Пенсионеры перешли к оседлости

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Пенсионеры перешли к оседлости

Кампания по переводу пенсионных накоплений, которая заканчивается 30 ноября, грозит побить исторический минимум, установленный по итогам прошлого года. На начало ноября заявления на переход к другому страховщику подали менее 100 тыс. человек. Во втором полугодии кампания оживилась за счет привлечения новых клиентов в НПФ, которые, хотя и используют старые методы, действуют весьма осторожно, опасаясь регулятора. В результате за счет естественных причин количество застрахованных лиц в фондах сократится, полагают эксперты.

Кампания по переводу пенсионных накоплений обновляет исторические минимумы. По данным ПФР, на 1 ноября, то есть за месяц до начала «периода охлаждения», на смену страховщика было подано 93,5 тыс. заявлений граждан. В прошлом году, когда был зафиксирован предыдущий минимум в переходной кампании, на эту дату было подано почти в 2,5 раза больше заявлений (см. “Ъ” от 18 ноября 2019 года).

Переходные кампании прошлых лет характеризовались активным привлечением новых клиентов со стороны НПФ с использованием агентов. В отдельные годы объем заявлений превышал 10 млн штук, а количество человек, реально сменивших страховщика, исчислялось миллионами. Все это сопровождалось массой фальсификаций и нарушений (см. “Ъ” от 28 июня 2017 года, 27 сентября 2018 года).

Ужесточение требований регуляторов привело к тому, что привлечение клиентов с помощью агентов сбавило обороты, хотя к концу года его вес в нынешней кампании вырос. Так, если на конец первого полугодия доля россиян, желавших перевести накопления из ПФР в НПФ или из НПФ в НПФ, составляла 30% (10,4 тыс. человек) от всех застрахованных лиц, подавших заявление, то на начало ноября она достигла 69% (64,8 тыс. человек). При этом в основном привлечение фондов шло за счет переманивания клиентов у конкурентов — доля таких заявлений составила 56%, или 52,7 тыс. штук. Доля клиентов НПФ, решивших вернуться в ПФР (без участия агентов), за четыре месяца сократилась на 40 процентных пунктов, до 31% (28,7 тыс. человек).

Согласно имеющимся в распоряжении “Ъ” данным пяти НПФ, входящих в топ-10 по ОПС, основное привлечение проводили НПФ «Большой», «ВТБ Пенсионный фонд», «Газфонд Пенсионные накопления» и Национальный НПФ. По словам нескольких источников, знакомых с ходом кампаний, «Большой» и «Газфонд ПН» привлекали через собственную агентскую сеть и пенсионных брокеров, Национальный НПФ — через банк «Зенит» и внешних брокеров.

Методы привлечения через агентские сети и вопросы к ним остались прежними, рассказывают в нескольких фондах, общавшихся с уходящими клиентами. Клиенты четырех фондов из топ-10 жалуются, что при оформлении документов им не сообщили о теряемом доходе при досрочном переводе или ввели в заблуждение об отсутствии такового. Кроме того, в двух крупнейших фондах сказали, что агенты «Большого» и Национального НПФ сообщали клиентам, что фонд, где они сейчас копят на пенсию, «закрывается» и поэтому надо переводить пенсионные накопления к ним.

В «Газфонде ПН», Национальном НПФ и «Большом» не ответили на запрос “Ъ”. В «ВТБ Пенсионном фонде» указали, что НПФ «заключал договоры только с теми гражданами, которые обращались непосредственно в отделения» фонда, банковский же и брокерский каналы не были задействованы.

«В первом полугодии привлечению новых клиентов НПФ мешала пандемия, во втором же они немного активизировались. К тому же на рынок борьбы за застрахованных лиц вышли и новые игроки, например НПФ "Ростех" (см. “Ъ” от 8 октября.— “Ъ”)»,— отмечает гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. Впрочем, по его словам, все привлекающие НПФ действовали весьма осторожно и с оглядкой на регулятора, который «болезненно относится к теме массового привлечения», что и выразилось в очень скромных результатах.

Даже учитывая самый активный последний месяц переходной кампании, добавляет эксперт, по итогам года следует ожидать заметного сокращения клиентской базы НПФ за счет как оттоков в ПФР, так и выплат единовременных сумм застрахованным лицам, а также их естественной убыли.
Тэги:

Читайте также

Дмитрий Пьянов считает, что ключевая ставка вскоре перестанет быть сдерживающим фактором для кредитования
Ключевая ставка Центробанка в обозримом будущем перестанет быть сдерживающим фактором для кредитования
ВТБ: Банки маркетплейсов Ozon и Wildberries не смогут конкурировать с классическими игроками
Несмотря на быстрый рост клиентской базы экосистемных банков, они не смогут конкурировать с классическими банками по уровню прибыльности
Инфляция в июне уменьшает шансы на активное снижение ключевой ставки ЦБ РФ
Согласно данным Росстата, годовая инфляция потребительских цен в июне продолжила замедляться третий месяц подряд
Сибиряки рассказали, как относятся к коллегам-студентам
77% опрошенных положительно относятся к стажировкам студентов в своих компаниях, следует из опроса ВТБ
Насколько выгодны и востребованы социальные вклады?
Насколько выгодны и востребованы социальные вклады?
1 июля в России запустили социальные вклады и накопительные счета
Максимальная ставка по накопительному счету Дальневосточного банка теперь 19%
С 15 июля 2025 года  максимальный размер ставки по накопительному счету Дальневосточного банка в первые два месяца составит 19% годовых
ВТБ и «Языки без границ» запустили программу для слабослышащих актёров озвучки кино
ВТБ и «Языки без границ» создали программу для слабослышащих актеров по закадровой озвучке документального кино
Комитет ГД поддержал продление эксперимента по исламскому банкингу
Комитет ГД рекомендовал продлить на три года эксперимент по исламскому банкингу
Госдума пожалела таксистов, у которых нет страховки
Для таксистов, у которых нет обязательной страховки гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП), наказание будет существенно снижено
Мошенники предлагают рожденным в СССР получить «июньские дивиденды»
Мошенники разработали схему обмана, направленную на граждан, рожденных с 1960 по 1991 год