Вячеслав Шабайкин

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Вячеслав Шабайкин

2 месяца назад в Красноярске очень амбициозно были открыты Сибирский филиал и Территориальное управление банка Международный финансовый клуб - банка, полностью принадлежащего известному российскому бизнесмену Михаилу Прохорову. Руководить территориальным управлением был назначен известный в Красноярске банкир Вячеслав Шабайкин. Финансист напросился в гости к господину Шабайкину, дабы задать ряд вопросов о стратегии и перспективах банка.

Вячеслав Владимирович, на пресс-конференции во время открытия банка в Красноярске, Вы сказали, что вас не интересует доля рынка как таковая?

Да, так и есть. Действительно, как сказали наш основной и главный акционер, а также Председатель правления, а я подтверждаю: нас сегодня не интересует такой показатель как доля рынка. Он, с точки зрения показателей и какой-то логики, сегодня большого значения не имеет. Как любая коммерческая структура, мы создаёмся для того, что бы зарабатывать прибыль, обеспечивать определённую доходность на акции наших акционеров и соответственно решать другие бизнес-задачи, которые перед нами ставятся. Стратегия банка направлена на работу с крупной и очень крупной корпоративной клиентурой, а также на создание очень комфортных и качественных условий для обслуживания частных клиентов категории vip. Это наша целевая аудитория. Мы не работаем с розничным рынком, мы не разрабатываем программ по кредитованию авто, ипотеки, экспресс-кредитов и так далее. Это не наш сегмент. Мы не хотим входить в высоко рисковые, как мы считаем на сегодняшний день и в ближайшей перспективе, активы. Мы предлагаем реальные рыночные ставки, как показывает практика, иногда даже ниже, но мы хотим минимизировать наши риски, стремимся, чтобы они приближались к нулю.

Наше конкурентное преимущество это момент, когда мы выходим на рынок. Уже фактически полтора года, если рассматривать начало 2008 года как начало мирового кризиса, мы находимся в активной стадии развития кризиса, я подчеркиваю это слово, кризиса в России. Поэтому мы уже достаточно чётко понимаем, с кем можно работать, кто будет в дальнейшем укреплять свои позиции в этой ситуации, а кто будет скатываться к убытку на своих балансах. Мы выждали удобный момент.

Сегодня на рынке, нужно смотреть правде в глаза, денег достаточно мало. Банки заняты проблемой своих плохих кредитов, которые у них находятся на балансе, борьбой с необходимостью создавать резервы, и, как следствие, с убыточностью, которая возникает на балансе данных конкретных банков. В общем-то, многие банки заняты не развитием клиентуры и разработкой новых продуктов, программ, а сохранением существующего портфеля, перекредитованием, созданием определённых условий для них. Проблемы с ликвидностью, с достаточностью капитала есть у многих банков. Аксиома, что, по большому счёту, источники пополнения банковского капитала, за исключением государственных, сегодня исчерпаны. Но они есть у нашего акционера. По государственным: вы знаете, сегодня есть около 4-5 банков, которые являются системообразующими, там государственные деньги с соответствующим подходом, с жёсткими критериями и так далее. У нас сегодня есть деньги, и сегодня конкуренция на рынке очень слаба. Ещё год назад банки буквально бегали за каждым клиентом, предлагали более низкие ставки… Нужно было использовать все возможности, чтобы заполучить то или иное юридическое лицо, или корпорацию к себе в клиенты. На сегодняшний день достаточно просто предлагать удобные кредитные продукты, чтобы эти клиенты пришли в банк.

Повторюсь, сегодня в России, к сожалению, недостаток финансирования, недостаток капитала, соответственно недостаток кредитов. Вы же слышали, какие задачи ставит президент: увеличивать в целом кредитные портфели. Но в данном случае это действительно относится к банкам с государственным капиталом. Тяжело - не тяжело, но сегодня это нужно делать, этим банкам деньги как раз и выделяются под эти кредиты, и деньги должны прийти в экономику. Сейчас достаточно серьёзно увеличили уставной капитал ВТБ, там правительство приняло решение о выделении достаточно серьёзных средств на увеличение капитала. На то они и государственные банки, чтобы выполнять определенные задачи, которые возлагает на них правительство.

