Мысли о разводе появляются у банков и торговых сетей

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Мысли о разводе появляются у банков и торговых сетей

Еще три года назад банки ломали стереотипы работы торговых компаний на рынке, заявляя об огромных перспективах потребительского кредитования непосредственно на территории розничных сетей. Два года назад сети, осознавшие выгоды партнерства, сами приходили в банки и предлагали сотрудничество, соглашаясь на все условия кредитных организаций. С начала 2005 года ужесточение конкуренции на рынке потребкредитования привело к тому, что первую скрипку в этой партии начинают играть сети, а банки ищут возможность работать с частными лицами без посредников. Сети диктуют правила По признанию начальника управления по работе с торговыми сетями департамента розничного бизнеса Банка Москвы Олега Вялухина, позиции банков в части контроля над ситуацией постепенно слабеют: ?Еще совсем недавно розничные компании, заинтересованные в предоставлении кредитов на свои товары, были куда более сговорчивыми. Сейчас же в связи с тем, что рынок потребительских кредитов становится не просто конкурентным, а чрезвычайно конкурентным, розничным компаниям гораздо проще диктовать свои условия?. Об изменении модели поведения торговых организаций говорят и в Финансбанке, где с ностальгией вспоминают, что в период выхода в регионы крупные торговые сети самостоятельно искали банки, которые могли с ними сотрудничать. Сейчас, помимо крупнейших кредитных организаций с развитой сетью представительств, практически в каждом регионе есть два-три региональных банка, также готовых сотрудничать в этой сфере. По данным Центрального банка, на 01.07.05 региональными банками СФО было выдано потребительских кредитов на общую сумму 17,3 млрд рублей, филиалами ? на 103,1 млрд. ?Культура потребления кредитных продуктов увеличилась, клиенты находятся в условиях очень широкого выбора и не готовы переплачивать за кредит; торговые сети отказываются выплачивать бонусы банку за увеличение собственных продаж?, ? констатируют эксперты Финансбанка. ?Если полтора года назад магазины доплачивали банкам за то, что они выдают кредиты, то сейчас уже финансовые институты должны платить ритейлерам, ? рассказывал в одном из интервью председатель правления РОСБАНКа Александр Попов. ? У сетей есть свои требования, им нужно обеспечить динамику продаж, и поэтому они теми или иными способами пытаются воздействовать на банк с точки зрения условий кредитования, сроков, ставок?. В оппозиции к коллегам оказались представители ?Хоум Кредит энд Финанс Банка?, заявившие, что не наблюдают сокращения интереса розничных компаний: ?По оценкам аналитиков, товарооборот столичных магазинов, на территории которых наш банк предоставляет свои услуги по кредитованию, за прошедший год увеличился на 20?30%, региональных ? на 50?70%. Руководители магазинов заинтересованы в увеличении количества клиентов?. ?Любой банк, занимающийся розничным кредитованием и способный организовать выдачу кредитов непосредственно в магазине, заинтересован в том, чтобы точки продаж, через которые он кредитует население, находились в наиболее ?проходных? местах, с широким ассортиментом, удобным расположением, с парковкой?, ? говорит заместитель директора по розничному бизнесу Сибирского ТУ ОАО ?АКБ ?РОСБАНК? Виталий Коваленко. ?Эффективных розничных компаний, которые могут стать серьезным партнером в сфере потребительского кредитования, гораздо меньше, чем банков, которые предоставляют такие услуги?, ? соглашается Олег Вялухин. В результате право выбора переходит к рознице. Ритейлеры выторговывают у банков наиболее выгодные для себя (и в конечном счете для покупателей) условия, которые являются мощным средством конкурентной борьбы с другими сетями. Представители торговых сетей признают, что на современном этапе развития рынка находятся в более выгодном положении, чем банки, и было бы недальновидно этим не воспользоваться. ?У нас появляется больше выбора, ? говорит директор новосибирской розницы ТД ?