ОСАГО для пешеходов
19 января Агентство Страховых Новостей сообщило, что Союз пешеходов передал в Госдуму предложения по изменению закона об ОСАГО, в рамках которых организация потребовала равноправия с водителями и пассажирами, в частности права на выплаты по ОСАГО для пешеходов.
Межрегиональное общественное движение Союз пешеходов настаивает на наделении пешеходов правом требовать, чтобы виновник аварии сообщил ему сведения о договоре ОСАГО для последующего обращения за выплатой в страховую компанию.
Предложение Союза пешеходов вызвали у экспертов страхового рынка некоторое недоумение.
Геннадий Дрозд, директор филиала ОРАНТА-Красноярск ООО СК ОРАНТА: В соответствии с Федеральным Законодательством, пешеход может и имеет право получить (а водитель виновник обязан ему сообщить) данные о полисе обязательного страхования гражданской ответственности и наименовании страховой компании, оформившей этот полис.
Сотрудник ГИБДД, выезжающей на место происшествия, должен выдать справку об участии в ДТП и с этой справкой потерпевший имеет право обратиться в страховую компанию виновника за получение возмещения.
Вся остальная процедура (как и определение размера ущерба) не отличается от той, которая существует для пострадавших пассажиров транспортного средства, причем пострадавшими признаются как пассажиры транспортного средства виновного в ДТП водителя, так и пассажиры других, транспортных средств, пострадавшие в результате ДТП.
В моей практике был один прецедент выплаты пешеходу. Конечно волокиты (справок, направлений, чеков, копий чеков, выписок из истории болезни и др.) было много, а в итоге размер выплаты был не очень большим, так как и стоимость лекарств была не большой.
Ольга Ковалева, управляющий директор дивизиона Сибирь Группы Ренессанс страхование: Инициатива, призванная усилить защиту пешеходов, конечно, положительная. Но многие формулировки предполагаемых изменений в том виде, в котором предлагает их внести Союз пешеходов, по меньшей мере, являются сырыми и требуют серьезных доработок.
Во-первых, в ДТП с участием пешехода есть два участника водитель и пешеход. ДТП, в котором есть пострадавшие, обязательно оформляется сотрудником ГИБДД и затем дело передается дознавателю. Пострадавший пешеход должен незамедлительно обратиться в медицинского учреждение для того чтобы зафиксировать факт и характер причиненного вреда здоровью. Степень ущерба, нанесенного здоровью пострадавшего, устанавливается в ходе разбора, на основании предоставленных медицинских документов.
По итогам разбора и водитель, и пешеход, вне зависимости от того, кто виноват в ДТП, получают Постановление, в котором указанно, что произошло, по какой причине, указан виновник, указана степень нанесенного вреда здоровью пострадавшему, компания-страховщик владельца транспортного средства и номер полиса. Так что данная информация является открытой в отношении пешехода, непонятно почему Союзе пешеходов считают, что ее невозможно получить. С этим постановлением пешеход может обратиться в страховую компанию за страховым возмещением.
Обращаю внимание, что страхования компания не определяет, кто прав, а кто виноват, не оценивает нанесенный автомобилю или пешеходу ущерб, и не ставит медицинские диагнозы. Страховая компания это фактически финансовое учреждение, которое осуществляет выплаты на основании решений и документов, предоставленных компетентными органами.
По существующему Закону об ОСАГО страховая компания возмещает пострадавшему пешеходу на основании постановления ГИБДД, медицинских справок и документов, подтверждающих расходы на лечение, фактический ущерб, в том числе потерянный заработок в результате нетрудоспособности.
Также союз предложил изменить порядок выплаты по ОСАГО в счет возмещения вреда здоровью потерпевших. Сейчас для получения выплаты пострадавшие сначала оплачивают лечение и только потом могут обращаться за выплатами, им компенсируются фактически понесенные расходы на лечение. Союз пешеходов предлагает обязать страховщиков производить предварительную выплату потерпевшим до определения степени тяжести травмы, а окончательный размер выплаты рассчитывать не по фактическим расходам, а в зависимости от степени тяжести причиненного вреда. При этом предварительная выплата должна составлять 25% от лимита выплаты за вред здоровью по ОСАГО, а окончательная выплата 50% лимита при причинении легкого вреда здоровью, 75% при среднем вреде и 100% при причинении тяжкого вреда.
Ольга Ковалёва: Естественно, на практике пострадавшие пешеходы обращаются за возмещением ущерба в страховые компании. Другое дело, что лимит ответственности страховщика, установленный Законом на сегодняшний день - 160 тысяч рублей на каждого потерпевшего, в общем-то, мал, учитывая, что максимальная выплата предполагает смерть или полную потерю трудоспособности пострадавшего.