Если вернуться к средствам банка, насколько я помню, ранее упоминалась цифра уставного капитала в 500 миллионов долларов?

Цифра это сегодняшняя, а вообще цифра будет расти в соответствии с развитием банка, его потребностями. Сумма в полмиллиарда долларов только в капитал уже выводит банк на самые серьёзные позиции. И нам её ещё нужно отрабатывать. Поэтому капитал будет пополняться траншами.

А есть ли всё-таки конкретные задачи? Например, войти к 2010 году в десятку лидеров рынка, занять третью позицию по определённому направлению и т.д.?

По уровню своего капитала и по уровню доходности, которые прописаны в бизнес-планах, мы ставим соответствующие задачи по резерву, который будет формироваться на наших балансах по выданным кредитам: условно говоря, он должен быть не больше 2% от того портфеля, который мы на сегодняшний день формируем. Если говорить о доле рынка, если говорить о том, что давайте сегодня войдём в сотню, а завтра в десятку… Председатель озвучил, что за 2 года мы должны войти в двадцатку российских банков. Судя по тому, как развивается система сегодня в банковском бизнесе, это может произойти быстрее и даже не из-за того, что мы такие хорошие, а из-за того, что многие банки будут уходить с рынка. При том, что это будут не только банки, находящиеся за первой тысячей, но и банки которые находятся в числе 50-ти.

Некоторые СМИ выдвигали версии о том, что МФК может стать просто кэптивным банком группы ОНЭКСИМ…

Понимаете, если бы хотели обслуживать только счета группы ОНЭКСИМ, банк открылся бы в Москве, и этого бы хватило. Не было бы здесь Территориального управления, не было бы открытия Сибирского филиала, не было бы планов по открытию филиалов в Иркутске, Екатеринбурге, в Новосибирске и дальше вплоть до Дальнего Востока. Мне поручено Правлением банка как раз курировать вопросы развития бизнеса на территориях: Урал, Сибирь и Дальний Восток с центром координации в Красноярске.
При этом заметьте, я считаю, нет ничего плохого в слове кэптивность. Безусловно, мы будем обслуживать предприятия, входящие в группу ОНЭКСИМ. Но опять же работать с ними на рыночных условиях. Нет у собственника жёсткой позиции - всех загнать в один банк. У каждого есть свои активы, их надо рассматривать, и если кто-то предлагает более выгодные условия предприятию, то их надо учитывать. Другое дело, что мы, зная свои предприятия, зная их специфику, зная их риски, либо отсутствие этих рисков, можем предложить более универсальный, более привлекательный продукт с точки зрения обеспечения, удобства и т.п. с соответствующим сервисом. Мы в этом не сомневаемся. Но это не правильное умозаключение не было планов изначально создать кэптивный банк. Мы выходим на рынок. Кто нас интересует я уже сказал: крупные предприятия, физические лица это могут быть руководители этих предприятий, главные бухгалтера, это могут быть какие-то известные политики, спортсмены и так далее. Со сборной по хоккею, с главным её тренером как раз сейчас подписано соглашение банком МФК об определённой поддержке. Такие соглашения есть, хотя мы не очень их афишируем. Нас интересуют люди успешные, добившиеся многого в области культуры, искусства, политики, бизнеса и мы готовы предоставлять тот сервис, которого они от нас ждут. Приват-банкинг в чистом виде.

Понятно, что ваш банк не нуждается в рекламной кампании на широкую аудиторию. Но после переименования АПР-банка в банк МФК нельзя не спросить о ребрэндинге банка.

