Второй шанс
С отменой в 2010 году единого социального налога функцию администраторов страховых взносов стали выполнять внебюджетные фонды – ПФР, ФСС и ФОМС. Однако вопрос о целесообразности реформы и порядке контроля над уплатой взносов до сих пор остаётся открытым: на него не может ответить ни власть, ни сами фонды.
Дважды на одни грабли
В 90-х в России уже действовала модель самостоятельного администрирования взносов внебюджетными фондами. Однако система оказалась нежизнеспособной из-за избыточной административной нагрузки и на государство, и на самих плательщиков. Так, чтобы обеспечить своевременность уплаты взносов и принудительно взыскивать их, фондам приходилось самостоятельно проводить проверки, а для этого – держать целый штат ревизоров. Все расходы, естественно, оплачивало государство. Из-за несогласованности действий фондов ре-зультатов их работа не давала: например, нарушения, связанные с занижением базы по платежам, выявленные одним из проверяющих, не влекли обязательного привлечения к ответственности за неуплату других взносов. Выход из тупика был найден в 2000 году, когда появился ЕСН, а внебюджетные фонды – исключены из числа «участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах».
С появлением ЕСН функция администратора была полностью передана налоговым органам, хотя, в отличие от ФСС и ФОМС, Пенсионный фонд сохранял полномочия по взысканию недоимок по взносам, пеней и штрафов. В итоге до 2010 года оставались нерешёнными проблемы, связанные с разделением полномочий между ФНС и Пенсионным фондом по сбору денег для выплаты пенсий и ведению учёта в системе государственного пенсионного страхования. К этому добавились дефицит бюджета ПФР и необходимость реформирования всей вновь ставшей неэффективной системы сбора денег. В результате мы пришли к тому, что имеем сейчас, – ЕСН отменён, а уплата социальных взносов контролируется внебюджетными фондами (ПФР и ФСС). Однако такой резкий поворот назад многих экспертов привёл в недоумение.
«Эти проблемы можно было решить и в рамках существовавшей модели, – считает руководитель на-учного направления«Правовые исследования» Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Анна Золотарева. – Вообще, при отсутствии в России «конкуренции» между отраслевыми и региональными внебюджетными фондами администрирование взносов практически ничем не отличается от администрирования налогов и сборов, установленных в НК РФ. Поэтому в наделении внебюджетных фондов такими полномо-чиями нет никакой необходимости».
Сол ь на рану
Проблемы остались теми же, что и двадцать лет назад. Во-первых, новый механизм проверок, кстати, до конца неясный, увеличит административную нагрузку на плательщиков. «Плановые выездные проверки плательщиков страховых взносов проводятся территориальными органами Пенсионного фонда и Фонда социального страхования совместно, – говорит начальник управления администрирования страховых взносов и взыскания задолженности Отделения Пенсионного фонда по Красноярскому краю Денис Зыков. - Независимо друг от друга могут проводиться только внеплановые проверки».
К этим проверкам, кстати, налоговая иметь отношения не будет, их ревизии остаются «самостоятельными единицами». «Функция по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды из компетенции налоговых органов исключена», – сообщили в Управлении Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю.
Ещё один вид проверок касается «льготников»: организаций, уплачивающих страховые взносы по сниженным ставкам (26% вместо положенных с 2011 года 34%). Попасть в их список можно, если деятельность фирмы относится к закрытому перечню, приведённому в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Доля доходов от «льготной деятельности» должна составлять не менее 70% общего объёма доходов. Так вот, контролировать выполнение этого условия территориальные органы ПФР и ФСС будут совместно с налоговыми.
Во-вторых, совершенно очевидно, что для самостоятельного администрирования взносов внебюджетным фондам понадобятся «дополнительные руки», а значит, и дополнительные средства на их содержание. «Из-за децентрализации контрольных функций административные расходы государства увеличиваются, – говорит Анна Золотарева. – При этом одновременного сокращения численности налоговых органов не происходит».
Правда, о том, насколько увеличились штаты внебюджетных фондов, а вместе с ними и расходы государства, приходится только догадываться – ни один из фондов ответа на этот вопрос не дал.
Луч света
Спустя год реформа всё же показала некоторые результаты. Так, по данным ФСС, система администрирования взносов обеспечила в 2010 году зачисление в бюд-жет Фонда 240,6 млрд рублей страховых взносов, что на 16,6 млрд рублей (7,4%) больше поступлений ЕСН, зачисленного в бюджет ФСС в 2009 году. И хотя эти цифры нельзя в полной мере назвать показателем успешной работы фонда, всё-таки 2009 год был «кризисным», и по сравнению с 90-ми мы сделали шаг вперёд. Так, например, в «первой редакции» самостоятельного администрирования остро стоял вопрос об информационном взаимодействии фондов. Сейчас, уверяют специалисты, эта проблема решена.
«В целях повышения эффективности взаимодействия территориальных органов Пенсионного фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования заключено Соглашение по информационному обмену между ПФР и ФОМС, – рассказывает Денис Зыков. – Взаимодействие Пенсионного фонда с Фондом социального страхования осуществляется в соответствии с заключёнными между ними соглашениями о проведении совместной информационно-разъяснительной работы с плательщиками и совместных выездных проверок».
Кроме этого, законодательная база стала более проработанной. По крайней мере, многие технические вопросы, связанные с начислением пени и, наоборот, возвратами излишне уплаченных сумм, детально прописаны в 212-ФЗ.
«Процентная ставка пеней, начисляющихся за каждый календарный день просрочки, равна одной трёхсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка РФ, – рассказывает Денис Зыков. – Кроме того, штраф за непредоставление плательщиком страховых взносов в установленный законом срок составляет 5% суммы за каждый полный или неполный месяц, установленный для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей. При неуплате или неполной уплате страховых взносов в результате занижения их базы для начисления предусмотрена ответственность в размере 20% неуплаченной суммы».
Обязанность же по проведению возвратов излишне уплаченных денег возложена на Пенсионный фонд. Территориальный орган ПФР обязан сообщить плательщику о каждом ставшем известным факте излишне уплаченных страховых взносов в течение десяти дней со дня его обнаружения.
«Зачёты сумм излишне уплаченных страховых взносов могут проводиться самостоятельно органами ПФР без заявления плательщика, – продолжает Зыков. – Однако закон не исключает проведение зачёта по заявлению плательщика или по результатам акта совместной сверки в течение десяти дней со дня его подписания или со дня вступления в силу решения суда».
Всё же главная «проверка на прочность» новую систему ждёт в наступившем году. Справится ли она с контролем над уплатой значительно увеличенных страховых взносов, уверены эксперты, пока спрогнозировать сложно.
Виктория Дмитриева
Источник: Журнал «Советник. Грамотное упраление» № 2[15], апрель 2011