Минцифры расширило список данных для передачи силовикам
Минцифры расширило перечень данных о пользователях маркетплейсов и классифайдов, которые силовые органы смогут получать через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Об этом говорится в поправках, опубликованных на портале проектов нормативных правовых актов. Внимание на документ обратил Forbes.
К уже утвержденным в майской версии документа данным — номерам телефонов, адресам электронной почты, IP-адресам и информации о покупках — добавились сетевые адреса и порты пользователей агрегаторов. Силовики также получат доступ к слепкам операционных систем, user-agent (идентификатор пользователя браузера), UID (уникальный идентификатор пользователя на сайте), IMEI (идентификатор мобильного оборудования), IMSI идентификационного модуля (сим-карты), MAC-адресам (номер устройства в сети) и данным о местонахождении устройств, через которые осуществлялся доступ к сервисам.
Минимальный срок передачи информации остался прежним — 24 часа. При принятии постановления правительства новые правила вступят в силу 1 сентября этого года. МВД, ФСБ, Росгвардия, Следственный комитет, Федеральная служба охраны и другие силовые структуры смогут запрашивать расширенные данные для противодействия кибермошенничеству.
«В новом проекте постановления мы постарались учесть позицию и интересы всех сторон, — подчеркнули в Минцифры. — Перечень данных был расширен для более эффективного противодействия кибермошенничеству».
Директор департамента расследований T.hunter Игорь Бедеров констатирует существенное расширение перечня данных, которые маркетплейсы обязаны передавать силовым структурам через СМЭВ. По его мнению, это обязывает платформы собирать и предоставлять данные, сопоставимые по детализации с информацией операторов связи. Эксперт отмечает серьезный шаг в сторону расширения государственного контроля в цифровой сфере и значительное сокращение анонимности онлайн-транзакций.
«Проблемой всегда было то, что цифровые следы преступления почти никак не стыковались с конкретным физлицом. Теперь данные логов с привязкой к личным кабинетам идентифицированных пользователей станут доступными», — пояснил Бедеров.
Управляющий партнер КА Pen & Paper Алексей Добрынин указывает, что классифайды и маркетплейсы уже могут передавать широкий спектр сведений о пользователях, но он варьируется в зависимости от обстоятельств и специфики конкретного запроса правоохранителей.
У Ассоциации больших данных, объединяющей «Яндекс», VK, «Сбер» и другие компании, перечень данных вызывает вопросы относительно технической реализуемости. Многие компании не собирают и не хранят слепки операционных систем, IMEI, IMSI или MAC-адреса, особенно без собственной мобильной инфраструктуры.
Источник: Frank Media