Я вообще не в курсе, что из себя представлял АПР-банк на рынке. Насколько я знаю, это был банк, заточенный под определённых клиентов. Наш акционер искал и купил просто платформу. Это мог быть любой другой банк из полутора тысяч банков, существующих на рынке. Нас интересовало: чтобы не было никаких плохих долгов, чтобы имелись все лицензии, чтобы банк был чистым и незапятнанным. АПР-банк полностью удовлетворял этим условиям. Мы его переименовали, полностью поменяли команду и так далее. АПР-банка нет. Если говорить про меня лично: я пришёл в банк МФК, я знаю, кто за ним стоит, какие цели, задачи. У нас заканчивается процедура ребрэндинга, у нас для этого все материалы уже есть, начиная от бланков, визиток, вывесок и т.п. В разработке участвовали очень серьёзные компании, английские агентства.
Мы же коммерческий банк, без клиентуры существовать не можем. Нам нужно, чтобы нас знали и узнавали. Просто нам не нужна реклама на широкую публику, наружная реклама или ещё что-то, у нас нет продуктов на такую аудиторию. Другое дело работа с крупным серьёзным бизнесом. Это всегда очень индивидуально. Нам нужна имиджевая реклама - наш брэнд должны знать. Хотя, по большому счёту, его знают с 92 года, именно из МФК вышел ОНЭКСИМ-банк, из ОНЭКСИМа Росбанк. И тогда, когда собственники приняли решение разделить активы было принято решение возродить брэнд МФК. Он хороший, правильный, ничем себя не запятнал. Он всегда был очень индивидуальным, он работал с крупной промышленностью, в состав группы входили такие гиганты как НорНикель, и уже тогда они обслуживались в банке МФК. Поэтому брэнд МФК давно известный, себя хорошо зарекомендовавший.
Сегодня акционеры возродили брэнд, но с другой стратегией, с другой задачей, и с новой-старой командой это люди, работающие в команде не один десяток лет, её костяк. Себя хвалить не буду, говорю о других членах команды это действительно очень серьёзные профессионалы, которые знают, что нужно делать на рынке, знают потребности именно крупнейшей российской клиентуры. Поэтому у нас есть мощная команда, у нас есть серьезный акционер и есть понимание, что делать и куда идти.

В июне Вы вошли в состав правления банка и были согласованы на пост заместителя председателя правления. Можно уточнить, какие вопросы курируете лично вы?

Весь спектр вопросов, касающийся развития бизнеса на подведомственной мне территории. Если в Москве всё структурировано - кто-то отвечает за приват-банкинг, кто-то за активные операции, кто-то за казначейские и так далее, то я отвечаю за комплексное развитие бизнеса. За работу с корпоративными клиентами не только в области кредитования, но и привлечения, а с учётом кризисных условий, можно сказать, сохранения денежных средств наших клиентов. Поэтому то, что касается организации работы на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока это моя зона ответственности.

Может быть, вопрос не совсем корректен, но всё-таки: новый пост для вас повышение или просто новые возможности?

У меня вообще на протяжении многих лет, тьфу-тьфу-тьфу, по столу нужно постучать, карьера идёт по развивающейся траектории. Конечно, это повышение и новые перспективы. Я понимаю, кто меня пригласил на работу, какой человек и насколько серьёзный акционер за нами стоит. Сегодня он единственный акционер, это его структура, и войти в состав правления, стать заместителем председателя банка это, конечно, повышение. Меня, кстати, в данном случае утверждал Центральный Банк России, что тоже было волнительно: как на меня посмотрит ЦБ в Москве? Согласование было успешно пройдено, все приказы на сегодняшний день подписаны. Так что войти в состав Правления и стать заместителем Председателя Правления банка с огромным потенциалом в России, который через года полтора два выйдет на серьёзные лидирующие позиции в финансовой системе России, понятно, что это повышение. Как любой достаточно серьёзный и амбициозный человек, переход на ту или иную работу оцениваю с движением карьеры на ступеньку или несколько ступенек выше. Поэтому на сегодня для меня всё складывается позитивно. Я понимаю, что эта должность определённый аванс, я этого не скрываю, и Вы понимаете, какие регионы мне доверены, что такое сегодня Урал, Сибирь и Дальний Восток и где будут точки экономического роста. То, что мне доверили заниматься этими вопросами с предоставлением полномочий и лимитов серьезный аванс. Но сегодня я не сомневаюсь, что я его оправдаю.

Какие то приоритеты по краю у банка есть?

