По всем прикидкам к концу первого квартала 16 года банковская система выйдет на свою нормальную прибыль

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

По всем прикидкам к концу первого квартала 16 года банковская система выйдет на свою нормальную прибыль

На прошлой неделе Красноярск посетил главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников. Портал Финансист не упустил возможности узнать, что думает господин Матовников о ситуации в банковском секторе. 

- Михаил, дайте, пожалуйста, свою оценку тому, что происходит сейчас в экономике?

- С одной стороны, мы постоянно слышим со всех сторон всё плохо, всё падает. Но, с другой стороны, мы занимаемся поиском зелёных ростков, и у нас получается их находить, да земля кругом выжжена, но ростки появились и появились достаточно рано и это радует.

Этот кризис не стал таким уж тяжёлым, как мы могли предполагать год назад. Среди того, что можно отнести к положительным сторонам, мы видим, что у нас, несмотря на резкое падение цен на нефть, положительный счёт текущих операций. То есть мы всё ещё зарабатываем на внешней торговле больше, чем тратим. Как ни странно, резко сократился отток капитала, более того отток капитала связанный с погашением внешнего долга оказался меньше, чем можно было предполагать. Фактически, если говорить о небанковском секторе, наблюдается приток капитала совсем неожиданно. Это, правда, наши деньги возвращаются из оффшоров сами себе помогают бизнесмены.

Мы видим, что уровень просрочки по кредитам растёт, но совсем не так, как он рос в прошлый раз. В этот раз практически не выросла просрочка по валютным кредитам, это связанно с тем, что банки, наученные всеми предыдущими кризисами, не кредитовали в валюте заёмщиков, у которых нет валютных доходов. В результате, если в прошлый кризис именно валютные кредиты давали большую долю всех проблемных кредитов, сейчас этого практически нет. Все проблемы сосредоточены в секторе недвижимости, которая получала валютные кредиты, хотя работает на внутреннем рынке. Мы видим, что происходит рост просрочки и по рублёвым кредитам, но, похоже, что основные проблемные заёмщики уже выявлены. По большому счёту новых проблемных заёмщиков уже не появляется. То есть, образно говоря, был взрыв, пыль осела и в настоящий момент более или менее понятно, кто как перенёс кризис. И видно, что многие кризис перенесли достаточно успешно.

Другой позитивный критерий - гораздо раньше начался рост кредитования, нежели в прошлый кризис. Тогда падение кредитного портфеля продолжалось более 12 месяцев, сейчас корпоративный портфель падал всего 4 или 5 месяцев, а потом начался рост. В розничном кредитовании падение всё ещё продолжается, но темпы уже по результатам августа были близки к нулю. В Сбербанке, кстати, портфель физлиц растёт благодаря ипотеке. Ипотека тоже важная вещь, потому что мы видим, что безработица не растёт радикально. Да, доходы, конечно, сокращаются, и у самых малообеспеченных слоёв населения, которые являясь клиентами банков, просрочка довольно сильно растёт, но по остальной части портфеля она ведёт себя довольно неплохо. Мы видим, что просрочка по ипотеке находится в пределе 1,5% и это тоже говорит о том, что экономика остаётся в значительной степени остаётся здоровой.

- Однако народ всё-таки имеет негативные ожидания относительно банковского сектора, постоянно идут отзывы лицензий.

- Если посмотреть причины, по которым отзывают лицензии, то можно выделить три. Первая: отмывание денег, теперь эта причина стала редкой, потому что у основных отмывальщиков поотзывали. Вторая из-за того что в банке ухудшилась ситуация из-за кризиса, и третья если её так можно называть криминальная. Так вот когда отзывают лицензию, туда ЦБ вводит временную администрацию и по результатам выпускает пресс-релиз о причинах. И проблема чаще всего в том, что в банке обнаруживалась огромная недостача средств и эта недостача средств возникала, например, из-за того, что кредиты выдавались своим заёмщикам, которые не собирались возвращать деньги. Недостача возникала из-за того, что банки принимали вклады и эти вклады не отражали у себя на балансе. И у многих вкладчиков возникли проблемы из-за банков таких.

Или возьмём один из недавних случаев Пробизнесбанк выяснилось, что у него портфель ценных бумаг в иностранных депозитариях весь оказался фальшивым. Фактически, большую часть отзывов можно отнести к криминальным. И центральный банк передаёт материалы в генеральную прокуратуру, МВД, СК и так далее. Те банки, которые сейчас большей частью лишаются лицензии это те банки, которые их собственники сами похоронили.

Мы реально не видим ситуаций: вот был банк и его, к сожалению, накрыл кризис. Небольшое исключение это, пожалуй, некоторые банки специализирующиеся на потребительском кредитовании - их реально накрыла волна просрочек. Чаще всего таки банки работали с низкодоходными слоями населения, которым никто не проиндексировал зарплаты, пенсии, а зачастую даже их снизил, по которым больнее всего ударил рост цен. Соответственно и просрочка там уходит за пределы всех ожиданий.

- То есть у большинства банков всё хорошо? Даже не смотря на не очень хорошие цифры в отчётах?

