ФАС и ЦБ разрабатывают требования к рекламе банковских депозитов
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Банк России (в частности, его Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг) работают над требованиями к рекламе банковских вкладов, рассказала в интервью «Известиям» заместитель руководителя ФАС Карина Таукенова. По ее словам, обсуждается вариант создания аналога обязательства по отображению полной стоимости кредита (ПСК).
«Вклады — следующие на очереди после кредитов в вопросе регулирования рекламы. Сейчас банки переключились на продвижение именно этих продуктов, поэтому если мы зафиксируем большое количество жалоб потребителей и нарушений, не исключаю, что мы начнем работать над изменением законодательства в этой части», — отметила представитель ФАС.
По ее словам, ФАС не поддерживает идею, ранее предложенную банками: кредитные организации предлагали заменить дисклеймеры на предупреждающую фразу и в рекламе вкладов, по аналогии с рекламой кредитов. Однако, как считает ведомство, тут есть разница: «содержание рекламы кредитов уже скорректировано требованиями по ПСК. По вкладам такого принципа пока нет», — говорит Карина Таукенова. При этом ФАС поддерживает законопроект, который предлагает заменить дисклеймеры с указанием всех условий кредита в рекламе на размещение ссылки на сайт банка с призывом изучить все условия кредита вместе с предупредительной фразой «Оценивайте свои финансовые возможности и риски», отметила она.
Как сообщалось, с 23 октября 2023 года вступили в силу требования по отображению диапазона ПСК в рекламе кредитов. Как заявили в ФАС, после вступления нормы в силу объем рекламы кредитов с указанием ставок практически свелся к нулю. Банки переключились на имиджевую рекламу без дополнительных цифр и на другие продукты — в первую очередь вклады, а также счета и карты с кешбэком.
Карина Таукенова также заметила, что значительная часть нарушений в рекламе касается именно финансовых услуг: за январь-июнь 2024 года на них пришлось 15% — это второе место по количеству нарушений закона «О рекламе». Нарушения связаны с тем, что банки не указывают все существенные условия своих продуктов, обращая внимание потребителей только на привлекательные параметры.