Мы не можем сказать, что мы работаем, например, только с органами государственной власти или финансируем только разрывы бюджетов или работаем только с оборонной промышленностью. Нет. Спектр разный. Всё зависит от того, какой потенциал имеет предприятие, насколько оно устойчиво.

Сколько в крае предприятий, которые интересны банку как клиенты?

Я думаю, что не меньше сотни. С ними сейчас ведутся переговоры, идёт работа. Нашими клиентами уже стали многие предприятия края и других областей.

Какой на сегодня сформирован филиалом кредитный портфель?

Уже выдали фактически миллиард. Я уже говорил предприятия сейчас нуждаются в деньгах. Наша задача внимательно их проанализировать и правильно профинансировать.

А если говорить о потенциальных клиентах физических лицах сколько таковых в Красноярске?

Такую оценку я не проводил. Давайте тогда журнал Форбс глянем, наш Красноярский край. Это немалый спектр, но мне трудно приводить конкретные цифры. Но вклады у нас действительно рассчитаны на состоятельных людей, мы готовы им предоставить соответственный сервис. Вклады у нас от миллиона и выше. Ниже не наш сегмент рынка. Но людей, которые могут положить миллион и больше их много. И сейчас эта задача становится действительно первостепенной: не столько заработать, сколько сохранить. Пережить этот момент, сохранив свои средства в надёжном серьёзном банке. Потому что я говорю: да, госгарантии это очень хорошо, но что греха таить, тот же сервис, те же удобства - они далеко не всегда на том уровне, который нужен. Настоящий серьёзный приват-банкинг это когда не просто средства от клиента приняли и забыли о нём, это когда сопровождают его, формируют и закрывают определённые потребности в образе его жизни и очень малое количество банков могут предоставить такой сервис. А желающих получить сервис и сохранить свои средства весьма много. А наш акционер сказал Я гарантирую клиентам банка сохранность их вкладов своими активами. Все мои активы также доверены этому банку. Поэтому спрашивать о надёжности, наверное, смысла нет.


Беседу вела Анастасия Потёкина
портал Финансист

23 июля 2009

Читайте также

В Красноярске состоялось открытие «Школы фермера»
Мечта пойти в школу и вновь сесть за парту сбылась сегодня у 25 жителей края
ВТБ отчитался о прибыли, рассказал об «эффекте Джанибекова» в экономике
В первом квартале 2024 года количество активных клиентов розничного бизнеса банка ВТБ составило почти 20 млн клиентов-физических лиц
Эксперты РСХБ спрогнозировали рост производства органической косметики в России
Центр макроэкономического анализа и регионального прогнозирования Россельхозбанка проанализировал потенциал индустрии органической косметики
ВТБ: объем сделок по арктической ипотеке в Красноярском крае превысил 1 миллиарда рублей
С момента старта программы арктической ипотеки в декабре прошлого года объем ипотечных сделок ВТБ в Красноярском крае достиг 1,3 млрд рублей
РСХБ: каждый пятый ипотечный заемщик пользуется дополнительными услугами по ипотеке
Эксперты портала Своё Село и платформы Своё Жильё проанализировали востребованность программы пакетных предложений
Дальневосточный банк вступил в программу Корпорации МСП по «зонтичному поручительству»
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при получении кредита в Дальневосточном банке теперь могут обеспечить 50% его суммы поручительством Корпорации МСП
АТБ принял участие в «Кредит-EXPO. Весна 2024»
Азиатско-Тихоокеанский банк стал участником VII Выставки кредитов для малого и среднего бизнеса «Кредит- EXPO»
Россельхозбанк выступил организатором размещения облигаций «Элемент Лизинг» в объеме 3 миллиарда рублей
23 апреля 2024 года состоялся сбор заявок на облигации ООО «Элемент Лизинг»
Вклад «Солидный» от Солид Банк поможет накопить на будущее
Самым простым, но при этом самым надежным способом накопить на будущее эксперты называют банковский вклад
Азиатско-Тихоокеанский Банк улучшил условия вклада в юанях
С 24 апреля текущего года Азиатско-Тихоокеанский Банк улучшил условия «АТБ. Вклада» в китайских юанях