- Если посмотреть на всю оставшуюся систему, мы с вами увидим очень интересную вещь. Банковская система пока получает минимальную прибыль, и то, из 76 миллиардов по данным на август прибыль банковская, из них Сбербанк заработал 142 миллиарда, то есть остальные сработали в убыток. И если посчитать, откуда там была прибыль, то выяснится, что частью была финансовая помощь акционеров, которая отражается как финансовый доход банка, но на самом деле не заработана. И второе, там отражаются дивиденды, полученные головным банком от банков входящих в группу то есть двойной счёт. Поэтому если смотреть за пределами Сбербанка, то выяснится, что банки заработали едва ли не 150 миллиардов убытков.

Обычно общественная дискуссия сходится на том, что это проблемы с кредитами и так далее, но это неправда. Вернее, это не главный фактор, если смотреть внимательно. Если прибыль брать за полгода 15 года по отношению к первому полугодию 14 года, то получается, что она сократилась на 400 миллиардов - это довольно много. За счёт чего? Сократился примерно на 400 миллиардов чистый процентный доход, на 140 миллиардов выросли отчисления в резервы, но при этом банки сумели дополнительно заработать какие-то комиссионные, сократить свои операционные расходы, поэтому результат тоже минус 400 в результате. Но если подумать, ведь банки за это время выросли примерно на треть, значит, потери можно оценить в сумму порядка 700 миллиардов. То есть, напоминаю, 700 миллиардов мы потеряли чистого процентного дохода и 140 миллиардов больше создали резервов, соотношение 1:5. Основной факт, на самом деле, это не фактор кредитного риска, а в большей степени процентного риска, который, безусловно, был вызван резким повышением ключевой ставки в декабре 2014 года. В результате выросла стоимость привлечения средств юридических лиц, выросла стоимость привлечения вкладов, сейчас стоимость вкладов довольно быстро снижается, но те вклады которые были привлечены в декабре прошлого, январе феврале этого года, они всё ещё есть, они дорогие и они будут гаситься до конца первого квартала следующего года.

И фактор риска именно процентного объясняет, почему убытки несут именно крупнейшие банки. Эти банки имели больше долгов перед центральным банком, у них вообще больше долгов перед вкладчиками, перед рыночными кредиторами и соответственно у них более длинные кредиты, по которым они не могут резко повысить ставки и произошло, соответственно, схлопывание процентного дохода.

Но по всем прикидкам к концу первого квартала 16 года банковская система выйдет на свою нормальную прибыль и уж, во всяком случае, сможет позволить себе делать отчисления в резервы на возможные потери. Рентабельность банков вырастет сильно уже в следующем году, повторюсь. По многим признакам качество кредитного портфеля продолжает оставаться в рамках вполне себе разумных.. Та консолидация, которая происходит в банковском секторе тоже в целом помогает оздоровлению. Отзывы лицензий будут продолжаться, но это не значит, что завтра мы окажемся в ситуации: на рынке всего 20 банков. В России достаточно банков.

- Вы довольно оптимистично настроены. Ваши коллеги по банковскому сектору довольно часто используют словосочетание драма декабря 14 года, говоря о повышении ключевой. Нет ли, случайно, предпосылок для новой неожиданной драмы?

- Шоки, безусловно, возможны, однако многие меры, которые были нужны для адаптации экономики они уже предприняты. Например плавающий курс. Августовская девальвация никак ни на чём не сказалась, она не привела к панике физических лиц, никто не бросился опять скупать валюту. Были минимальные попытки опять что-то покупать в магазинах, но вот самые минимальные. Экономика перестала метаться, и это важно люди теряют денег на метаниях гораздо больше, нежели сохраняя философское отношение к жизни. На банковской системе девальвация также не отразилась. Более того, девальвация опять поможет финансовому результату предприятий и бюджету заодно. Это мощнейший механизм адаптации. Не думаю, что ЦБ будет нуждаться в таких резких мерах, как резкое повышение ключевой ставки.

Анастасия Потёкина,
Портал Финансист

12 октября 2015

Читайте также

8 сентября - День финансиста России
День финансиста - официальный профессиональный праздник в России, отмечаемый ежегодно 8 сентября начиная с 2011 года
В ВТБ спрогнозировали повышение ставки ЦБ до 20%
На заседании 13 сентября Банк России, скорее всего, повысит ставку до 20%
Мошенники обманывают людей с помощью дипфейков
Управляющий Отделением Красноярск Банка России Сергей Журавлев рассказал о новом инструменте обмана — дипфейке
Альфа-Банк впервые провёл масштабный кейс-чемпионат Alfa Case Camp для студентов
Первый этап чемпионата проходил онлайн
Генеральным директором НПФ ВТБ избран Андрей Осипов
Совет директоров негосударственного пенсионного фонда ВТБ избрал Андрея Осипова генеральным директором фонда
НПФ не хотят кредитовать российскую экономику
Доля их вложений в корпоративные облигации достигла многолетних минимумов
ЦБ разработал три новых сценария развития экономики России на 2025-2027 годы
В зависимости от сценария предполагаемый уровень ключевой ставки в 2025 году может быть как 12-14% в «Дезинфляционном» варианте, так и 20-22% в «Рисковом»
Власти готовят новый план борьбы с «кредитным бумом невиданного масштаба»
ЦБ и правительство подготовят совместный план дополнительных действий по борьбе с инфляцией
ЦБ: общие расходы на льготные программы могут составить до 1,2 трлн рублей
За период действия льготной ипотеки бюджетные субсидии на нее составили 0,5 трлн рублей
Объявлено, к какому году МРОТ увеличится в два раза
К 2030 году МРОТ должен увеличиться в два раза по сравнению с показателями 2023 года