ФНС раскрыла регионы с наибольшей и наименьшей налоговой нагрузкой

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

ФНС раскрыла регионы с наибольшей и наименьшей налоговой нагрузкой

Разница в уровне налоговой нагрузки между отдельными регионами России достигает девяти раз, раскрыла ФНС. Наибольшая — в нефтегазовых субъектах, наименьшая — в Дагестане и на Чукотке

Налоговая нагрузка по регионам России у лидеров доходит до 57% к размеру региональной экономики, а наименьшая составляет 6% (разрыв более чем девятикратный). Это следует из аналитических данных Федеральной налоговой службы (ФНС).

По итогам 2023 года уровень налоговой нагрузки в среднем по России составил 25,7% суммарного валового регионального продукта (ВРП) — на 2 п.п. ниже, чем годом ранее, следует из данных ФНС. Суммарный ВРП регионов страны, как правило, меньше, чем ВВП этой страны. Согласно данным Минфина, налоговая нагрузка в целом на экономику России в 2023 году составила 30,7%.

ФНС рассчитывает уровень налоговой нагрузки на субъекты как отношение поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет (федеральный бюджет и бюджет региона) за 2023 год к валовому региональному продукту за 2022 год (более свежих данных по ВРП у Росстата нет). Данные приводятся без учета информации по Донецкой и Луганской народным республикам, а также Запорожской и Херсонским областям.

В зависимости от того, какие виды деятельности занимают основную долю в валовом региональном продукте, может отличаться уровень налоговой нагрузки от региона к региону, сообщили РБК в Минфине. Субъекты с низким налоговым бременем объединяет невысокий уровень экономического развития, регионы с высокой нагрузкой — сырьевая ориентация экономики, сказали опрошенные РБК эксперты.

Где самая высокая налоговая нагрузка

Наибольший уровень налогового бремени в 2023 году среди регионов России фиксировался в Ханты-Мансийском автономном округе — он составил 56,64% ВРП. В лидерах также оказались Республика Коми (52,15%) и Ямало-Ненецкий автономный округ (46,79%). Во всех перечисленных субъектах основной вклад в уровень нагрузки внесли НДПИ, на него пришлось 36, 30 и 29% соответственно, и НДС — 7, 5 и 7% (НДПИ на нефть и газ и НДС зачисляются целиком в федеральный бюджет). Доля НДФЛ и налога на прибыль оказалась существенно ниже: не более 3,4 и 5% в каждом из перечисленных субъектов.

В топ-10 регионов с наибольшим уровнем налоговой нагрузки также вошел ряд субъектов Приволжского федерального округа — Оренбургская область (46,65%), Пермский край (46,35%), Самарская область (42,32%), Удмуртская Республика (41,27%). В них тоже основной вклад в уровень налогового бремени с большим отрывом внес НДПИ. Аналогичная ситуация наблюдается и в Томской области, где совокупная налоговая нагрузка составила 42,22%, из них на НДПИ пришелся 21,6%.

Исключением из этого тренда стали два региона, а именно Рязанская и Ленинградская области. Уровень налоговой нагрузки в них (34,4% и 33,57% соответственно) сформировался в основном за счет отчислений по другим налогам. Так, в Рязанской области драйвером стали сборы НДС (10,3%) и НДФЛ (4,9%), а в Ленинградской — налога на прибыль организаций (8,7%) и НДФЛ (4,6%), акцизы же принесли там 13,9% ВРП.

В Москве уровень налоговой нагрузки оказался близким к среднему значению по России и составил 24,2%. Чуть более 8% этого значения пришлось на налог на прибыль, по 6% — на НДФЛ и НДС, 4% — на НДПИ.

К субъектам с наибольшим уровнем налоговой нагрузки относятся преимущественно регионы с ярко выраженной добычей топливно-энергетических полезных ископаемых в структуре экономики, говорит заместитель директора группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Илья Цыпкин. При этом из-за значительного вклада НДПИ большая часть собранных на этих территориях налогов направляется в федеральный бюджет, а меньшая, соответственно, в консолидированный бюджет субъекта. «Так, например, в ХМАО доля налогов, направляемая в консолидированный бюджет субъекта, составила 7,9% ВРП из показателя в 56,6%, в то время как доля налогов для федерального бюджета составила 48,7%, в Республике Коми — 10,8 и 41,4%, в ЯНАО — 7,5 и 39,3%», — указал он.

Где самая низкая налоговая нагрузка

Наименьший уровень налогового бремени среди субъектов фиксируется в Дагестане — в 2023 году он составил чуть более 6% ВРП. Самой заметной статьей налоговых поступлений в регионе стал НДФЛ — на него пришлось 2,4% ВРП. Для сравнения: вклад НДС составил 1,2%, налога на прибыль — 0,79%.

На втором месте среди регионов с наименьшим уровнем налоговой нагрузки стал Чукотский автономный округ — по данным ФНС, там она составила 6,99% ВРП. Такой низкий показатель стал следствием отрицательного сальдо по НДС: как ранее  писал РБК, оно складывается в ситуации, когда размер налога к вычету превышает размер налога к уплате. Так, величина отрицательного сальдо по НДС в регионе составила 14% ВРП, в то время как сборы по налогу на прибыль, НДФЛ и НДПИ были на уровне 9,6 и 4,3% соответственно.

