ЦБ измерил, как к нему относятся телеграм-каналы, и остался отчасти доволен
Сотрудники Банка России построили индекс настроений «макротелеграма» — телеграм-каналов о макроэкономике, чтобы отслеживать их отношение к регулятору. Результаты опубликовал журнал ЦБ «Деньги и кредит».
Авторы исследования, главный экономист отдела коммуникаций Алиса Полехина и консультант департамента данных Анна Гусева, с помощью парсинга собрали базу данных из публикаций в 1,4 тысячи каналов, которые часто пишут о Банке России, с момента их создания до начала 2024 года. В их числе и телеграм-каналы Frank Media и Frank Media Invest, следует из полного списка, опубликованного на Github. Затем сообщения были проанализированы с помощью искусственного интеллекта.
В большинстве публикаций действия ЦБ описывались нейтрально — около 76% в обучающей выборке, размеченной экспертами. «Преобладание нейтральных новостей — это позитивное открытие, поскольку сильные эмоциональные искажения в инфополе могли бы формировать у людей неверные представления о ситуации в экономике», — пишут авторы в журнале «Эконс».
При этом примерно каждый седьмой пост (15%) оказался негативным. В этом исследователи винят СМИ и блогеров, которые таким способом пытаются привлечь внимание читателей. «Мотивация давать позитивную оценку событиям слабее, чем мотивация обращать внимание на те события, которые вызывают беспокойство, так как для негативных новостей издержки их игнорирования выше», — уверены сотрудники ЦБ. В примерно 9% публикаций поддерживались решения регулятора.
Как оговариваются авторы, они анализировали исключительно отношение каналов к действиям ЦБ, а не «общую тональность новости», ведь «обеспокоенность» из-за экономических шоков не всегда означает снижение доверия к регулятору. «Например, новость про рост инфляции при общем подходе считается негативной, но в нашем случае она может рассматриваться как нейтральная констатация факта», — объяснили свой подход аналитики.
Переменчивые настроения
Как отмечают исследователи в «Эконс», Центробанку также важно понимать, насколько готовы каналы пересматривать свое отношение к его политике. И оказалось, что готовы только те, кто относится к регулятору хорошо. Ориентируясь на среднюю тональность СМИ и блогеров за 2021-2023 год, ЦБ разделил их на три кластера: «негативный» с более критически настроенными каналами, «позитивный» и «нейтральный». Выяснилось, что порядка 70% участников «позитивного» кластера в течение года переходили в «нейтральный» или даже «негативный» (11-18%) спектр. В «негативном» же ситуация была обратной: около 70% оставались привержены своим взглядам.
В целом индексы «макротелеграма» (как с учетом размера аудитории и нейтральных сообщений, так и без их учета) находятся на отрицательных уровнях, поскольку в инфополе преобладают негативные сообщения, отмечается в исследовании. При этом с 2018-го по 2024 год отношение телеграм-каналов к ЦБ в целом улучшилось, хотя и изменчивость настроений после 2022 года также повысилась.
У большинства помесячных индексов при этом была сильная положительная корреляция с инфляционными ожиданиями бизнеса и населения.
Как обратили внимание авторы, динамика индекса «макротелеграма» в целом соответствует индексу доверия к ЦБ, рассчитываемому по опросам «Инфом». При этом граждане относятся к ЦБ лучше, чем телеграм-каналы. Это имеет значение для регулятора: поскольку индекс можно рассчитывать чаще, чем проводить опросы, то он может позволить точнее определять события, которые нанесли ущерб его репутации, отмечают сотрудники ЦБ. В то же время отношение «макротелеграма» к Банку России не коррелирует с ключевыми показателями финансового рынка: индексами Мосбиржи, РТС и волатильности (RVI).
Кого волнует Центробанк
Ключевая проблема для ЦБ — политические каналы, которые в среднем настроены более критично, чем все остальные. Самыми изменчивыми оказались авторские блоги, а экономические каналы стабильно улучшали свое отношение к ЦБ, особенно значительно с 2018-го по 2020 годы.
При этом у политических телеграм-каналов авторы выявили сильную корреляцию с инфляционными ожиданиями бизнеса. Причем она существует с лагом в один месяц. То есть чем хуже политические СМИ и блогеры относятся к действиям ЦБ в текущем месяце, тем выше ценовые ожидания бизнеса в следующем.
Это, вероятно, соотносится и с другой закономерностью. «Наиболее значимым для снижения инфляционных ожиданий населения и бизнеса оказывается позитив в темах, связанных с глобальной политико-экономической ситуацией, – «Геополитика» и «ДКП в мире», — выяснили исследователи.
Кроме того, сотрудники ЦБ удостоверились, что, несмотря на рост числа каналов, «макротелеграм» остается достаточно консолидированным — на топ-30 приходится примерно половина просмотров новостей о регуляторе. Однако «хорошая новость» в том, что среди них есть и собственный телеграм-канал регулятора, обнадеживают авторы в колонке в «Эконс». «Это пример прямой и открытой коммуникации, которая позволяет людям получить информацию из первоисточника», — поддержали они своих коллег.
Источник: Frank Media