Пенсионеры перешли к оседлости

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Пенсионеры перешли к оседлости

Кампания по переводу пенсионных накоплений, которая заканчивается 30 ноября, грозит побить исторический минимум, установленный по итогам прошлого года. На начало ноября заявления на переход к другому страховщику подали менее 100 тыс. человек. Во втором полугодии кампания оживилась за счет привлечения новых клиентов в НПФ, которые, хотя и используют старые методы, действуют весьма осторожно, опасаясь регулятора. В результате за счет естественных причин количество застрахованных лиц в фондах сократится, полагают эксперты.

Кампания по переводу пенсионных накоплений обновляет исторические минимумы. По данным ПФР, на 1 ноября, то есть за месяц до начала «периода охлаждения», на смену страховщика было подано 93,5 тыс. заявлений граждан. В прошлом году, когда был зафиксирован предыдущий минимум в переходной кампании, на эту дату было подано почти в 2,5 раза больше заявлений (см. “Ъ” от 18 ноября 2019 года).

Переходные кампании прошлых лет характеризовались активным привлечением новых клиентов со стороны НПФ с использованием агентов. В отдельные годы объем заявлений превышал 10 млн штук, а количество человек, реально сменивших страховщика, исчислялось миллионами. Все это сопровождалось массой фальсификаций и нарушений (см. “Ъ” от 28 июня 2017 года, 27 сентября 2018 года).

Ужесточение требований регуляторов привело к тому, что привлечение клиентов с помощью агентов сбавило обороты, хотя к концу года его вес в нынешней кампании вырос. Так, если на конец первого полугодия доля россиян, желавших перевести накопления из ПФР в НПФ или из НПФ в НПФ, составляла 30% (10,4 тыс. человек) от всех застрахованных лиц, подавших заявление, то на начало ноября она достигла 69% (64,8 тыс. человек). При этом в основном привлечение фондов шло за счет переманивания клиентов у конкурентов — доля таких заявлений составила 56%, или 52,7 тыс. штук. Доля клиентов НПФ, решивших вернуться в ПФР (без участия агентов), за четыре месяца сократилась на 40 процентных пунктов, до 31% (28,7 тыс. человек).

Согласно имеющимся в распоряжении “Ъ” данным пяти НПФ, входящих в топ-10 по ОПС, основное привлечение проводили НПФ «Большой», «ВТБ Пенсионный фонд», «Газфонд Пенсионные накопления» и Национальный НПФ. По словам нескольких источников, знакомых с ходом кампаний, «Большой» и «Газфонд ПН» привлекали через собственную агентскую сеть и пенсионных брокеров, Национальный НПФ — через банк «Зенит» и внешних брокеров.

Методы привлечения через агентские сети и вопросы к ним остались прежними, рассказывают в нескольких фондах, общавшихся с уходящими клиентами. Клиенты четырех фондов из топ-10 жалуются, что при оформлении документов им не сообщили о теряемом доходе при досрочном переводе или ввели в заблуждение об отсутствии такового. Кроме того, в двух крупнейших фондах сказали, что агенты «Большого» и Национального НПФ сообщали клиентам, что фонд, где они сейчас копят на пенсию, «закрывается» и поэтому надо переводить пенсионные накопления к ним.

В «Газфонде ПН», Национальном НПФ и «Большом» не ответили на запрос “Ъ”. В «ВТБ Пенсионном фонде» указали, что НПФ «заключал договоры только с теми гражданами, которые обращались непосредственно в отделения» фонда, банковский же и брокерский каналы не были задействованы.

«В первом полугодии привлечению новых клиентов НПФ мешала пандемия, во втором же они немного активизировались. К тому же на рынок борьбы за застрахованных лиц вышли и новые игроки, например НПФ "Ростех" (см. “Ъ” от 8 октября.— “Ъ”)»,— отмечает гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. Впрочем, по его словам, все привлекающие НПФ действовали весьма осторожно и с оглядкой на регулятора, который «болезненно относится к теме массового привлечения», что и выразилось в очень скромных результатах.

Даже учитывая самый активный последний месяц переходной кампании, добавляет эксперт, по итогам года следует ожидать заметного сокращения клиентской базы НПФ за счет как оттоков в ПФР, так и выплат единовременных сумм застрахованным лицам, а также их естественной убыли.
Тэги:

Читайте также

В Красноярске состоялось открытие «Школы фермера»
Мечта пойти в школу и вновь сесть за парту сбылась сегодня у 25 жителей края
ВТБ отчитался о прибыли, рассказал об «эффекте Джанибекова» в экономике
В первом квартале 2024 года количество активных клиентов розничного бизнеса банка ВТБ составило почти 20 млн клиентов-физических лиц
Эксперты РСХБ спрогнозировали рост производства органической косметики в России
Центр макроэкономического анализа и регионального прогнозирования Россельхозбанка проанализировал потенциал индустрии органической косметики
ВТБ: объем сделок по арктической ипотеке в Красноярском крае превысил 1 миллиарда рублей
С момента старта программы арктической ипотеки в декабре прошлого года объем ипотечных сделок ВТБ в Красноярском крае достиг 1,3 млрд рублей
РСХБ: каждый пятый ипотечный заемщик пользуется дополнительными услугами по ипотеке
Эксперты портала Своё Село и платформы Своё Жильё проанализировали востребованность программы пакетных предложений
Дальневосточный банк вступил в программу Корпорации МСП по «зонтичному поручительству»
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при получении кредита в Дальневосточном банке теперь могут обеспечить 50% его суммы поручительством Корпорации МСП
АТБ принял участие в «Кредит-EXPO. Весна 2024»
Азиатско-Тихоокеанский банк стал участником VII Выставки кредитов для малого и среднего бизнеса «Кредит- EXPO»
Россельхозбанк выступил организатором размещения облигаций «Элемент Лизинг» в объеме 3 миллиарда рублей
23 апреля 2024 года состоялся сбор заявок на облигации ООО «Элемент Лизинг»
Вклад «Солидный» от Солид Банк поможет накопить на будущее
Самым простым, но при этом самым надежным способом накопить на будущее эксперты называют банковский вклад
Азиатско-Тихоокеанский Банк улучшил условия вклада в юанях
С 24 апреля текущего года Азиатско-Тихоокеанский Банк улучшил условия «АТБ. Вклада» в китайских юанях