Образование в 2022: пять тенденций, чтобы понять, как дети будут учиться в следующем году и в дальнейшем
Феликс Освальд, сооснователь и генеральный директор GoStudent, одного из ведущих мировых провайдеров онлайн-обучения
Образование в мире меняется очень быстрыми темпами. Эти изменения обусловлены запросом рынка труда, ростом важности развития человеческого капитала, т.н. “мягких” навыков, социального интеллекта, диджитализацией и интернационализацией взаимодействия людей, и, как следствие, все эти тренды находят своё отображение в изменении образовательных процессов. Куда движется образование в мире? Я тут вижу пять основных трендов.
Противоречивые взгляды на использование искусственного интеллекта в образовании
Благодаря более широкому использованию искусственного интеллекта (ИИ) в образовании, его стало можно, что называется, измерить: какая форма наиболее эффективна, какие практики наиболее востребованы. Это приводит к огромному потенциалу для оптимизации: содержание и методы обучения могут быть точнее адаптированы к индивидуальным потребностям каждого ребенка. На основании аналитических данных, учебные планы можно эффективно корректировать индивидуально.
Например, EdTech-компания ELSA из Сан-Франциск работает над анализом распознавания речи и произношения, который определяет точные области улучшения на основе родного языка говорящего. Memrise — это платформа онлайн-обучения из Лондона, которая применяет машинное обучение для персонализации уроков на основе того, что человек уже знает, а затем использует полученную информацию, чтобы учащийся запомнил новую лексику, фразы и системы письма. Однако, согласно европейскому образовательному исследованию нашей компании применение искусственного интеллекта все еще находится в зачаточном состоянии.
Только 18% школ используют ИИ в классе, и только 5% родителей поддерживают своих детей с помощью методов обучения на основе ИИ вне класса. В Европе, например, родители в Испании наиболее позитивно относятся к использованию ИИ в классе (50% за), в то время как родители во Франции и Великобритании выражают к этому более скептическое отношение (только одна треть опрошенных нами поддерживают активное использование методов ИИ в обучении).
Родители считают, что ИИ следует больше применять для создания учебной среды, основанной на потребностях детей (62%). Мы видим, что все больше и больше стартапов следуют этой тенденции, поэтому недавно были основаны различные EdTech-компании, предлагающие решения для обучения на основе ИИ. Я твердо верю, что в наступающем году эта тенденция продолжится.
Технологические инновации демократизируют образование
Согласно нашему исследованию, несмотря на то, что 85% детей высоко ценят репетиторство как услугу, только 16% из них обучались с репетиторами в течение последнего учебного года. Для меня это стало откровением, поскольку мы также знаем, что 80% детей по всей Европе сталкивались с проблемами, связанными с образованием, во время обучения во время пандемии. Как и во многих других областях, цифровизация в секторе образования приведет к тому, что образовательные услуги станут более распространены и доступны по цене.
Провайдеры онлайн-обучения могут предложить на 30% более низкие цены, чем традиционные офлайн-провайдеры. Так, средняя цена одного занятия в онлайне в Европе составляет €25, в то время как получение репетитора является самым дорогим в Великобритании (€33,5).
Сделать индивидуальное обучение более доступным жизненно важно для того, чтобы дать детям во всем мире опыт обучения, который поможет им полностью раскрыть свой потенциал. Благодаря технологическим инновациям в образовании персонализированные услуги онлайн-обучения могут не только предлагаться по более низкой цене, но также могут быть доступны в географических регионах, где такие услуги репетиторства не существуют оффлайн. Образцом для подражания в этой области является Khan Academy, некоммерческая организация, которая предлагает около 14 тысяч обучающих видео в интернете бесплатно.
Метавселенная для улучшения обучения
Пионеры из мира технологий уже видят, как метавселенная, которую в основном определяют как слияние физического и виртуального миров, изменит нашу жизнь в следующие десятилетия. Несмотря на то, что в следующем году, скорее всего, будет еще слишком рано оценивать степень, в которой эта тенденция также повлияет на образование, очевидно, что несколько тенденций будут реализованы довольно скоро: дополненная реальность как важный компонент идеи метавселенной сделает образование более наглядным, позволяя учителям излагать теорию визуализированно.
Вместо того, чтобы проигрывать видео, чтобы показать детям, как это было в каменном веке, они могут просто надеть очки виртуальной реальности, и бродить по древнему ландшафту, наблюдая за животными каменного века, как если бы они действительно путешествовали во времени. Еще один важный аспект того, почему метавселенная найдет свое применение в образовании, — это научиться пользоваться самой метавселенной. Я думаю, мы все можем согласиться с тем, что при развитии социальных сетей нам пока не слишком удалось научить детей, как использовать их ответственно и безопасно. В недавней статье, написанной EdTech-блогером и преподавателем английского языка Ракель Рибейро для блога Кембриджского университета, автор отмечает: новейшие достижения в обучении могут способствовать прогрессу в изучении языков и дать студентам возможность справиться с проблемами этого сложного мира за пределами учебной среды.
Школьные уроки утром и дневные занятия с репетитором все больше и больше срастаются
Еще одна тенденция в образовании —это все большее сочетание обычных школьных занятий с возможностями дополнительного обучения. В классе обычно есть только один учитель для 20-30 детей, что ограничивает возможность решения индивидуальных трудностей в обучении или особых потребностей детей. Очевидно, индивидуальное обучение с преподавателем детям проще задавать вопросы и лучше понимать школьные темы.
Чтобы решить эту фундаментальную проблему, школы и частные репетиторы должны все больше и больше сотрудничать друг с другом. Я убежден, что чем лучше взаимодействие и координация между учеником и преподавателем, тем выше успеваемость.
Геймификация предлагает дошкольникам возможность обучения в игровой форме
Дети с самого раннего возраста сталкиваются с технологиями и цифровыми развлечениями. Кто из родителей не обнаруживал, что вручает своему ноющему малышу планшет с видео на YouTube или игрой, чтобы заставить его успокоиться и быстро закончить вводить своё сообщение в Whatsapp? Почему бы не совместить его с учебным материалом в игровой форме, которая развлекает ребенка, но в то же время передает контент, с помощью которого дети могут учиться? Кроме того, игровой контент для обучения обеспечивает увлекательный процесс обучения, поскольку дети получают положительные эмоции, что повышает их уровень вовлеченности.
Молодые основатели EdTEch-стартапов могут вдохновиться историей успеха Duolingo, уже хорошо зарекомендовавшего себя бесплатного приложения для изучения языков, которое использует различные элементы геймификации, чтобы предоставить своим пользователям увлекательный опыт изучения языка: пользователь может не только зарабатывать и использовать внутреннюю валюту для выполнения различных действий, но также может сотрудничать с друзьями, голосовать за лучшие переводы и получать значки за достижения, например, за выполнение определенного количества навыков.