Бесплатного здравоохранения в России - нет, за него всегда кто-то платит

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Бесплатного здравоохранения в России - нет, за него всегда кто-то платит

Наше государство гарантирует всем бесплатную медицинскую помощь, выделяя через систему обязательного медицинского страхования за счет налоговых поступлений огромные средства: планируется, что в 2013 году объем финансирования превысит 1 триллион рублей.
Довольно часто я слышу от своих знакомых, многие из которых вполне образованные в финансовой сфере люди, словосочетания: В бесплатную поликлинику я не пойду или Бесплатная медицина у нас отсталая, и прочее и прочее и прочее.
Господа! У нас нет бесплатной медицины. Система ОМС, действующая в нашей стране, одним своим существованием опровергает термин бесплатное. Мы платим за нее налогами и отчислением взносов на обязательное медицинское страхование.
С 1 января 2012 года согласно п.3 статьи 12 Федерального закона 212 - ФЗ тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование составляет: 5,1%, которые платятся в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Страховые взносы на ОМС исчисляются и уплачиваются в виде ежемесячных обязательных платежей в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.

При этом мы, как застрахованные лица, имеем определённые права, а медицинские учреждения, которые финансируются за наш счёт, обязаны их соблюдать. Ну и страховые компании, в которых оформлены наши полисы ОМС, обязаны контролировать соблюдение наших прав.
Портал Финансист поговорил  о том, что сейчас происходит в системе медицинского страхования и как застрахованному лицу добиваться соблюдения своих прав с Галиной Фроловой, представителем межрегионального союза медицинских страховщиков по Красноярскому краю, генеральным директором МСК Медика-Восток.

- Галина Константиновна, в конце 2010 года был принят новый федеральный закон, регулирующий систему ОМС. Что изменилось?

- Новый закон, конечно, многое изменил.  Самостоятельный выбор страховой медицинской организации у нас в крае уже был, но для неработающего населения. А работающим мед.страховщика определял руководитель предприятия, или главный бухгалтер. Сейчас же закреплено право самостоятельного выбора за каждым гражданином. Некоторые  предприятия (отделы кадров) обрадовались, что не надо ездить, заботиться. Некоторые, понимая важность,  просто объявляют хотите в этой страховой, мы всё сделаем, обменяем полисы, некоторые прямо сказали идите теперь сами выбирайте. И люди идут, выбирают сами. Законом также утверждена новая форма полиса ОМС и порядок его оформления тоже новый.
Новый полис действует на всей территории России, он без срока действия только если ты поменял фамилию  - заменяешь. Хочешь поменять компанию приходишь и пишешь  заявление, там на обратной стороне есть специальные строчки компания ставит штемпель. Единственное ограничение, выбор можно сделать не более 1 раза в год.
-Ажиотажа в связи со сменой полисов старой формы на новую не наблюдали?
- Первые года действия закона 2011 и 2012 - было прямо указание не торопиться. Надо было научиться, отработать систему. Полисы меняли в основном только те, у кого фамилия изменилась или ребёнок родился, или полис потерялся, пришёл в негодность. В законе написано, что старый полис действителен, вне зависимости от того, в какой компании он получен, до получения нового полиса. Поэтому у нас по данным на январь подтвердили свой выбор 211 000 из 780 000 застрахованных. При этом люди начали реализовывать своё право на выбор компании. В 2012 году количество наших застрахованных увеличилось более чем на 20 000 человек.

