Центробанк и МФО по-разному оценили, сколько россияне занимают на букмекеров
Микрофинансовые организации (МФО) не согласились со статистикой Центробанка, согласно которой 20% всех полученных от МФО средств заемщики потратили на ставки. При этом в СРО «МиР» оценили долю таких расходов среди заемщиков существенно скромнее — менее 1%, сообщила Frank Media пресс-служба организации.
Регулятор считает ставки на спорт и в онлайн-казино одной из наиболее распространенных категорий трат полученных в МФО займов «до зарплаты». В том числе, этими данными Банк России обосновал свое предложение ограничить выдачу PDL-займов. «Клиенты берут займы не на товары первой необходимости, а на необязательные импульсивные покупки или погашение ранее взятых на себя обязательств. Аппетиты таких заемщиков постоянно растут. Как правило, они не справляются с обслуживанием долга», — указывал ЦБ на негативные последствия таких расходов.
«Безусловно, как и любой нецелевой вид финансирования, МФО не требуют подтверждения, на что требуются деньги клиенту. Однако мы достаточно плотно работаем с клиентами и понимаем, что доля тех, кто в теории может потратить деньги на азартные игры, составляет менее 1%», — не согласились в СРО «МиР». Там добавили, что их оценка косвенно подтверждается результатами опроса ВЦИОМ. По этим данным, которые приводит пресс-служба, займы берут на повседневные покупки (24%), бытовую технику (18%), погашение другого кредита (15%), медицинские услуги (9%), одежду и мебель (13%), ремонт авто (4%) и образование (4%). Frank Media не удалось найти эту статистику в открытом доступе.
По словам генерального директора ГК Equanta (МФК «Быстроденьги», МКК «Турбозайм») Сергея Весовщука, ставки на азартные игры «не фигурируют» среди целей оформления займов в организации. «Более того, если бы заемщик обозначал их как цель получения займа, то риск его дефолта был бы повышенным. Поэтому в целом такие клиенты не самый лучший риск-сегмент для кредиторов», — отметил он. По данным компании, наиболее популярны займы на товары повседневного спроса, одежды и обуви (46%), а также на оплату счетов и кредитов (21%), обустройство квартиры (19%), подарки, праздники, отдых (14%).
Весовщук также указал на различие портретов типичного заемщика МФО и клиента букмекеров. По опросу «Рейтинга букмекеров» 2023 года, среднестатистический игрок — это мужчина 25—44 лет с высшим образованием, работающий и зарабатывающий выше среднего. «Портрет клиента МФО иной. Это молодые люди 18–35 лет со средним специальным образованием. Их уровень дохода в классическом понимании составляет около 30 тысяч рублей, что чаще всего расценивается как ниже среднего», — отметил Весовщук. У таких людей все деньги уходят на ежедневные нужды, добавил он.
В Webbankir сообщили, что не имеют статистику по доле займов на спортивные ставки: «За полгода из более чем 2 млн заявок на займы они не встречаются». Чаще всего клиенты берут займы на неотложные личные нужды (35-40%), крупные покупки (15%), ремонт недвижимости (15%), расходы на автомобили (6-7%), на здравоохранение (6-7%) и по 3-4% на подарки и праздники, отпуск и путешествия и образование.
Как пояснила пресс-служба Центробанка Frank Media, в статистике регулятора приводится среднее значение по рынку, в то время как по отдельным заемщикам и МФО ситуация может отличаться: «у отдельных компаний доля таких заемщиков может существенно превышать среднее значение». Данные были получены в результате опроса банков в мае 2024 года, которые проанализировали операции клиентов по картам, следует из доклада ЦБ (посвящен реформе рынка МФО). В целом, среди всех заемщиков наиболее распространенными категориями расходов займов «до зарплаты» МФО были продукты питания (23–45%) и универсальные магазины (20–30%).
Азарт в реформе МФО
В СРО «Мир» считают, что предложенное ЦБ ужесточение регулирования рынка PDL-займов не охладит игроков. Они смогут получить средства на ставки в других финансовых организациях, которые предоставляют нецелевое финансирование, отметило объединение. «Вряд ли решение можно найти, если искать его в ограничении лишь одного и не самого большого типа финансового института», — считают в организации.
По словам Сергея Весовщука, Webbankir не выделяет любителей азартных игр в отдельную значимую целевую аудиторию и затрудняется оценить влияние на них предстоящей реформы ЦБ. «Ключевой целью представленного доклада мы видим именно повышение доверия к рынку», — указал он.
Первое обсуждение доклада о реформе с участием сотрудников Банка России и представителями рынка МФО состоялось 5 сентября. На этой встрече стороны договорились о втором раунде обсуждения, уточнили в СРО «Мир». Он пройдет, когда департамент небанковского кредитования Банка России получит предложения МФО своего решения вопросов, поставленных в докладе. Организация должна была отправить его до пятницы 20 сентября 2024 года.
Центробанк 19 августа представил проект реформы рынка МФО. Компании разделят на три категории. Организации, которые выдают PDL-займы, получат статус микрофинансовых. Им запретят выдавать больше одного займа «до зарплаты» до полного погашения имеющегося, уровень максимальной переплаты по займу снизят с 130% до 100% от тела долга, между оформлением займов будет введен период охлаждения не менее трех календарных дней. Как считает регулятор, это должно побороть практику переоформления займов в новые с наращиванием долга.