Регулятор совместно с АСВ предложил поднять предел страхования вкладов до 10 миллионов рублей
Банк России и Агентство по страхованию вкладов разработали проект закона о выплате части вкладчиков лопнувших банков повышенных компенсаций — в размере до 10 миллионов рублей. Компенсации такого размера предлагается выплачивать «при возникновении высоких остатков на счете в силу особых жизненных обстоятельств». Например, при размещении на банковских счетах денег, полученных по наследству или в результате продажи жилья или в качестве социальных пособий и страховых выплат.
Портал «Финансист» опросил экспертов рынка, попросив оценить не только коммерческие возможные последствия, но и социальную сторону инициативы.
Татьяна Лаэв, советник президента АО АИКБ «Енисейский объединенный банк»: «Повышение суммы компенсации относительно установленной 1 400 000 рублей позволит вкладчикам размещать более крупные суммы на банковских депозитах, снизить риски вкладчиков, которые сейчас вынуждены «держать деньги под матрасом» или «бегая» по банкам раскладывать их в ограниченной АСВ сумме, тем самым также увеличивая свои риски и тратя время.
Для банков, это возможность получения дополнительных безрисковых ресурсов, НО для банков это увеличение повлечет за собой рост отчислений в АСВ, тем самым стоимость этих самых ресурсов вырастет.
С точки зрения неточности и неоднозначности формулировки законодательства «в силу особых жизненных обстоятельств», повлечет за собой злоупотребления со стороны вкладчиков и банков и даст неравноправную «лазейку» для клиентов типа VIP, а также волокиту доказательств этих самых обстоятельств.
С моей точки зрения, сумму компенсаций необходимо увеличивать относительно действующей суммы, например до 2 500 000 рублей, но без «скользких» комментариев».
Сергей Селезнев, вице-президент, руководитель Центра по работе с законодательными инициативами банка «Открытие»: «Очевидно, этот законопроект создает значительную дополнительную нагрузку на фонд страхования вкладов. Как очевидно и то, что значительно вырастут обязательные отчисления в Фонд со стороны кредитных организаций. В конечном итоге эти расходы отразятся на стоимости финансовых услуг, оказываемых банками.
Расширение практики страхования вкладов на все более широкий круг участников и кратное увеличение предельных сумм страхового возмещения (с 1,4 миллиона сразу до 10 миллионов рублей), по нашему мнению, в большей степени является популистской мерой.
Не стоит забывать, что на протяжении последних лет Банк России проводил масштабную работу по расчистке банковской системы от недобросовестных и ненадежных участников с целью повышения доверия к банкам со стороны вкладчиков, малых и средних предприятий, крупного бизнеса.
Были существенно скорректированы подходы к пруденциальному надзору. Завершается переход от формальных требований к уполномоченным банкам, в которых допускается размещение средств федерального бюджета на депозиты, открытие счетов эскроу участников долевого строительства недвижимости, открытие специальных счетов участников государственных и муниципальных закупок, к гибкой системе оценки на основе рейтингов, присваиваемых российскими рейтинговыми агентствами.
Считаем, что в этих условиях предлагаемое столь радикальное повышение страхового возмещения требует дополнительного обоснования.
Риски того, что подобный закон приведет к новому типу мошенничества с оформлением наследства и фиктивными сделками по продаже жилья, маловероятны. Однако критерии, по которым выбраны «особо защищаемые» категории вкладчиков, вызывают множество вопросов. Несмотря на то, что продажа дома или получение наследства, безусловно, значимые события с точки зрения простого гражданина, к социальной и финансовой политике государства они, на наш взгляд, отношения не имеют.
Необходимо отметить, что денежным средствам, полученным в результате продажи жилого помещения, в законе о страховании вкладов уже предоставлена повышенная страховая защита (при условии использования для расчетов счетов эскроу) – те же 10 миллионов рублей.
Законопроект предлагает распространить страховую защиту на денежные средства широкого круга некоммерческих организаций: СНТ, ОНТ, ТСЖ, ГСК, ЖСК, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов, религиозные организации. Это неоправданно широкий перечень. На наш взгляд, максимум, что возможно – это предоставить повышенную страховую защиту НКО - исполнителям общественно-полезных услуг, включенным в соответствующий перечень правительства Российской Федерации и осуществляющим деятельность по приоритетным направлениям, утвержденным президентом России».