 В соответствии со ст.10 Федерального закона от 29.11.2010 326-ФЗ Об обязательном медицинском страховании (в ред. от 14.06.2011) застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом "О беженцах", временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие на территории Российской Федерации по трудовым договорам и гражданско правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа с 01.01.2010 года обязательному медицинскому страхованию не подлежат.
- Галина Константиновна, давайте поговорим о роли страховщика в процессе оказания бесплатной медицинской помощи застрахованным лицам
- Надо понимать, что страховая медицинская организация осуществляет контроль оказанием медицинской помощи. И она его не просто осуществляет. Сейчас, к примеру, даже законом обозначено - сколько нужно провести экспертиз. А раньше мы это делали добровольно.  Сейчас  все проценты расписаны, и по поликлинике, и по стационару, и по дневному стационару. С этого  года ещё вошла в систему ОМС скорая помощь.  У нас большой штат врачей.  И ещё к проверке привлекаются эксперты из краевого регистра: работающие врачи, имеющие высокую категорию, кандидаты и доктора наук, профессоры привлекаются к проведению экспертизы качества оказания медицинской помощи. Поскольку, согласно Положению, проверять другого врача может врач с более высокой категорией.
Мы добровольно превышаем установленные законом нормативы. Стараемся больше сделать экспертиз. Так же проверяем сроки лечения по нормативам. Перевод из отделения в отделение отслеживаем, осложнения. Всё течение болезни шифруется и подаётся. Все случаи отклонения компьютер  выводит на экспертизу, врачи смотрят медико-экономические показатели и сразу видят, где нужно обратить внимание на качество оказания медицинских услуг. Безусловно, в  это же количество входят случаи, когда к нам обращаются обязательная проверка и помощь в решении возникшей проблемы. 
Вот только что проводили планёрку, как всегда по понедельникам. За прошлую неделю было зафикисировано 280 личных обращений и по телефону нашей горячей линии. Из них - 80 % по медицинским вопросам. Вопросы могут быть разными: не попал пациент к врачу; или попал к врачу, но недоволен как его диагностировали; или не назначили лечение; или неудовлетворенны этикой врача, ходом лечения; к узкому специалисту не дают направление; или нужна консультация специалиста узкого, не на уровне поликлиники - все эти вопросы сразу же принимают наши специалисты. Если специалист сразу знает ответ - советует, если не знает записывает телефон и перезванивает. В проблемных ситуациях выходим на медучреждение и срочно решаем проблему, перезваниваем застрахованному с инструкциями. И исход после обязательно проверяется.
- Как наказывается медицинское учреждение, в случае, если плохо или долго лечит?  
 - Ранее для медучреждения предусматривалось уменьшение оплаты, если что-то шло не так. Теперь, по новому закону, предусмотрен штраф очень серьёзный - в случае если не оказана медицинская помощь, или несвоевременно оказана. Штраф исчисляется в зависимости от разных факторов, к примеру, повлияла недоработка или не повлияла на исход заболевания.
- К сожалению сами застрахованные не всегда знают свои права, да и не очень активны в их защите…
- Мы всё объясняем. Если Вы чем-то неудовлетворены сначала надо обратиться к заведующему отделением, затем  эти вопросы задать заместителю главного врача, потом звонить по нашей горячей линии.
Мы обязательно пишем, что такое программа, что в неё входит, какие виды заболеваний самых распространённых должны лечиться, какой объём услуг. Вот скорая медицинская помощь вошла с 1 января мы написали. Сколько срок ожидания к узкому  специалисту прописано. Какие лекарственные препараты должны быть бесплатными для пациента, в соответствии с перечнем  прописано. Если лекарство не входит в перечень например,  аллергия у пациента на прописанное то при каждом мед.учреждении есть лечащая комиссия которая пациенту рекомендует другой препарат и закупает его.
Хочу отметить, что законом впервые определены не только права, но и обязанности пациента. Необходимо, что бы и застрахованные знали, как надо действовать тогда система будет работать лучше. Мы многое делаем для информирования наших клиентов. Выпускаем брошюры, памятки, активно распространяем.  Мы сделали стенды в каждом медицинском учреждении, кроме точек Таймыра и Норильска (там у нас мало застрахованных) с памятками. Законом это предусмотрено, но мало кто делает. Там всё описано тоже. Все новые правила, контакты.
 - А сам мед.персонал в курсе прав пациентов?
- Знаете, иногда складывается впечатление, что наши застрахованные лучше знают порядок, чем врачи.  Бывает так, что врач не знает программы. Мы поэтому в 2012 году в тех мед.организациях, где у нас большое количество застрахованных лиц каждому врачу тоже выпустили специальную брошюру. В ней всё показано.
- В начале года стало известно, что правительство сокращает расходы бюджета на здравоохранение…
- Да, но реально цифры не сокращаются. У нас по краю не уменьшаются деньги на здравоохранение. Они увеличиваются на взнос на неработающее население, за которое платит взносы администрация. С этого года платятся эти деньги в федеральный фонд. Рассчитывается всё. Статьи на расходы на ремонт и прочее также переданы с бюджета на федеральный фонд. Ведь как сейчас придумано? С федеральным бюджетом всё чётко: даём на модернизацию деньги только тогда, когда местная администрация софинансирует 50 %. Не даст федерация денег, если не дала территория. 
- И всё равно, даже существующая программа далеко не идеальна. Интересно Ваше экспертное мнение: есть прогресс?
- Улучшения, безусловно, есть. Мы, если помните, в своё время писали перечень исследований, которые необходимы, но их невозможно получить сейчас таковых не осталось. МРТ пожалуйста, УЗИ пожалуйста.  Подключены к работе частные мед.учреждения, которые изъявили желание участвовать в программе ОМС.  Те, кто хотел, они объёмы брали. В прошлом году, конечно, всё утрясывалось. Была боязнь, иногда оправданная, что частные начнут раскручивать пациентов на другие исследования платные. Но разобрались. Тем более, что по новому закону возмещаем затраты частным клиникам не мы, а то учреждение медицинское, которое направило пациента на это исследование.
Многим врачам нововведения эти не нравятся, говорят контролёров слишком много. Но это же правильно, нужно приучать врачей  к соблюдению регламента. Хочу отметить, что те врачи, которые работали и раньше хорошо, с любовью к своему делу, с интересом и желанием помочь пациенту у них и сейчас всё нормально. А те, которые были недобросовестные, старались получить деньги такими путями они нервничают. Им новая система не нравится.
Подведём итог: уважаемые читатели, не поленитесь, позвоните в свою медицинскую страховую компанию, зайдите на её сайт, прочитайте на стене поликлиники узнайте, как, в какие сроки обязан принять вас тот или иной мед.работник. Не устраивает стандарт можете обратиться в коммерческую клинику. Устраивает добивайтесь его исполнения. Добивайтесь в том числе и с привлечением страховщика, он на вашей стороне. 
Анастасия Потёкина,
портал Финансист
4 апреля 2013

