Защитники прав потребителей придумали, как бороться с навязыванием страховок
Исследование показало, что в 2022 году количество обращений по навязыванию банками страховок жизни выросло по сравнению с годом ранее на 10%, а по страхованию рисков здоровья и от несчастных случаев — почти на 30%.
Такая страховка является условием для оформления займа, и клиент подписывается под этим условием в договоре, говорит управляющий партнер Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. Другой момент, отмечает эксперт, что банки обыгрывают приобретение страховки в свою пользу, а потребители не знают своих прав.
Плата за страховку может составлять до 18% от суммы кредита и достигать сотен тысяч рублей, а ставка при отказе от страховки может вырасти на 5–20%, говорится в исследовании. Острая проблема возникает также и тогда, когда потребитель досрочно гасит кредит, а вернуть переплату по страховке из подконтрольной банку страховой компании бывает очень сложно, добавляет партнер ЮК «Сотби» Варвара Кнутова.
Банк России пообещал изучить предложение. В ЦБ напомнили, что навязывание страховок в целом является недопустимым и у заемщика есть право застраховать свою жизнь и здоровье отдельно от заключения кредитного договора или договора займа. Этот выбор должен быть прозрачным, понятным и осознанным для потребителя, подчеркнули в регуляторе.
При этом запрет на непредоставление потребителю выбора способа оплаты страховки может привести к росту стоимости кредитов или к снижению процента одобрения на таких условиях, предупреждает руководитель отдела анализа банковских услуг Банки.ру Ольга Жидкова. Она пояснила, что в случае включения страховки в тело кредита банк начисляет проценты на всю сумму, включая страховую, а в случае оплаты страховки за свой счет банк недополучит доход.