Верховный суд: списание долгов не освобождает преступников от обязательств
Согласно заключению Верховного суда (ВС), кредитор имеет право получить исполнительный лист на возврат долга, несмотря на прямое указание в судебном акте о списании долгов банкроту, если задолженность относится к «несмываемой». Подробности дела привел «Коммерсантъ».
Как отметила экономическая коллегия ВС, «указание в резолютивной части определения суда на освобождение должника от исполнения обязательств является общим и не распространяется на требования кредиторов», которые не подлежат списанию согласно пунктам 4 и 5 статьи 213.28 закона «О несостоятельности (банкротстве)». В частности, согласно пятому пункту, кредитор может требовать от банкрота возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, а также морального, выплату заработной платы и выходного пособия, взыскание алиментов и другие платежи, «неразрывно связанные с личностью кредитора».
ВС вынес соответствующее решение в рамках дела о несостоятельности Александра Ражина. В 1999 году его осудили за мошенничество и присвоение денежных средств, а в 2016 году один из потерпевших, Анатолий Кислов, взыскал с Ражина через суд 444,7 тысяч рублей. В феврале 2019 года из-за отсутствия имущества у Ражина суд признал его банкротом и списал непогашенные долги. В декабре 2022 года Кислов попросил в суде исполнительный лист для взыскания задолженности через приставов с Ражина, однако три инстанции ему отказали. Они не увидели оснований для выдачи ему листа, так как долг перед ним был списан. Эти решения Кислов обжаловал в ВС. С его точки зрения, долг Ражина был «несмываемым». Экономколлегия Верховного суда с ним согласилась.
Там назвали отказ списать долги после банкротства «исключительной мерой, направленной либо на защиту других социально значимых ценностей, либо на недопущение поощрения злоупотреблений».