С уверенностью в завтрашней просрочке

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

С уверенностью в завтрашней просрочке

После начала военных действий РФ на Украине клиенты российских банков растеряли уверенность в себе: только менее четверти из них не сомневаются в своей способности обслуживать текущие кредиты. В дальнейшем эксперты допускают, что уверенных в своей платежеспособности станет еще меньше, что приведет к росту плохих долгов и сокращению кредитования. Впрочем, банкиры настроены более оптимистично, в том числе меняя линейки в пользу комиссионных продуктов.

Доля клиентов, способных обслуживать свои текущие задолженности, к концу весны заметно снизилась. Как следует из опроса Kept (бывшая KPMG), проведенного в апреле—мае, только 23% респондентов уверены в собственной способности обслуживать текущие долги. По оценке директора практики по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора Kept Ольги Бледновой, это вдвое меньше, чем могло быть до начала специальной военной операции России на Украине. В дальнейшем если ситуация будет усугубляться, доля таких заемщиков может снизиться еще больше, отмечает она. В опросе Kept приняли участие свыше 2 тыс. респондентов — розничных клиентов, а также компаний малого и среднего бизнеса.

Для многих людей ситуация стала нестабильной с точки зрения работы. «Для банков это значит, во-первых, высокий риск роста просроченной задолженности в будущих периодах, а во-вторых, необходимость прорабатывать инструменты митигации рисков (снижения вероятности рискового события и минимизации его последствий.— “Ъ”) по кредитному портфелю и пересмотру риск-стратегий»,— поясняет госпожа Бледнова.

Согласно данным ЦБ, в розничном кредитном портфеле банков на 1 апреля объем просроченных ссуд на срок свыше 90 дней превысил 1 трлн руб. (4,1%). Реальный рост плохих долгов в апреле—мае (за два месяца) без эффекта реструктуризаций и кредитных каникул, которые в настоящее время сглаживают ситуацию и качество банковских активов, мог составить до 15%, оценивает независимый эксперт Андрей Бархота. «Это значит, что за этот период по крайней мере каждый седьмой заемщик утратил способность обслуживать свои кредиты»,— поясняет эксперт. До конца года объем плохих ссуд без учета реструктуризаций и каникул может увеличиться еще на 25–30%, оценивает эксперт.

При этом банки демонстрируют больший оптимизм. В Сбербанке отмечают, что портфель розничных кредитов ведет себя довольно устойчиво, а в части корпоративных клиентов также не видно «никаких проблем». Так, доля просроченной задолженности на срок один день и более в кредитном портфеле банка стабильная и находится на уровне 1,5%, что является самым низким значением за последние годы.

Объем свободных средств как у компаний, так и у розничных клиентов сократился, подтверждают в Абсолют Банке, но «это не отразилось на качестве обслуживания кредитов клиентов», заверяют там. Как отмечает аналитик ХКФ-банка Станислав Дужинский, на фоне инфляционного всплеска, отмеченного в марте, и структурных изменений в экономике способность людей к обслуживанию банковских кредитов снизилась. Но начиная с мая видно «постепенное восстановление в сфере розничного кредитования» и не видно «существенных рисков роста закредитованности», отмечает он.

По мнению руководителя направления по оказанию услуг финансовым институтам компании Б1 (бывшая EY) Геннадия Шинина, рост «тревожности населения» и сокращения потребления и затрат закономерен — «неопределенность побуждает сберегать». По результатам исследования Kept, более 93% респондентов планируют сократить затраты. В свою очередь, для банков — это упущенные возможности с точки зрения получения процентных доходов, указывает господин Шинин.

Об этом говорят и банкиры. Уровень маржинальности банковского бизнеса существенно сократился за последние месяцы, отмечают в Абсолют Банке. Одной из причин был рост ставок в краткосрочном периоде, что привело к снижению спроса на заемные средства со стороны клиентов (см. “Ъ” от 20 мая и 8 июня). Теперь же, поясняют в банке, кредитные организации пересматривают модели и продуктовую линейку и делают акцент на развитие комиссионных продуктов.

Ольга Шерункова

Источник: Газета «Коммерсантъ» №111 от 24.06.2022
Тэги:

Читайте также

Банк «Левобережный» перезапустил сезонный вклад «Зима»
С сегодняшнего дня в банке «Левобережный» перезапущен вклад «Зима» с обновленными условиями
Почта Банк скорректировал условия приема вкладов
С 6 февраля в Почта Банке изменены условия приема депозитов «Добро пожаловать», «Горячий сезон», «Пенсионный» и «Максимальная выгода»
ВТБ нарастил портфель рублевых пассивов до 10 триллионов
В прошлом году рублевые пассивы ВТБ выросли на 60%, вдвое опередив по динамике рынок
В Солид Банке можно оформить кредит для пенсионеров
Солид Банк предлагает оформить «Пенсионный» кредит, при этом заемщик может быть, как официально трудоустроен, так и неработающим
Вклады жителей Красноярского края за год увеличились на четверть
В 2024 году вклады жителей Красноярского края (без счетов эскроу) увеличились почти на четверть, до 684 млрд рублей
Выгодная тройка: максимальная доходность по годовым вкладам в китайских юанях, февраль 2025
Выгодная тройка: максимальная доходность по годовым вкладам в китайских юанях, февраль 2025
Рассмотрим самые выгодные ставки по депозитным программам в китайской валюте.
ВТБ Авто: более половины россиян готовы купить авто онлайн
55% россиян готовы приобрести автомобиль онлайн
Объявлены даты конференции Data Fusion 2025
Пятая ежегодная конференция Data Fusion, посвященная работе с данными и развитию технологий искусственного интеллекта, пройдет в Москве 16-17 апреля 2025 года
Минцифры анонсировало «красную кнопку» для борьбы с мошенниками
Минцифры совместно с правоохранительными органами, операторами связи, Банком России и коммерческими банками планирует запустить в 2025 году пилотную версию приложения для противодействия телефонному мошенничеству
Спрос на трехмесячные вклады в январе вырос до почти 50%
Спрос на трехмесячные вклады в январе перераспределился в пользу полугодовых