Регулирование страхования жизни и здоровья не решило проблему навязывания услуг
Регулирование страхования жизни и здоровья заемщиков решило только одну из трех проблем, для корректировки которых вводился этот механизм. К такому выводу пришел ЦБ в отчете об оценке воздействия регуляторных требований. Внимание на него обратила газета «Ведомости».
В документе регулятор указывает, что условия страхования при оформлении кредита стали раскрываться потребителю в доступной и понятной форме. В результате это помогает заемщику принять взвешенное решение о необходимости заключения соответствующего соглашения со страховщиком. Таким образом, регулирование со стороны ЦБ помогло решить одну из проблем, возникших на этом рынке.
С другой стороны, проблема навязывания страхования дополнительных рисков, не направленных на обеспечение по кредиту, остается. Введенное Банком России регулирование не позволяет решить эту задачу. Кроме того, проблему для потребителей усугубляют недобросовестные практики страховых агентов и высокий порог доказывания в российских судах.
Наконец, ЦБ обращает внимание, что качество продукта с точки зрения уровня страховых выплат остается на прежнем уровне. После введения регулирования уровень выплат возрос всего с 7 до 10%. В то же время средний уровень выплат по другим видам добровольного страхования составляет 35%. Доля отказов в выплате при наступлении страховых случаев почти не изменилась: 35% до и 34% после.
Вместе с тем регулятор указал на развитие квазистраховых продуктов. В таком случае при оформлении кредита заемщику предлагается платная услуга прощения долга. Центробанк допустил, что может поставить вопрос о квалификации такой услуги как притворной сделки с последующей ее переквалификацией в договор страхования, указывает газета.
Участники рынка предложили установить стандарт кредитного страхования жизни (КСЖ), что вполне может стать эффективным решением проблемы, считает представитель ЦБ. Регулятор подобную инициативу поддержал. Среди его предложений к разрабатываемому документу: снижение числа спорных отказов в страховых выплатах, устранение несоразмерности между комиссиями агента и премией по страховке, определение подходов к проверке данных о состоянии здоровья заемщиков и установление необходимости регулярной оценки качества страховок с верификацией данных от Всероссийского союза страховщиков. Ожидается, что проект документа будет подготовлен до конца 2025 года.
Источник: Frank Media