Айсберг? Владимир Панов. ? Хотя пока эта ситуация характерна не для всех регионов. В других городах Сибири ?диктат сетей?, возможно, чуть слабее, чем в Новосибирске, потому что там рынок менее конкурентен. А руководитель отдела разработки программ лояльности компании ?Мир? (Москва) Юлия Пушкарева считает, что сети всегда старались выбирать наиболее подходящие им банки. Просто сегодня круг потенциальных банков-партнеров достаточно широк. По данным ?КС?, еще год назад сети платили банкам в среднем 2?3% от оборота, который складывается из суммы выданных кредитов, сейчас кредитные организации платят сетям 1,5?2%. К расходам относятся арендная плата, зарплата кредитному инспектору, охраннику, оплата оргтехники, которые ежемесячно составляют несколько десятков тысяч рублей. Говоря о предпочтениях, представители сетей отмечают, что выбирают партнера, основываясь на целом ряде характеристик. Для ТД ?Айсберг? на первом месте находятся условия кредитования: нулевой первоначальный взнос и минимальная процентная ставка, которую выплачивают потребители и сети. ?Сегодня мы отказались от работы с ?Русфинансом? и ?Дельтабанком?. Продолжаем сотрудничество с ?Русским стандартом?, РОСБАНКом, Альфа-банком, ?Ренессанс-капиталом?, ? говорит Владимир Панов. Для ?Мира?, который также является федеральной сетью, на первом месте ? присутствие филиалов банка в регионах, где компания открывает магазины. ?Нам важна возможность тиражирования наших акций, ? рассказала ?КС? Юлия Пушкарева. ? Важно, чтобы банк имел опыт на рынке потребительского кредитования. Он должен быть проверенным, ему должны доверять потребители. Мы сотрудничаем только с теми банками, которые готовы предложить нашим покупателям интересные и удобные кредитные схемы. Кроме того, нам очень важна высокая технологичность банка: решение о выдаче или невыдаче кредита должно приниматься с максимальной оперативностью?. (Сегодня ?Мир? работает с ?Русским стандартом?, ?Ренессанс-капиталом?, Инвестсбербанком, ?Хоум Кредит энд Финанс Банком?.) А менеджер по продажам в кредит торговой сети ?Сибвез? Николай Большаков добавляет, что привлекательным является желание кредитной организации проводить на территории сети какие-то акции или принимать участие в совместных программах. (Сегодня ?Сибвез? работает с ?Хоум Кредит энд Финанс Банком?, ?Русским стандартом? и Инвестсбербанком). Вместе или врозь Потребители от новой тенденции на рынке только выигрывают. Они получают более выгодные условия для приобретения товаров в кредит, так как финансисты идут на существенное смягчение условий ? снижение стоимости, увеличение доступности кредитов и так далее. Именно поэтому ряд участников рынка считает, что банки и розничные компании вряд ли смогут работать независимо друг от друга. ?Это [потребкредитование] совместная работа, и каждый должен заниматься своим делом?, ? говорит Владимир Панов из ?Айсберга?. Юлия Пушкарева из компании ?Мир? также называет раздельную работу банков и торговых сетей утопичной: ?Без тесного сотрудничества с сетями банки не смогут в полной мере реализовывать программы потребительского кредитования. Мы же благодаря банкам получаем тех клиентов, которые не хотят или не могут оплачивать сразу всю сумму покупки ? сегодня в нашей сети примерно треть покупок совершается в кредит. Сейчас банки и ритейлеры оптимизируют свою работу, в том числе и по рекламному бюджету (проводят общие акции), поэтому в таком тандеме выгодно работать и нам, и им?. В то же время банкиры признают, что на рынке грядут серьезные изменения. По мнению Олега Вялухина из Банка Москвы, в России может повториться ситуация, характерная для развитых рынков: начнется заключение эксклюзивных партнерств между банками и розничными сетями. Виталий Коваленко из РОСБАНКа также не исключает формирования пула основных игроков, способных работать с сетями. Член правления, начальник управления по работе с физлицами ЗАО ?Райффайзенбанк Австрия? Александр Колошенко настроен еще более категорично. По его мнению, активная практика оформления потребительских кредитов на сумму до тысячи долларов непосредственно в магазинах будет постепенно отмирать. Данную нишу будут занимать кредитные карты. ?