Дагестан — не единственный субъект Северо-Кавказского федерального округа, который попал в топ-10 регионов с минимальным налоговым бременем. Так, в Чеченской Республике фиксируется налоговая нагрузка на уровне 7,67% ВРП, в Ингушетии и Кабардино-Балкарии — по 9,07%. Основной вклад в нее вносит НДФЛ — по данным ФНС, в указанных регионах он составляет 4,5, 4,4 и 3,2% соответственно.

К регионам с самой скромной налоговой нагрузкой относительно ВРП также относятся Мурманская и Амурская области (9,8 и 10,26% соответственно), Республики Алтай, Тыва и Бурятия (10,99, 11,46 и 12,16%). При этом Алтай и Тыва считаются субъектами с низким уровнем экономического развития, для них действует индивидуальная программа развития, разработанная правительством.

Регионы с низким уровнем нагрузки объединяют невысокий уровень экономического развития, говорит младший директор по суверенным и региональным рейтингам «Эксперт РА» Владислав Бухарский. «Для экономически отстающих регионов экономическая деятельность (в конечном итоге ВРП) в значительной степени поддерживается межбюджетными трансфертами из федерального бюджета, при этом зачастую в таких регионах повышен уровень теневой занятости или экономики, что влияет на занижение налоговых отчислений», — указал он.

Многие из перечисленных регионов стали лидерами и по размеру дотаций из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности. Так, Дагестан в 2023 году  получил максимальный среди всех субъектов размер таких отчислений: субъекту было отведено около 86 млрд руб. Чеченской Республике из федерального бюджета перечислили 43 млрд руб. в виде дотаций на выравнивание, Бурятии — 25 млрд руб., Тыве — 20 млрд руб.

Роль дотаций на выравнивание

Дотации на выравнивание — инструмент, направленный в первую очередь на реализацию субъектом его расходных обязательств, указывает Цыпкин. «Уровень бюджетной обеспеченности субъекта рассчитывается исходя из его налогового потенциала и оценки расходов консолидированного бюджета по предоставлению одинакового объема бюджетных услуг в расчете на душу населения, определяемой с учетом объективных региональных факторов и условий», — отметил он.

В случае лишения региона таких дотаций есть высокая вероятность, что средств для реализации запланированных расходов ему будет недостаточно. «Экономическое развитие и самостоятельный поиск субъектом дополнительных источников доходов должны идти параллельно с представлением дотаций на выравнивание, в таком случае бюджетная обеспеченность будет постепенно увеличиваться, что в перспективе приведет к снижению объема дотаций», — считает он.

Счетная палата в недавнем докладе отмечала, что выравнивающие межбюджетные механизмы в целом могут снижать мотивацию регионов к выходу из числа получателей дотаций. «При этом инструменты нефинансовых мотивирующих факторов для регионов при их выходе из числа дотационных в настоящее время не развиты», — указывала она.

Получение дотаций не демотивирует регион наращивать свою налоговую базу, полагает Бухарский. По его словам, в методике распределения дотаций есть множество механизмов, которые «минимизируют подрывы стимулов» к ее развитию собственной налоговой базы. «Например, определение размера дотации на несколько лет вперед (регионы могут планировать собственное развитие), при этом в случае увеличения налоговой базы региона сокращение дотации на выравнивание происходит в меньшей степени. Кроме того, в методике учитываются не все налоговые поступления, поэтому, например, увеличение поступлений по упрощенной системе налогообложения не должно повлечь сокращение дотаций, а сектор МСП — это как раз важная сфера развития», — сказал эксперт.

Екатерина Виноградова

Источник: РБК
Тэги:

Читайте также

С 28 октября ВТБ повышает ставки по накопительным продуктам
С 28 октября ВТБ улучшит условия по вкладам, а затем по накопительным счетам
Банк России еще раз повысил размер ключевой ставки
Банк России еще раз повысил размер ключевой ставки
Сегодня, 25 октября 2024 года, Банк России принял решение повысить размер ключевой ставки на 2 п.п. - до 21% годовых
Опрос: каждый второй сибиряк смог «раскусить» телефонных мошенников
По данным опроса ВТБ, в 2024 году 53% россиян сталкивались с телефонным или интернет-мошенничеством
ВТБ финансирует более 40% строящегося жилья в Красноярском крае
По итогам 9 месяцев ВТБ профинансировал 44% строящегося жилья в Красноярском крае
Альфа-Банк победил в номинации «Внутренняя инновация года» премии Generations Innovation Award
Решение Альфа-Банка «Долой справки или модельный доход для получения кредита» признано «Внутренней инновацией года» на премии Generations Innovation Award
В 2024 году банки выпустили на 20% меньше ипотечных облигаций, чем в 2023 году
Они сетуют, что секьюритизация ипотеки не стала механизмом для привлечения ликвидности на рынок жилищных кредитов
Силуанов пообещал зеркальный ответ на использование российских активов
США и ЕС накануне объявили о выделении Киеву кредита на $20 млрд и €35 млрд соответственно за счет прибыли от российских активов
Страхование торговых кредитов восстановилось до уровней 2020 года
Однако показатели сегмента еще не дошли до пиковых значений 2021 года
Семь банков Казахстана возобновили работу с «Золотой короной»
Казахстанский ForteBank возобновил переводы через российскую платежную систему «Золотая корона»
Треть крупнейших банков сократили прибыль по итогам III квартала
Однако «дочки» иностранных банков по-прежнему демонстрируют впечатляющие результаты