Читайте также

ВТБ стал победителем премии CDO/CDTO Awards 2024
Вадим Кулик, заместитель президента – председателя правления ВТБ стал первым среди лидеров цифровой трансформации в банковском секторе
Банк «Левобережный» сохранил ставку по вкладу «Спутник 20»
В мае 2024 года ставка по открытому на три года вкладу «Спутник 20» сохранится
Доля РСХБ в кредитовании посевной-2024 составила 73%
За 1 квартал 2024 года Россельхозбанк предоставил аграриям страны 424,6 млрд рублей
ВТБ и Российский экспортный центр запустили В2В-переводы по СБП
ВТБ и АО «Российский экспортный центр» успешно провели первый исходящий В2В-платеж с использованием Системы быстрых платежей
Дальневосточный банк вошел в ТОП-75 по сумме вкладов физлиц
Дальневосточный банк вошёл в ТОП-75 кредитных организаций России по сумме привлеченных средств физлиц на 1 апреля 2024 года
РСХБ: юань становится главной иностранной валютой российских инвесторов
24-26 апреля прошел III Международный Конгресс Финансистов
Дальневосточная ипотека
Дальневосточная ипотека
Условия программы, территория действия и какие банки выдают
ВТБ победил в шести номинациях премии CX World Awards
ВТБ занял первое место в шести номинациях ежегодной профессиональной премии клиентского опыта CX World Awards
РСХБ внедряет искусственный интеллект для юридических лиц
Россельхозбанк представил новый технологичный модуль собственной разработки «Валютные торги»
СДМ-Банк отменил комиссию за перевод средств между своими счетами
С 27 апреля 2024 года переводы в рамках своих счетов в разных банках стали бесплатны, если сумма переводов не превышает 30 миллионов рублей в месяц