В основном банк запрашивает документы по операциям и сделкам, которые имеют критерии необычных или если схема расчетов вызывает сомнения. Такие критерии описаны в законодательных и подзаконных актах, рекомендациях Банка России, типологиях Федеральной службы финансового мониторинга, которые размещены в открытом доступе. Однако перечень таких критериев не ограничен, и банк может запросить документы по любой операции, сделке, схеме расчетов или контрагенту, Федеральный Закон № 115-ФЗ это предусматривает. Цель запроса – подтвердить правомерность операции и исключить возможность проведения сомнительных операций с участием банка. В случае, если документы предоставлены в полной мере, не содержат признаков фиктивности, подтверждают экономический смысл операций (то есть в схеме расчетов не усматривается преступный умысел), то скорее всего банк снимет ограничения дистанционного доступа к счету и операции будут проведены в обычном режиме. В случае, если документы предоставлены не в полной мере или имеют признаки фиктивности, не раскрывают и не подтверждают конечной цели таких расчетов, просматривается преступный умысел и т.д. – банк может рекомендовать прекратить такие операции, при этом банк не уполномочен обязать клиента закрыть расчетный счет. Банк имеет право отказать в исполнении распоряжения клиента, и в случае, если в течение календарного года было 2 и более таких отказов – имеет право расторгнуть счет в одностороннем порядке. Процедура одностороннего расторжения счета подробно описана в 115-ФЗ и подзаконных актах. В случае, если банк вам отказывает в проведении операции, но вы считаете, что такой отказ не правомерен – просите расшифровку причин отказа, в настоящее время банки обязаны предоставить такую информацию. Если причины отказа возможно устранить – рекомендуем их устранить и еще раз обратиться в банк с распоряжением на перевод. Если банк сообщает вам о том, что такие причины не могут быть устранены - можно обратиться в специальный орган, который занимается рассмотрением таких ситуаций - межведомственную комиссию, созданную при Центральном банке Российской Федерации (процедура подробно описана в ст. 7 п. 11 Федерального закона № 115-ФЗ).
Пресс-служба Банк «Левобережный» (ПАО)
Если вы считаете, что банк или другой участник финансового рынка нарушает Ваши права, Вы можете подать жалобу в Банк России. Это можно сделать через Интернет-приемную на официальном сайте регулятора. К заявлению нужно приложить электронные копии (сканы, фотографии) документов, переписки и других материалов, которые подтверждают обоснованность жалобы. Чем больше деталей Вы сообщите, тем быстрее Банк России сможет Вам помочь. Кроме того, жалобу можно направить по почте или лично в ближайшее территориальное учреждение Банка России. Адреса и телефоны также есть на сайте.
Сергей Журавлев,
управляющий Отделением Красноярск Банка России