновь проверит Сбербанк из-за рекламы вклада
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила о жалобе гражданина на рекламу Сбербанка
В СФ разработали законопроект об обязательной оценке покупаемого за маткапитал жилья
Комитет Совета Федерации по социальной политике по поручению спикера Валентины Матвиенко разработал законопроект