Выручка средних аудиторов выросла на фоне ее падения у «большой четверки»
Выручка крупных аудиторских компаний снизилась по итогам 2022 года, следует из их отчетности, на которую ссылается «Коммерсант». Kept (ранее KPMG) заработала 11,7 млрд рублей, на 9%, чем в 2021 году. Выручка «Деловых решений и технологий» (Deloitte) снизилась на 17% — до 5,8 млрд рублей. У «Технологий доверия» (PwC) она снизилась на 4%, до 5,8 млрд рублей, в Б1 (E&Y) сообщили изданию, что выручка компании «несущественно отличается» от прошлого года. При этом выручка большой части средних компаний в 2022 году, наоборот, выросла.
В частности, «Финэкспертиза» заработала на 26% больше (686 млн рублей), «Мариллион» — почти на 10%, до 547 млн рублей. «Пачоли» увеличила выручку до 404 млн рублей, что на 15% больше результатов 2021 года. Доходы «Росэкспертизы» выросли на 6%, до 400 млн рублей.
Как рассказали эксперты, выручка крупных компаний снизилась из-за с перераспределения клиентов и оттока персонала. Так, собеседник «Коммерсанта» на рынке аудита рассказал, что многие сотрудники «большой четверки» с началом военной операции России на Украине уехали работать за границу, что «сократило возможности компаний». При этом ушли также международные клиенты «большой четверки», а некоторые российские перестали пользоваться ее услугами. По оценкам независимого эксперта Андрея Бархоты, переток заказов от крупнейших игроков к средним составил 5–15%.
Управляющий партнер «Докар-консалтинга» Владислав Карастелин пояснил, что если раньше клиенты привлекали иностранных инвесторов и аудиторское заключение «большой четверки» играло «некую рекламную роль», то сейчас такие заключения потеряли былую значимость. По его словам, клиенты задаются вопросом: зачем платить за «брендовое» заключение, если оно не отличается от предлагаемого менее «именитой фирмой».
В этом году крупные аудиторы будут компенсировать потери выручки консалтинговыми услугами, а также будут стараться реанимировать предоставление услуг в области устойчивого развития и ESG, добавляет Андрей Бархота. По данным «РАЭКС Аналитики», в 2021 году 35% доходов компаний пришлось на аудит (около 29 млрд рублей), а на консалтинг — 65% (54 млрд). В 2020 году соотношение складывалось в пользу аудита — 59% (около 24 млрд рублей) против 41% (17 млрд).