Сможет ли ЦБ сдержать спекулянтов?

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск
ББР

Сможет ли ЦБ сдержать спекулянтов?

Рубль продолжает падать. В начале декабря Банк России потратил на валютные интервенции более $2 млрд, но надолго сдержать рост доллара и евро не удалось. Что еще может предпринять регулятор?

Меры ЦБ по стабилизации валютного рынка пока не приводят к снижению курса рубля. Но у регулятора есть еще две меры: введение ограничений по движению капитала и ужесточение нормативов резервирования под открытые валютные позиции.

На валютном рынке наблюдается ощутимая нехватка рублевой ликвидности, что видно, например, по ставкам рынка межбанковского кредитования: так, ставка MIACR «овернайт» выросла с 5—6% в начале года до 9,5—10,5%. Об этом говорят и последние действия ЦБ. Он, объявив в ноябре о свободном плавании рубля, принял меры по постепенному сокращению объемов предоставляемой банкам рублевой ликвидности. Это, в частности, коснулось операций по валютному свопу и аукционам РЕПО. ЦБ борется с тем, чтобы рубли не перетекали на валютный рынок и не давили на курс национальной валюты.

Но ЦБ не может контролировать, как тратятся рубли, и не может остановить валютные спекуляции. Это отличается от ситуации кризиса 2008 года. Тогда на валютном рынке могли работать лишь крупные банки, которых ЦБ контролировал напрямую и косвенно. У ЦБ было распоряжение, запрещающее банкам наращивать валютные позиции. Но за последние годы число участников валютного рынка выросло, на нем теперь работает много небольших банков и разного рода финансовых компаний. В связи с этим у ЦБ сейчас нет мер прямого воздействия для снижения спекуляций с рублем. С одной стороны, он может сокращать число рублей, но тогда в банковской системе может начать ощущаться нехватка рублей, и банки не смогут нормально работать. С другой, выдавая рубли всем, ЦБ провоцирует дополнительные спекуляции с валютой.

Возникает вопрос: как ЦБ может остановить спекулятивный настрой рынка? Когда рубль обесценивается такими темпами, как в последние месяцы, даже те, кто получает валюту, например, экспортеры, хотят заработать на курсе. Они должны продавать валюту в бюджет, но вместо этого берут займы в банках и покупают ее. То есть, ЦБ пытается обеспечить стабильность валютного курса, но в то же время должен дать банковской системе необходимую ликвидность.

Можно было бы повлиять на спекулянтов, введя ограничения по капиталу. Это не обязательно полный запрет на движение капитала. Я говорю о введении режима обязательной продажи валютной выручки экспортерами. При этом нет необходимости в введении запрета на покупку валюты. Эта мера обеспечит приток валюты в РФ и позволит сбалансировать предложение валюты и рублей, а экспортеры в случае надобности валюты могут спокойно покупать ее на рынке.

Подобный режим существовал в РФ после кризиса 1998 года — его ввели для быстрой стабилизации валютного рынка. Квота на продажу может варьироваться в зависимости от состояния рынка. Тогда она начиналась на уровне 100%. В последние дни Минфин и ЦБ объявили, что они начнут консультации с ведущими экспортерами по вопросу о координации продаж валютной выручки. Это по сути является мягкой формой такого режима, хотя размер продаж будет ниже, чем в 1998 году, — где-то на уровне 30—50%, по моей оценке.

Другим способом стабилизации может быть ужесточение нормативов резервирования под открытые валютные позиции банков и финансовых фирм. Это сделает сохранение крупных валютных позиций более невыгодным. Сейчас банки продают рубли, покупают валюту и держат большие валютные позиции. Если им придется под них создавать и держать высокие резервы, их бизнес окажется под большим давлением, что заставит их подходить к этому более аккуратно. Сейчас норматив находится на уровне 10%, но он может быть увеличен — вплоть до 100%.

В ближайшие две недели давление на рубль сохранится, но к концу года ситуация изменится: предстоят самые большие за год налоговые платежи в бюджет. Минфин также намерен сократить средства на депозитах банков, которые составляют около 1 трлн руб. Так, в банковской системе будет ощущаться высокая нехватка рублей, что заставит банки и компании продавать валюту — и рубль начнет укрепляться. Но к 28—29 декабря платежи закончатся, и мы можем получить новую волну ослабления рубля. В преддверии этого ЦБ и мог бы подумать о введении предложенных мер.

Владимир Тихомиров, главный экономист финансовой группы БКС

Источник: www.rbcdaily.ru

Читайте также

ВТБ может привлечь до 84,7 миллиарда рублей в рамках допэмиссии
Банк ВТБ успешно завершил второе публичное размещение акций (SPO), в ходе которого привлек около 85 миллиардов рублей
Держателям карт МИР Дальневосточного банка доступна скидка на Учи.ру
Скидка до 30% доступна всем держателям карт МИР Дальневосточного банка на образовательной онлайн-платформе UCHi.ru
ВТБ и «Языки без границ» запустили новый сезон видеопроекта для неслышащих
Стартовал новый сезон  видеопроекта для неслыщащих
Банк «Левобережный» запускает «Монетную неделю»
С 22 сентября по 4 октября банк «Левобережный» совместно с Центральным Банком России проводит акцию «Монетная неделя»
ВТБ разработал собственную платформу цифровых помощников
ВТБ запустил собственную платформу цифровых помощников на базе технологий генеративного ИИ
Российский ЦБ усомнился в справедливости мировых цен на золото
Лондонский фиксинг формируют западные банки «по совершенно непрозрачным для многих участников этого рынка процедурам», считает представитель регулятора
Набиуллина заявила, что в экономике России нет рецессии
Глава ЦБ призвала не путать этот процесс с замедлением экономики
НСФР обратился к ЦБ: рынок оказался в «заложниках» у операторов связи
Это произошло из-за запрета бизнесу массово звонить клиентам без их согласия
Минфин подготовил запрет на вывоз более 100 граммов золота в слитках
В России могут ввести запрет на вывоз за границу более 100 граммов золота
Экономисты оценили влияние санкций на банковскую систему России
Эксперты оценили ежегодные потери в 3,3-4,3 трлн рублей