Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

ЦБ: Россиян поддержит финансовый омбудсмен

В сентябре в России вступит в силу новый закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». О том, как наличие финансового омбудсмена отразится на жизни потребителей финансовых же услуг, портал «Финансист» побеседовал с управляющим Отделением Красноярск Банка России Сергеем Журавлевым.

– Сергей Николаевич, расскажите, для чего нам нужен финансовый омбудсмен? Не будет ли его работа дублировать функции ЦБ?

– Целью нового закона является снижение числа споров, в том числе судебных, и повышение доверия потребителей к финансовому рынку за счет комплексного воздействия на него. Таким образом, закон регламентирует появление нового правового механизма, призванного отстаивать права граждан при взаимодействии с финансовыми организациями, минуя суды. При этом, действительно, Банк России работает с урегулированием таких спорных вопросов. У нас существует Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, которая рассматривает обращения граждан и назначает административные наказания за нарушения прав потребителя финансовыми организациями. Но в силу ограничений в законе Банк России не может принимать решения по имущественным требованиям граждан. А вот финансовый уполномоченный, напротив, будет в упрощенном порядке рассматривать имущественные споры. Закон позволяет охватить 100% жалоб и обращений наших земляков.

– Имя финансового омбудсмена недавно стало известно, расскажите подробнее о Юрии Воронине, пожалуйста

– Его кандидатура была представлена председателем Банка России и согласована с президентом Российской Федерации. Это профессионал с большим опытом, до назначения Юрий Воронин работал советником Эльвиры Набиуллиной. А до прихода в Банк России он возглавлял аппарат Счетной палаты РФ.

Сейчас начинается формирование новой Службы. По представлению Юрия Воронина Совет директоров Банка России назначит необходимое число финансовых уполномоченных, специализирующихся на конкретных сегментах финансового рынка, которые в силу закона будут наделенные правом по досудебному разрешению споров.

– Когда граждане уже смогут обращаться за помощью к финансовому омбудсмену?

– Закон предусматривает поэтапное введение обязанности исполнять решение финансового уполномоченного для разных секторов финансового рынка. Так, страховые организации в части ОСАГО и других «моторных» видов страхования – с 1 июня 2019 года, в части остальных видов страхования – с 28 ноября 2019 года. Микрофинансовые организации присоединяются с 1 января 2020 года, банки, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и пенсионные фонды – с 1 января 2021 года.

Организации могут и не дождаться сроков, установленных законом. Добровольно они могут присоединиться к системе финансовых уполномоченных уже через 90 дней после вступления закона в силу, то есть с 3 декабря 2018 года. По нашим данным уже есть страховые компании, банки и МФО, которые готовы это сделать. Добровольное досрочное присоединение приветствуется и будет учитываться при осуществлении Банком России поведенческого надзора.

– Как рядовые граждане смогут узнать, присоединилась или нет интересующая их организация?

– Тут все просто. Законом вводится новое понятие – реестр финансовых организаций, сотрудничающих с финансовым уполномоченным (вести его будет Банк России). После вступления в силу по секторам закон запрещает финансовым организациям работу с физическими лицами, если организация отсутствует в этом реестре.

– Не вдаваясь во все тонкости процедуры обращения граждан к финансовому омбудсмену, давайте перечислим ключевые моменты этого взаимодействия?

– Назову основные преимущества. Обращения граждан к финансовому уполномоченному рассматриваются бесплатно. Сразу оговорюсь, платной может быть услуга посредника, если человек решит подать обращение через юриста. Предусмотрена оперативность процедуры: законом установлены жесткие сроки на рассмотрение спора – 15 рабочих дней с момента передачи обращения финансовому уполномоченному. В результате обращения гражданин получает исполнимое решение финансового уполномоченного, недобросовестной организации может быть выдан аналог исполнительного листа – удостоверение, являющееся исполнительным документом. Очень проста сама процедура: подать обращение финансовому омбудсмену можно в электронном виде на сайте, через портал «Госуслуги» и через МФЦ. 

– Через омбудсмена можно решать любые спорные ситуации между гражданином и финансовой организацией, или есть какие-то ограничения?

– Есть, и я обращаю на это внимание. Рассматриваться будут только имущественные споры. При этом законом введен лимит заявляемых гражданами требований в рамках одного спора – до 500 тысяч рублей. Ограничения не коснутся ОСАГО – имущественные споры по этому виду страхования будут рассматриваться вне зависимости от суммы.

– Финансовым организациям, по всей видимости, будет непросто встроиться в процесс. 

– Добросовестным участникам рынка не о чем переживать. Остальные «подтянутся». Полагаю, закон изменит отношение финансовых организаций к своим клиентам через публичность деятельности финансового уполномоченного: устанавливая обязанность раскрывать статистику споров, закон дает потребителю возможность выбирать поставщика финансовых услуг не только по признаку «цена», но и по признаку «добросовестное отношение к потребителю».
В законе прописано, что финансовая организация уплачивает взносы в службу финансового омбудсмена, и их величина зависит от количества принятых против нее решений. Очевидно, эта зависимая формула плюс публичность статистики будут стимулировать финансовые организации самостоятельно урегулировать споры с гражданами. 

– Есть какие-то прогнозы у Банка России? Чего вы ждете от нового института?

– Назову несколько цифр. В 2016 году в суды РФ поступило более 420 тысяч исков по ОСАГО, в 2017 году – более 390 тысяч. Мы полагаем, что через несколько лет после начала работы финансового уполномоченного это число может снизиться в разы. Международный опыт показывает первоначальный рост числа обращений к финансовому уполномоченному. Но потом эта система сама должна сбалансировать число споров. Я уже говорил про стимулы и меры комплексного воздействия на участников рынка – платность, публичность, поведенческий надзор.

Анастасия Потёкина

Источник: Портал «Финансист»
Тэги:

Читайте также

Процентная ставка: кредит или кредитная карта
Процентная ставка
Кредит наличными или кредитная карта? Что выбрать, на что обратить внимание, плюсы и минусы
КПК «Сибирская КСК» начал сотрудничество с ипотечными брокерами
КПК «Сибирская КСК» подписал первый агентский договор с агентством недвижимости «Альянс Капитал»
Количество акционеров ВТБ в Сибири превысило 7 тысяч
Количество акционеров ВТБ в Сибирском федеральном округе с начала года увеличилось на 22,5% и превысило 7 тысяч
Пенсионный возраст одобрен с поправкой на президента
Профильный комитет Госдумы подготовил законопроект ко второму чтению
«Возрождение» вышло из-под ареста
ВТБ заплатит за банк 11 миллиардов рублей
Всемирный банк заметил ухудшение условий для бизнеса в России
Качество государственного регулирования в России ухудшилось в 2017 году, оценил Всемирный банк в индексе WGI
Банк России готов к отмене двух коэффициентов ОСАГО
Банк России согласился с предложениями Минфина отменить территориальный коэффициент и коэффициент по мощности в ОСАГО
Свыше 10 триллионов рублей льготных кредитов выдадут бизнесу за шесть лет
Минэкономразвития ожидает, что в течение шести лет малому и среднему бизнесу будет выдано более 10 триллиона рублей льготных кредитов
Минфин и ЦБ полностью согласовали позицию по реформированию ОСАГО
У Минфина и Банка России полностью согласована позиция по двум законопроектам в рамках дальнейшего реформирования ОСАГО
​ВЭБ станет кредитным синдикатом
Внешэкономбанк (ВЭБ) планирует активно привлекать коммерческие банки к выдаче кредитов на крупные проекты, в том числе принимая на себя риски