Инвестплатформы ищут популярности
Операторы инвестиционных платформ просят убрать из закона «О рекламе» пункт, запрещающий им рекламировать свои инструменты. Это тормозит развитие отрасли, а недополученный доход составляет десятки миллионов рублей. Однако юристы отмечают, что регуляторы справедливо стремятся ограничить потоки частного инвестирования в высокорискованные продукты, учитывая невысокий уровень финансовой грамотности граждан.
Ассоциация операторов инвестиционных платформ (АОИП) подготовила предложения в закон «О рекламе» (с ними ознакомился “Ъ”), которые должны снять неоправданные, с ее точки зрения, ограничения. В частности, предлагается убрать из ст. 28 закона запрет на рекламирование услуг инвестплатформ по содействию в привлечении инвестиций, так он осложняет развитие отрасли за счет притока новых заемщиков. Другим вариантом решения проблемы могли бы стать разъяснения ФАС о том, что запрет не распространяется на этот вид рекламы.
После вступления в силу с 1 января поправок к законодательству площадки столкнулись с тем, что в рекламе, ориентированной на заемщиков, они не могут размещать информацию о продуктах, связанных с привлечением инвестиций. В разрешенной же рекламе, ориентированной на инвесторов, то есть кредиторов, платформы могут приводить лишь наименование и адрес сайта, а также обязаны размещать обязательное предупреждение о высокорискованности активов и риске потери средств.
Как следует из позиции АОИП, правила «наносят реальный ущерб сегменту и перспективам его долгосрочного развития». С начала года размер неполученного комиссионного дохода оценивается в десятки миллионов рублей. «Это существенно для молодого рынка»,— подчеркивает исполнительный директор ассоциации Кирилл Косминский. «Оператор должен иметь возможность рекламировать собственную деятельность, используемый товарный знак, иначе он ставится в неравные конкурентные условия с другими субъектами, предоставляющими возможность привлечения инвестиций, в том числе по договору займа (например, банками, микрофинансовыми организациями)»,— уверены в АОИП. Обсудить ситуацию с участием представителей ЦБ планируется 24 мая.
В ФАС лишь говорят, что пока не рассматривали дел по признакам нарушения норм закона о рекламе. В Банке России подчеркнули, что вопросы рекламы не относятся к его компетенции, но добавили, что ЦБ как регулятор «считает важным принять участие в обсуждении вопросов, связанных с рекламой, и услышать мнение отрасли о необходимости модернизации регулирования в этой области».
Запрет на рекламу напрямую сказывается на интересе к инвестплатформам со стороны граждан, поддерживают АОИП участники рынка. Гендиректор инвестплатформы StartTrack Антон Утехин в качестве примера приводит прямой запрет на рекламу продажи акций для неограниченного круга лиц: «Это означает, что компания, размещающая акции, не может привлечь потенциальных инвесторов четким описанием предложения и вынуждена рассказывать о нем в формате "инвестируйте в нашу компанию, детали по ссылке"». Минимумом может стать раскрытие общей суммы инвестиций, дивидендной политики, реализуемой доли компании, минимальной суммы вложений и цены акции, считает господин Утехин.
Однако юристы разделяют беспокойство регуляторов о том, что такой подход создает дополнительные риски для частных инвесторов. «Закон о рекламе действительно предполагает, что операторы инвестплатформ не могут рекламировать три четверти из продуктов, которые им доступны по закону. Однако рядовой гражданин, по мнению законодателя, должен быть защищен от фривольных инвестиций и попыток разместить денежные средства с целью получить баснословный доход, поскольку продукты очень рискованные»,— считает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов.
В частности, оператор инвестплатформы не может анализировать и следить за финансовым состоянием того, кто будет привлекать заем. Более того, оператор не будет отвечать и за дефолт заемщика, добавляет партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко. Законодатель, отмечает юрист, «ожидаемо старается ограничить бум частного инвестирования людьми, которые в рынках ничего не понимают и контролировать соответствующие процессы не могут».
Ассоциация операторов инвестиционных платформ (АОИП) подготовила предложения в закон «О рекламе» (с ними ознакомился “Ъ”), которые должны снять неоправданные, с ее точки зрения, ограничения. В частности, предлагается убрать из ст. 28 закона запрет на рекламирование услуг инвестплатформ по содействию в привлечении инвестиций, так он осложняет развитие отрасли за счет притока новых заемщиков. Другим вариантом решения проблемы могли бы стать разъяснения ФАС о том, что запрет не распространяется на этот вид рекламы.