Потребкредитование на небольшие суммы может остаться в магазинах для той части населения, которая по той или иной причине не может или не хочет получать кредитные карты, но эти кредиты будут предлагаться по сравнительно ?неинтересным? ставкам, ? говорит Колошенко. ? При этом будет активно развиваться кредитование непосредственно через банки на достаточно большие суммы ? до $50 тыс. или в размере не менее 10 ежемесячных окладов. Спрос на такого рода кредиты будет заметно выше, чем на кредитные карты?. Внедряют кредитные карты и в банке ?УРАЛСИБ?. С начала года банк ?обкатывал? соответствующий проект, который будет запущен 1 октября. Представители торговых сетей тоже не исключают вероятность ?развода?. Николай Большаков из ?Сибвеза? считает, что все будет зависеть от требований рынка. А Владимир Панов не исключает вероятности того, что клиенты смогут брать технику в кредит с помощью карточек с заработной платой (система электронной оплаты), но уверен, что это произойдет не скоро. Кстати, банкиры отмечают, что периодически сети предпринимают попытки организовать кредитование покупателей своими силами, правда, это происходит не так часто. И у раздельного существования есть ряд сложностей. Ограничивающий фактор для банков ? необходимость наличия собственной разветвленной сети, причем как по выдаче, так и по сопровождению кредитов. Для магазинов же ? высокие риски невозврата ввиду сложности получения достоверной информации о потенциальном заемщике, например, в силу неразвитости кредитных бюро. ?Поэтому в ближайшие год-другой работа банков и сетей, вероятнее всего, будет происходить как и сейчас. Удешевление кредитов неизбежно из-за конкуренции как среди сетей, так и среди банков?, ? констатирует заместитель директора по розничному бизнесу Сибирского ТУ ОАО ?АКБ ?РОСБАНК? Виталий Коваленко. А начальник отдела активно-пассивных операций Новосибирского филиала ЗАО ?АКБ ?Русь-Банк? Вячеслав Дьячков предупреждает, что ?развод? банков и сетей может привести к снижению спроса как на товар, так и на кредит. ?Подобной практики придерживались некоторые новосибирские банки года три-четыре назад ? кредиты через такие магазины и банки были очень непопулярны, так как это заставляло резервировать товар в магазине, ехать в банк на оформление кредита?, ? говорит банкир. Юлия ДАНИЛОВА, Юлия ПОЛУНИНА Источник: Континент Сибирь

Читайте также

Рубль укрепился к доллару и евро
Российская валюта в понедельник укрепилась к доллару и евро
«Сад памяти»: РСХБ рассказал, как внести свой вклад в сохранение лесов России
Восстановление лесных насаждений - одна из приоритетных и экологических задач во всем мире
Дальневосточный банк запустил акцию «Приведи партнера!»
Реферальная программа «Приведи партнера!» запущена Дальневосточным банком для своих клиентов – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
РСХБ запустил новый сберегательный продукт
С мая 2024 года клиентам РСХБ стал доступен накопительный счет «Мой счёт» с ежедневным начислением процентов на фактический остаток средств за месяц
Дальневосточный банк запустил выпуск платёжных стикеров
Дальневосточный банк запустил выпуск платёжных стикеров
ЦБ с 27 мая начнет проверку банков по переходу на российское ПО
Банки и НКО, владеющие объектами КИИ, обязаны к 1 января 2025 года перейти на отечественное ПО и технологии
ЦБ и Росфинмониторинг поддержали идею удаленного открытия эскроу-счетов
Личность гражданина должна быть подтверждена
Юристы оценили шансы на разблокировку активов, замороженных на СПБ Бирже
Получение лицензий на разблокировку бумаг, замороженных из-за санкций на СПБ Бирже, может пройти в США проще
ЦБ обяжет банки усилить контроль за операциями россиян с золотом
ЦБ уточнит признаки, из-за которых банки могут посчитать действия клиентов с драгметаллами подозрительными
Потенциал исламского банкинга в России оценили
Семь миллионов человек в России могут потенциально стать потребителями услуг исламского банкинга в России