Цифровые работодатели всея Руси
С Анастасией Усковой, генеральным директором платформы Рокет Ворк, я познакомилась на бизнес-саммите деловых кругов «Сильная Россия», прошедшем в Москве в середине марта. На сессии, посвящённой инвестициям в инфраструктурные проекты, Анастасия ярко и мощно презентовала проект своей команды. О том, кому выгодна цифровизация отношений между работодателями и трудовыми ресурсами и как на этом процессе можно заработать, мы побеседовали в кулуарах саммита.
Для справки: «Рокет Ворк» – платформа для работы с самозанятыми, которая автоматизирует все этапы взаимодействия с ними, расчеты, документооборот.
- Анастасия, расскажите о том, какие задачи сейчас решает ваш бизнес?
- Полтора года мы ведём этот проект, предлагая платформу с набором сервисов и технологий для самозанятых и их заказчиков. Мы – финтех-стартап, потому что это и расчёты, и банкинг, и кредитование, и самозанятые - все модные слова :-). Но в первую очередь это об упрощении жизни для самозанятых.
А чем сложна самозанятость как инструмент? Дело в том, что у нас в стране никто никогда не платил за себя налоги. Мы не в США, где гражданин понимает сразу: «я субъект и мне нужно отчитаться, заполнить, сдать». Самозанятый – это режим, который, несмотря на то, что применяется к простому человеку, применяется к нему как к предпринимателю. Вот ИП-шник понимает, что такое платить за себя.
Я, например, просто пеку тортики. И вот мне нужно скачать приложение «мой налог», что-то там сделать, а когда ко мне поступят деньги - зайти туда, отметить свой доход, получить чек и отдать его заказчику – мне это очень тяжело. Не дай бог что-то где-то не сойдётся. И хорошо, что я могу зайти в кабинет на платформе, где всё понятно и прозрачно. Деньги пришли - они точно мои, а там уже и налоги заплатили, и чеки куда-то отправились, и доход задекларирован. Кстати, это значит, что я раз-два-три-четыре-пять-шесть раз доход получаю и иду в банк, а они знают, что этот доход существует, он белый и легальный, и я кредитоваться могу под это.
Самозанятый — человек, который платит специальный налог на профессиональный доход (НПД), получая вознаграждение за свой личный труд непосредственно от заказчиков. В 2020 году более миллиона россиян зарегистрировались в качестве самозанятых.
- Вы говорите, что самозанятому, работающему с Рокет Ворк, оплата за его труд гарантирована, кем?
- Когда мы общаемся с юридическими лицами, и они публикуют у нас свои задания, привлекают через нас трудовые ресурсы, в этот момент может включиться один из двух механизмов. Мы либо уже обладаем их деньгами, и если исполнение задания произойдёт – мы распоряжаемся этой выплатой (понятно, что под этим лежит юридическая конструкция выверенная). Либо второй вариант, когда юридические лица честно говорят, что у них может быть кассовый разрыв, и в этом случае мы, как площадка по договору с этим юридическим лицом, кредитуем его и выплачиваем средства самозанятому тогда, когда он выполнил работу.
- Итак, платформа предлагает физическому лицу приложение, в котором он видит свои выполненные и текущие заказы, в котором всё понятно про средства, есть гарантии, но при этом он за приложение не платит. А юридическим лицам что предлагает сервис? Насколько я понимаю, проект зарабатывает именно на них?
- Целеполагание проекта - быть местом, где человек, который что-то умеет, может найти себе заказчика, а компания – качественного исполнителя. По факту мы оказываем бизнесу услуги взаимодействия с их рабочей силой во всех существующих на текущий момент форматах.
Начнём издалека: есть запрос на то, чтобы росла экономика, улучшался уровень жизни граждан. Есть запрос на повышение инвестиционной привлекательности. Вот сегодня мы обсуждаем крупные инфраструктурные проекты. Мы, как сторона, которая является автоматизированной прослойкой между всеми тремя игроками, пришли на саммит, чтобы рассказать, какие проблемы на самом деле существуют в этом сегменте, как он работает и что уже решено и что нам нужно, чтобы эта история двигалась дальше.
Конечно, есть меры, которые государство внедряет, даёт инструмент. В 2019 году появился режим НПД, о котором мы говорили раньше. Он дал возможность людям работать на несколько компаний, платить маленький процент и, по факту, выйти бизнесу из той серой зоны, в которой все наши с вами синие воротнички практически находились очень долгое время.
В конце прошлого года внесены поправки в трудовой кодекс, наконец-то в нём разрешены дистанционные отношения с сотрудниками. Все наши талмуды бумажек, которые много лет сопровождают весь процесс трудовой деятельности наконец-то могут быть абсолютно цифровыми, без своих физических носителей. А у бизнеса есть инструмент правовой, но на самом деле нет правильного инструмента технического, они только начинают появляться в виде таких платформ как мы.
- То есть платформа отчасти заменяет работодателю кадровиков?
- Частично, да. Мы предоставляем компании IT-решение и какую-то помощь в том, чтобы найти этих синих воротничков и получаем за это комиссию от юридических лиц, они сокращают свои издержки, они увеличивает свою операционную эффективность, они находят то, что им нужно, они уменьшают количество кадровиков, бухгалтеров, где-то идут дальше, больше, шире, не увеличивая текущее количество и за это готовы платить.
Каждый маленький шажок - элемент оптимизации для крупного бизнеса имеет большой эффект, поэтому они готовы идти в новые технологии, это не как в ритейл-сегменте, где только оголтелые пускаются пробовать всё новое, нет. Большой бизнес приходит к нам сам.
- А среднему бизнесу может быть интересно сотрудничество с платформой?