После вступления в силу с 1 января поправок к законодательству площадки столкнулись с тем, что в рекламе, ориентированной на заемщиков, они не могут размещать информацию о продуктах, связанных с привлечением инвестиций. В разрешенной же рекламе, ориентированной на инвесторов, то есть кредиторов, платформы могут приводить лишь наименование и адрес сайта, а также обязаны размещать обязательное предупреждение о высокорискованности активов и риске потери средств.
Как следует из позиции АОИП, правила «наносят реальный ущерб сегменту и перспективам его долгосрочного развития». С начала года размер неполученного комиссионного дохода оценивается в десятки миллионов рублей. «Это существенно для молодого рынка»,— подчеркивает исполнительный директор ассоциации Кирилл Косминский. «Оператор должен иметь возможность рекламировать собственную деятельность, используемый товарный знак, иначе он ставится в неравные конкурентные условия с другими субъектами, предоставляющими возможность привлечения инвестиций, в том числе по договору займа (например, банками, микрофинансовыми организациями)»,— уверены в АОИП. Обсудить ситуацию с участием представителей ЦБ планируется 24 мая.
В ФАС лишь говорят, что пока не рассматривали дел по признакам нарушения норм закона о рекламе. В Банке России подчеркнули, что вопросы рекламы не относятся к его компетенции, но добавили, что ЦБ как регулятор «считает важным принять участие в обсуждении вопросов, связанных с рекламой, и услышать мнение отрасли о необходимости модернизации регулирования в этой области».
Запрет на рекламу напрямую сказывается на интересе к инвестплатформам со стороны граждан, поддерживают АОИП участники рынка. Гендиректор инвестплатформы StartTrack Антон Утехин в качестве примера приводит прямой запрет на рекламу продажи акций для неограниченного круга лиц: «Это означает, что компания, размещающая акции, не может привлечь потенциальных инвесторов четким описанием предложения и вынуждена рассказывать о нем в формате "инвестируйте в нашу компанию, детали по ссылке"». Минимумом может стать раскрытие общей суммы инвестиций, дивидендной политики, реализуемой доли компании, минимальной суммы вложений и цены акции, считает господин Утехин.
Однако юристы разделяют беспокойство регуляторов о том, что такой подход создает дополнительные риски для частных инвесторов. «Закон о рекламе действительно предполагает, что операторы инвестплатформ не могут рекламировать три четверти из продуктов, которые им доступны по закону. Однако рядовой гражданин, по мнению законодателя, должен быть защищен от фривольных инвестиций и попыток разместить денежные средства с целью получить баснословный доход, поскольку продукты очень рискованные»,— считает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов.
В частности, оператор инвестплатформы не может анализировать и следить за финансовым состоянием того, кто будет привлекать заем. Более того, оператор не будет отвечать и за дефолт заемщика, добавляет партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко. Законодатель, отмечает юрист, «ожидаемо старается ограничить бум частного инвестирования людьми, которые в рынках ничего не понимают и контролировать соответствующие процессы не могут».
Читайте также
Рубль назвали самой высокоэффективной валютой мира: в чем причины?
Аналитики Bank of America отметили рост стоимости рубля к американскому доллару
Банковское обслуживание с доставкой предпочитает каждый десятый клиент
Более 2,8 млн клиентов (каждый десятый активный клиент) банка воспользовался услугой доставки, посчитали в ВТБ
Клиент Дальневосточного банка стал однии из победиелей акции от Юнистрим
Подведены первые итоги акции от системы денежных переводов Юнистрим
Проекты ВТБ получили две награды премии Frank Contact Centers Award 2025
5 июня прошла церемония награждения ежегодной премии Frank Contact Centers Award 2025
Солид Банк открыл в Москве офис Private Banking для клиентов
29 мая 2025 года Солид Банк открыл в Москве свой первый офис Private Banking для частных клиентов
ВТБ снизил комиссии для предпринимателей на переводы в Китай до 1,99%
ВТБ с 9 июня снизил размер комиссии за переводы в ВТБ Шанхай для клиентов среднего и малого бизнеса
Красноярцы стали чаще путешествовать и заниматься спортом
В апреле – мае 2025 года активность потребителей в Сибири оставалась сдержанной
Набиуллина рассказала, куда нести деньги вкладчикам после снижения ключевой ставки
Даже в условиях снижения ключевой ставки банковские вклады остаются одним из самых высокодоходных и низкорисковых инструментов
Россияне массово заверяют скриншоты у нотариусов
С начала 2025 года нотариусы более 11,5 тысячи раз зафиксировали доказательства в интернете
Названа средняя цена страховки жилья в России
Средняя цена страховки жилья в России составляет 16,6 тысячи рублей