В настоящее рассматривается вопрос об увеличении лимита ответственности страховщика ОСАГО за вред, причиненный жизни и здоровью пострадавших, со 160 000 до 500 000 руб., за вред имуществу с нынешних 120 000 до 400 000 руб.; такие поправки подготовлены МИНФИНОМ. Кроме того, все большую популярность набирает добровольное страхование от несчастного случая, которое распространяется на все виды травм, а страховые суммы по этому виду страхования гораздо более значительные. Часто водители приобретают страховку от несчастного случая вместе с полисом автострахования (ОСАГО или каско), понимая, что у них высок риск получения травмы. По прогнозам страховщиков, увеличение лимита ответственности по ОСАГО, скорее всего, приведет к увеличению тарифов по этому виду страхования.
Что же касается инициативы Союза пешеходов изменить порядок выплаты по ОСАГО в счет возмещения вреда здоровью потерпевших, то есть до прохождения медицинского обследования, и до получения Постановления ГИБДД, то она, по меньшей мере, странная.
А каковы гарантии, что обратившийся за возмещением пешеход вообще пострадал в ДТП? И каковы гарантии, что он не месяц назад, к примеру, сломал ногу, катаясь на лыжах, и пытается повесить эту травму на водителя автомобиля, который в реальности нанес ему небольшой ушиб? Согласитесь это огромные возможности для мошенников, которые обязательно этим будут пользоваться. Как предполагается поступать, если страховая компания осуществила предварительную выплату в размере 25%, а медицинское обследование не показало никаких существенных травм и повреждений, нанесенных здоровью пешехода? Пешеход будет возвращать деньги страховщику?
Помимо финансовых рисков страховых компаний, данная инициатива вызывает много вопросов в моральном аспекте и ставит под угрозу права водителей транспортных средств. Сегодня нанесение водителем ТС тяжких телесных повреждений пешеходу влечет за собой от административной до уголовной ответственности для водителя. И решения о мере наказания, безусловно, могут приниматься только на основании доказанной вины и только по решению суда.
Геннадий Дрозд: Думаю не очень корректно говорить о выплате в трех величинах. С моей точки зрения, было бы полезнее сделать что-то типа таблицы травм, существующей в каждой страховой компании при страховании от НС. Этой таблицей бы и определялось, сколько выплачивать (например, сломанная рука 20% от страховой суммы, нога 30%, и т.д.). А дальше потерпевший сам решает, хватает ему этих средств или нет, куда в первую очередь их направить, может он вообще травами лечиться будет или еще каким-нибудь нетрадиционным методом лечения. (Ведь при выплате по авто мы не настаиваем на ремонте, мы выплачиваем деньги и потерпевший сам решает, где и за сколько он будет ремонтировать свое авто, и будет ли вообще ее сейчас ремонтировать). Если выплаченных средств на лечение не хватает (сложное и дорогое) то всегда остается возможность требовать с виновника остаток в рамках действующего законодательства.
Понятно, что и предложенное союзом пешеходов изменение, и предложение, прозвучавшие выше, приведет к удорожанию полиса, ведь выплаты пострадавшим будет получать проще и соответственно они за ними будут чаще обращаться.
Предложение союза пешеходов (изменение способа увеличение ущерба), с моей точки зрения, может чуть ли не в разы (2-4 раза (200%-400%)) увеличить стоимость полиса (то есть это просто минимум, чтобы страховые компании смогли выплачивать потерпевшим).
Предложение, озвученное выше (способ определения ущерба), увеличит стоимость полиса процентов на 20%-40%. Указанные цифры ориентировочные, т.к. для полной выкладки надо проводить подробное исследование и запрашивать статистику (которой, скорее всего толком и нет, т.к. часто потерпевшие и не обращаются за выплатами).
Автовладельцы к предложениям пешеходов испытывают смешанные чувства.
Егор Фролов, координатор центрального совета КРОДА-ФАР (Красноярское региональное общественное движение автовладельцев): Цену ущерба здоровья не возможно оценить сразу, к примеру, по тем же снимкам и анализам, можно рассчитать только приблизительную стоимость, но так же состояние здоровья может ухудшаться и вести за собой побочные последствия которые выясняются при дальнейшей жизни деятельности. Но по факту что данное ухудшение началось не в следствие ДТП, а по причине самого здоровья практически не возможно доказать. Сам авансовый платеж из лимита на страховые случаи это очень хорошее решение так как человек не рассчитывает на ДТП и не откладывает деньги на такие случае а где то быстро перехватить на дорогостоящи лекарства просто не возможно. Но и установления тяжести вреда здоровья практически не возможно.
В случае выплаты по ОСАГО пострадавшим пешеходам, стоимость полиса вырастет на 75% так как предлагаемая сумма лимита 160 т.р., а это две трети от выплаты за нанесенный ущерб транспортному средству, и в том числе нанесению здоровью водителю и пассажиру пострадавшего автомобиля. Любой ущерб не соизмерим с жизнью и здоровью, человека.
Но от нас, автовладельцев, можем сказать: будет накладно, если каждый будет платить за полис ОСАГО на 75% дороже. Мы за то, чтобы каждый пешеход имел на одежде светоотражающие элементы, так как мы живем в России и у нас много неосвещаемых дорожных участков. А в закон можно внести поправку, утверждающую, что выплаты не будут осуществляться, если на одежде пострадавшего в темное время суток пешехода не было светоотражающих элементов.
Портал Финансист
3 февраля 2011