ЦБ объяснил сообщение о проверках крупных переводов себе по СБП
Банки будут проверять на признаки мошенничества не просто крупные переводы самому себе с использованием системы быстрых платежей (СБП), а переводы, которые совершаются другому физлицу после этого, заявили в пресс-службе Центробанка.
Так там объяснили заявление директора департамента информационной безопасности Банка России Вадима Уварова, который рассказал, что мошенники стали убеждать граждан перевести самому себе крупные суммы по СБП. В связи с этим такие транзакции будут включены в перечень подозрительных операций, если в тот же день пользователь попытался перевести деньги другому человеку, которому не делал переводов в последние полгода.
В ЦБ уточнили, что на признаки мошенничества будут проверять только переводы по СБП от 200 тыс. руб. «условно незнакомому человеку». «Одновременно другое важное условие заключается в том, что этому переводу предшествовал перевод самому себе через СБП. Таким образом, проверяться будет не перевод самому себе, а именно последующий перевод другому человеку (физическому лицу)», — подчеркнули там.
ЦБ несколько раз публиковал перечни признаков мошеннических операций, например для онлайн-переводов или снятия наличных через банкомат. В последний, действующий с 1 сентября, вошел в том числе перевод более 200 тыс. руб. самому себе незадолго до запроса на выдачу наличных.
Среди других критериев:
- нехарактерное для человека поведение при снятии денег: непривычное время суток, нетипичная сумма или местонахождение банкомата, запрос на выдачу средств несвойственным клиенту способом — например, не с карты, а по QR-коду;
- изменение активности телефонных разговоров как минимум за шесть часов до операции, рост количества сообщений с новых номеров, в том числе в мессенджерах;
- снятие денег в течение 24 часов после оформления кредита или займа или увеличение лимита на выдачу наличных, в том числе по кредитной карте.
Уваров анонсировал выход приказа ЦБ с новыми признаками мошеннических переводов в ближайшее время. По его словам, в него войдут такие критерии, как смена номера телефона для входа в интернет-банк и получение банком информации от оператора, что у клиента изменились характеристики телефона, «например, используется нетипичный интернет-провайдер».
Источник: РБК
Читайте также
Выгодная тройка: самые прибыльные краткосрочные рублевые вклады, ноябрь 2025