Клик на триллионы
Сегодня большинство банков предлагает такую удобную услугу как интернет-банкинг. Мы уже привыкли, не выходя из дома или офиса, оплачивать счета или переводить средства между счетами, погашать кредиты или открывать депозиты. По оценкам экспертов банка БКС Премьер1, к 2017 году отечественный рынок интернет-банкинга может вырасти до 1,6-1,8 трлн рублей.
Первая попытка использования онлайн-банкинга была предпринята в 1980-е годы в США, когда была создана система Home Banking2. Эта система давала возможность вкладчикам проверять свои счета, подключаясь к компьютеру банка через телефон с функцией тонового набора или используя терминал с клавиатурой, подключенный к телевизору или монитору.
Stanford Federal Credit Union3 стал первым финансовым учреждением, получившим право предлагать услуги банка онлайн для всех своих членов в октябре 1994 года. Спустя 1-2 года концепция стала популярной, в то самое время, когда у потребителей банковских услуг массово начал появляться доступ в интернет. С ростом проникновения интернета американцы начали осознавать преимущества, которые им дает доступ к финансовыми институтам через глобальную сеть. В октябре 1995 Presidential Savings Bank4 стал первым банком в США, который начал предлагать открытие счета через интернет.
Сначала клиенты банков с недоверием относились к идее проводить деликатные финансовые операции через интернет. И этому есть вполне логичное объяснение. На этот же период времени пришелся внезапный всплеск интернет-торговли. Банки и интернет магазины оказались не готовы защитить конфиденциальность потребителей от усилившихся атак хакеров.
Этот страх удерживал большое количество потребителей от практики использования онлайн-банкинга еще какое-то время. С течением времени банки разработали сложную стандартизацию процессов оплаты и тем самым повысили безопасность онлайн-транзакций. Борьба банков с виртуальными преступниками не прекращается и по сей день, но благодаря этому системы безопасности проведения финансовых операций в интернете постоянно совершенствуются.
Почти половина (46%) россиян регулярно пользуются банковскими услугами в интернете5. Наиболее популярные сервисы: оплата услуг ЖКХ, управление счетами и денежные переводы. Для сравнения: в США онлайн-банкинг использует 61% интернет-пользователей6.
Как отмечает директор Красноярского филиала БКС Премьер Александр Воронов, главное преимущество онлайн-банкинга — это экономия времени. Онлайн-банкинг позволяет потребителю легко получать доступ к основной информации счета, отслеживать транзакции и проверять остаток на счетах в удобное время и в удобном месте. Не обязательно даже, чтобы под рукой был компьютер — многие операции можно совершить с помощью смартфона. Кроме того скорость исполнения той или иной операции в интернет-банкинге, как правило, выше, нежели при обработке аналогичного запроса операционистом в банке.
По его словам главы Красноярского филиала БКС Премьер, пользуясь онлайн-банкингом, можно сократить финансовые издержки — многие операции через интернет-банкинг проводятся существенно дешевле или бесплатно, в отличие от «оффлайн» формата.
По оценкам Александра Воронова, за минувший год российский рынок интернет-банкинга вырос почти на 40% — до 590 млрд рублей. Как считает эксперт, с учетом текущих тенденций к 2017 году отечественный рынок интернет-банкинга может вырасти практически в три раза — до 1,6-1,8 трлн рублей. «Предоставление качественного, безопасного и максимально функционального интернет-банкинга становится весомым конкурентным преимуществом для банковских организаций», - уверен он.
Так, в настоящее время клиенты БКС Премьер7 могут совершать через систему «БКС Онлайн» как стандартные операции — рублевые переводы внутри банка и в другие кредитные организации, открытие депозита, построение выписки, активация и блокировка карты, коммунальные платежи, платежи за интернет, мобильную связь и так далее, так и достаточно редкие или уникальные операции для дистанционных сервисов — валютные платежи в сторонние кредитные организации, перепривязка карты между счетами, конверсионные операции по курсу, максимально приближенному к валютной бирже.
Системы дистанционного банковского обслуживания изначально строятся так, чтобы они были понятны максимальному числу потенциальных пользователей. Никаких специальных навыков работа с тем же сервисом «БКС Онлайн» не требует, достаточно начального знания возможностей и безопасной работы в интернете или в смартфоне, чтобы, к примеру, оплатить кредит или коммунальные услуги.
С каждым годом интернет-технологии становятся более безопасными и удобными для использования, одним словом, эволюция онлайн-банкинга продолжается.
1Открытое акционерное общество «БКС — Инвестиционный Банк» (генеральная лицензия ЦБ РФ № 101 от 23.01.2013 г.). Наименование «БКС Премьер» используется Открытым акционерным обществом «БКС — Инвестиционный Банк» в качестве коммерческого обозначения для идентификации предоставляемых банком услуг.
2Хоум Банкинг (англ.).
3Стэнфорд Федерал Кредит Юнион (англ.).
4Президеншл Сейвингз Банк (англ.).
5По данным издания Банки.ру. Источник: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=3931020
6По данным издания Банки.ру. Источник: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=5291831
7Клиенты, заключившие соглашение об организации корпоративной системы электронного документооборота «ВСS» с ООО «Компания БКС» (лицензия №154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия.).
Источник: БКС Премьер