- Конечно! Не стоит забывать, что прорабатывая продукт, мы начинали с самозанятых, сейчас добавили ГПХ, появятся ИП (самое сложное, но в этом мы - эксперты, потому что операционщики от сохи), появятся трудовые отношения и вот это уже продукт, интересный малому и среднему бизнесу. Потому что у них нет возможности нанимать кадровика. Особенно сейчас взять кого-то в штат - как? Когда ты сам не знаешь, выживешь ли ты? Твоё ИП и ООО может уже по факту не работать, а у тебя уже три работника, которых ты потом по трудовому кодексу ещё будешь увольнять длительное количество времени. Поэтому мы правда считаем, что да, начинается всё с крупных, но мы ходили в корпорацию МСП, дёргали их за грудки и говорили – давайте работать вместе, потому что малому бизнесу можно дать продукт кадры по подписке – просто, дистанционная рабочая сила. Хочешь - бери. Хочешь на полдня – пожалуйста. Это ещё одно направление для развития платформы.
- А с банками как выстраивается взаимодействие?
- Банки интересны нам как партнёры, безусловно. Мы тоже интересны банкам, потому что мы даём решение, которое позволяет им ещё больше сервиса дать своим корпоративным клиентам, позволяет привести в банк, если это удобно корпоративным клиентам, самозанятых, которые с ними работают, уже в розницу. А нам интересно, потому что это тиражирование нашей технологии и потому что за счёт существования финансового партнёра для самозанятых на платформе могут появляться дополнительные продукты: страховые, финансовые.
По данным Рокет Ворк, на сегодняшний день на платформе зарегистрировано несколько сотен юридических лиц и десятки тысяч самозанятых.
- Когда проект выйдет на окупаемость?
- На самом деле нам не так далеко осталось, в плане июль или август. Это транзакционный бизнес, это не банкинг, он не требует супер-огромных инвестиций, у нас хороший оборот, более того мы предоставляем white-label банкам и так далее, мы наращиваем своё технологическое присутствие в разных отраслях. Это история, когда у тебя увеличение оборотов просто начинает покрывать все твои издержки.
- IT-специалисты - самый главный ресурс проекта?
- Конечно, это святые люди, мы их любим, холим и лелеем, но для того, что бы что-то заработало и куда-то полетело, кто-то должен прийти к ним и сказать, что это правда так работает. И для этого человек, который приходит, должен быть экспертом предметным. Он знает, как работает процесс и говорит, что именно так мы и будем кодить. Поэтому я нисколько не буду умалять историю с важностью IT, но люди, которые предметно понимают, как работает операционка – в них тоже огромная ценность.
- Вернёмся к инфраструктурным проектам и их проблемам, о которых сегодня говорили на сессии...
- Есть, например, проблема в том, что самозанятыми у нас могут быть только граждане российского государства, при этом мы понимаем, что рабочие руки на стройке - это Таджикистан, Узбекистан, и так далее. Государство запускает пилоты. Мы, например, участвуем в нескольких из них по привлечению трудовой миграции из-за рубежа.
Парадокс, но сегодня, в том числе и из-за пандемии, конечно, мы оказались в ситуации, когда бухгалтера на рынке уже проще найти, чем маляра на стройку. Это просто дешевле. Соответственно бизнес не понимает сейчас, где брать эти масштабные ресурсы на инфраструктурные проекты.
Бизнес не видит инструментов, с помощью которых он может в какой-то дальней точке нашей страны найти себе рабочую силу, рабочие руки. А вот какой-то среднестатистический человек сидит дома в Брянске, стоит на учёте в своей службе занятости, на бирже труда и может даже работать на овощебазе без учёта своих компетенций. И он совершенно не знает при этом, что где-то запускается большая инфраструктурная стройка, на которую он даже временно может поехать, поработать, и там будет инфраструктура, для того, чтобы его быстро приняли, быстро оформили и точно заплатили. А ему для этого достаточно скачать приложение.
Второй момент – особенно важный для инфраструктурных проектов – вы нашли человека и хотите с ним начать работать, но…. допуски, наряды, безопасность, сертификация… и так далее, и тому подобное. На самом деле, в терминах IT-решений это абсолютно автоматизированный процесс. У нас есть база исполнителей, мы знаем, где они работали, у них есть квалификационные особенности, каких-то данных, которые собираются на площадках и которые оцениваются заказчиками, и наоборот. Это позволяет повысить прозрачность процессов.
Можно страховать сотрудников через площадки, можно оформлять их не в штат, а самозанятыми. Особенно, если они у вас сезонные абсолютно, или на кусочные работы применяемые, и при этом платить за них взносы, если это необходимо.
Мы в этом смысле приглашаем не только бизнес и банки к взаимодействию, но и госструктуры, для того что бы инфраструктуру цифровых кадров раскатывать на те проекты, где они больше всего необходимы. Просто потому, что в масштабных проектах страны без этого точно никуда.
- Ваша задача в этой связи какова?
- Наша задача – идти по нашему плану, потому что мы понимаем, в чём наше конкурентное преимущество. Мы – пионеры в этой истории и планируем перевернуть концепцию отношений с рабочей силою. Мы считаем, что кадры прежними уже не будут. Мы создаём честный сервис с двух сторон. Мы закрываем многолетние боли «юриков», мы понимаем, что мы хотим им дать, потому что мы сами оттуда, мы внедряли продукты внутри. Нет задачи «мы вам привели работника, отдали, а дальше вы там как-нибудь сами» - мы закрываем всё, вплоть до момента «взял в конце месяца у нас отчётность и выгрузил её себе», иначе это не имеет ценности и мы абсолютно уверены, что наша экспертиза в этом уникальна. В общем, мы планируем стать цифровым работодателем всея Руси :-).