Российский рынок факторинга по итогам первого полугодия вырос на 16%
Объем российского рынка факторинга по итогам первого полугодия 2010 года вырос на 16% и составил 200 млрд. рублей, говорится в исследовании Крупные приходят и выигрывают, подготовленном рейтинговым агентством Эксперт РА в октябре.
По мнению экспертов, рост рынка обеспечили, в первую очередь, амбициозные новички ВТБ Факторинг (+11,5 млрд рублей к первому полугодию 2009 года) и Альфа-Банк (+11,7 млрд. рублей). Новые игроки рынка имеют доступ к дешевым банковским пассивам и оказывают сильное давление на цену услуги. Это позволило им в первом полугодии 2010 года показать наибольшие объемы прироста уступленных требований относительно аналогичного периода прошлого года, отмечают в агентстве. Первое место по объемам уступленных требований занял Промсвязьбанк (темп прироста объемов уступленных требований 3%), на второе место поднялся Альфа-Банк с 201% прироста, замыкает тройку лидеров банк НФК, показавший снижение объемов уступленных требований на 12,4%.
Финансист спросил у красноярских игроков рынка факторинга, а идёт ли край в общем тренде и какой вид факторинга пользуется наибольшей популярностью у клиентов сегодня?
Владимир Палчков, руководитель по развитию факторинга Красноярского ф-ла ОАО Промсвязьбанк: Сегодня бизнесу необходимо наращивать обороты, восстанавливать товарные потоки, стимулировать внутренний спрос. Для решения этих задач факторинг идеальный инструмент. В течение последнего года эксперты отмечают значительное оживление на рынке факторинга, в Красноярске появились новые игроки, в основном филиалы крупных федеральных банков. Мы рады отметить, что, несмотря на увеличение числа конкурентов и усиление их позиций, отмеченное экспертами, Промсвязьбанк по-прежнему является абсолютным лидером российского рынка факторинга, удерживая на протяжении нескольких лет долю рынка в 30%. Как и раньше, мы готовы предлагать достойные, конкурентноспособные продукты, сочетающие в себе приемлемые ставки и индивидуальный подход к потребностям каждого клиента.
Как показывает российская практика, наиболее востребованным на сегодня продуктом является внутренний факторинг с правом регресса. Популярность данного вида факторинга у компаний объясняется его относительно низкой стоимостью, поскольку риск полной или частичной неоплаты поставок дебитором поставщик принимает на себя.
В нашем регионе некоторые компании ведут активную внешнеэкономическую деятельность, поэтому для них наибольший интерес представляет комплекс услуг по международному факторингу: экспортному (с регрессом и без регресса) и импортному.
Импортный факторинг позволяет компании получить товарный кредит на срок до 90 дней, увеличить объем закупок, торговать на условиях открытого счета и отойти от аккредитивной формы расчетов. Экспортный - предоставить иностранным покупателям отсрочку платежа до 90 дней, сократить кассовые разрывы и повысить финансовую устойчивость компании, ускорить процедуру получения платежа по сравнению с аккредитивной формой расчетов, обеспечить страхование риска неплатежа или несвоевременной оплаты со стороны клиента.
Мы в Промсвязьбанке предлагаем нашим клиентам полный комплекс факторинговых услуг и разные виды продуктов: внутренний факторинг с регрессом и без регресса, экспортный факторинг с регрессом и без регресса, а также импортный факторинг.
Алексей Грязнов, начальник отдела клиентского бизнеса филиала ОАО ТрансКредитБанк в г. Красноярске: Безусловно, оживление рынка кредитования в целом и такой его разновидности, как факторинг, - это общая посткризисная тенденция, характерная и для Красноярского края. Однако необходимо сделать несколько оговорок. До кризиса, в 2004-2007 гг, рынок факторинга в крае ежегодно удваивался. Но это лишь объёмные показатели, а в действительности степень проникновения этой услуги на красноярском рынке была ничтожно малой, как в абсолютном выражении, так и по сравнению с другими кредитными продуктами. Факторинг оставался своего рода экзотической услугой, причем это характерно не только для Красноярского края, но и для многих других регионов.
Сейчас рынок восстанавливается, стоимость кредитных ресурсов снижается, постепенно смягчаются требования к заёмщикам. Но те проблемы, которые мешали более активному росту факторинга в регионе до кризиса, по-прежнему актуальны. Важное преимущество факторинга отсутствие необходимости оформления залога - зачастую не принципиально для крупного бизнеса, и так имеющего возможность кредитоваться без залога. Тем более что стоимость факторинга в среднем обычно выше той, которую банки могут предложить по другим кредитным продуктам. Предприятия малого бизнеса во многих случаях не соответствуют требованиям, предъявляемым факторинговыми компаниями (речь идет о разветвленной структуре дебиторов, требованиям к оборотам по каждому из них и т.д.).
По нашему опыту, чаще потенциальными клиентами становятся региональные компании среднего бизнеса, но необходимо ещё учесть, что сферы, для которых в наибольшей степени подходит факторинг, довольно серьёзно пострадали во время кризиса. К этому по-прежнему стоит прибавить гораздо более низкую информированность о факторинге по сравнению с другими кредитными продуктами для юрлиц.
Таким образом, можно прогнозировать рост рынка факторинга в Красноярском крае в количественном отношении, однако ожидать существенного увеличения факторинга в общей структуре кредитования бизнеса региона пока рано. Тем не менее, условия для развития этого направления в Красноярском крае есть: присутствуют ключевые игроки факторингового рынка, есть круг компаний - потенциальных клиентов, наконец, сама услуга очень удобна и ее оформление занимает меньше времени, чем для обычного кредита. Факторинговые операции в ТрансКредитБанке осуществляются через дочернюю компанию ЗАО ТрансКредитФакторинг, и, безусловно, мы заинтересованы в росте спроса и наращивании объемов.
Портал Финансист
17 ноября 2010