Развитие кооперации в Сибири

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Развитие кооперации в Сибири

Кредитные кооперативы занимают особое место в финансовой системе страны – они созданы и функционируют на принципах взаимопомощи, ориентированы в своей деятельности, прежде всего на обеспечение доступа к финансовым услугам для своих членов. При этом кредитные кооперативы по своей природе не стремятся к захвату финансового рынка, а направлены на увеличение местного и общего благосостояния, поскольку они принадлежат своим членам (пайщикам) и преследуют цель удовлетворения их потребностей.

Доля кредитных кооперативов в финансовой системе страны крайне низка. Кредитные кооперативы объединяют всего около 1% взрослого населения страны, тогда как около 75 % взрослого населения имеют счета в кредитных организациях.

Большая часть российских граждан, начинавших свою трудовую деятельность в СССР, имела опыт отношений в рамках кредитной кооперации через участие в кассах взаимопомощи, работающих под руководством комитетов профсоюзов, при которых они были созданы.

Данный опыт в основе своей и сформировал восприятие кредитной кооперации. При этом следует отметить, что ограничения финансовых отношений, существовавшие в СССР, полностью изменили специфику кредитной кооперации, которая имела другую основу в зарубежных странах и в Российской империи до 1917 года.

Свои особенности имело кооперативное движение, развивающееся на территории Сибири. Говоря о дореволюционной кооперации, следует отметить, что она позволила существенно поднять уровень жизни сибирского крестьянства, обеспечить успех его производственной деятельности. В условиях становления рыночной экономики, кооперация давала крестьянскому сообществу оптимальное сочетание самостоятельности и сотрудничества. Кооперативы, основанные на частной собственности пайщиков, при совместном распоряжении имуществом, представляли собой достаточно крепкие экономические образования, способные конкурировать с частным капиталом.

На время реализации Столыпинской реформы приходятся рекордно быстрые темпы роста кооперативной сети в России в целом и в деревне в частности. Этот период можно с полным основанием назвать «триумфальным шествием» кооперации.

По оценкам экономистов, в кооперативном движении непосредственно участвовало 14 млн человек, а с членами их семей – 84 млн, то есть свыше половины населения страны. Это позволяет утверждать, что предреволюционная Россия занимала по числу кооперативов и их членов, вне сомнения первое место в мире.

Бурный рост сибирской кооперации совпадает по времени с периодом увеличения числа ссыльных в Сибирь после революции 1905–1907 гг. Также инициаторами создания сельских кооперативов были учителя, фельдшеры, мелкие чиновники, отчасти грамотные крестьяне и даже церковнослужители.

Общее количество кооперативов всех видов в стране составило к 1917 г. свыше 60 тыс., из которых 35 тыс. падало на долю потребительских обществ, 16 тыс. – на долю кредитных кооперативов и 7,8 тыс. – на долю сельскохозяйственных обществ и товариществ, и, наконец, 2,9 тыс. молочных кооперативов.

По существу, кооперация в тот период выполняла функции земств, которые отсутствовали в Сибири. Особая природа кооперации как общественного хозяйственного явления, демократические принципы внутреннего устройства, обусловили ее активность, востребованность, способность к выживанию и дальнейшему развитию в новых исторических условиях.

Источниками финансирования капиталистического сельского хозяйства Сибири являлись: государственное казначейство, капиталистические фирмы и монополии, в том числе иностранные, а также прибыль, накапливаемая зажиточными крестьянами, сельскими предпринимателями Сибири.

В первые десятилетия пореформенного периода капитал в сибирской деревне был представлен, как известно, в основном в форме торгово-ростовщического. Ростовщики и скупщики, концентрируя средства в своих руках, мешали его производительному использованию в сельском хозяйстве, задерживая тем самым разложение крестьянства, подвергая его беззастенчивой и безграничной эксплуатации. А тем временем ход экономического развития выдвигал задачу постепенного преобразования ростовщического капитала в производительный и подчинения его последнему.

Конкретным выражением этого процесса было возникновение мелкого кредита в сибирской деревне, появление там сельских «банков», ссудо-сберегательных касс и кредитных товариществ.

В течение 1865–1905 гг. были апробированы два типа кооперативов в кредитно-финансовой сфере. Первый – в форме ссудо-сберегательного товарищества, который создавал основы независимой от государственных средств самостоятельной кооперативной организации. Социальной базой этих кооперативов в основном являлись зажиточные слои крестьян и всего сельского населения.

Ссудо-сберегательные товарищества создавались через сбор паев и образование паевого капитала, следовательно, для организации товарищества его членам надо было обладать хоть каким-то имуществом.

Гарантией экономической дееспособности служила ответственность членов товарищества по операциям своим имуществом.

Вторым типом кредитного кооператива стали кредитные товарищества, которые создавались для кредитования своих участников под залог имущества с помощью объединения их средств, получения займов у государственных и частных банков. Их финансовой основой стали государственные средства.

К 1876 г. в Тобольской и Томской губерниях насчитывалось 85 ссудо-сберегательных товариществ, представлявших собой «всесословные учреждения». Однако сельских банков и касс, которые бы специально обслуживали крестьянство, в это время здесь еще не было. Лишь в 90-е гг., когда процесс становления развитых форм капитализма обрел широкий размах, появляются и учреждения кредита. Первым из таковых считается Сузунское ссудно-сберегательное товарищество, организованное в 1878 г. на Алтае, в поселке Сузун. Это было первое в Юго-Западной Сибири ссудно-сберегательное товарищество. Затем появилось Шадринское кредитное товарищество, организованное в начале 90-х гг. XIX в. на Алтае по инициативе волостного писаря К.В. Речкунова. Новоявленный кооператив кроме предоставления кредита снабжал крестьян сельскохозяйственным инвентарем и товарами широкого потребления.

Если основной капитал товарищества не превышал 10 тыс. руб., то товарищество освобождалось от всех налогов, этот же закон применялся и в отношении иных кооперативов, которые освобождались от промыслового налога в пользу казенной палаты.

На 1 января 1917 г. в России функционировало 21 263 учреждений мелкого кредита, в том числе: 11 810 кредитных товариществ, 4 245 ссудо-сберегательных товариществ, 4 860 земских касс мелкого кредита и 76 союзов.

Если говорить об их месторасположении, то следует подчеркнуть, что кредитная кооперация Сибири была главным образом деревенской: 88% ее кооперативов и 84% их членов находились в селах.

Рост кредитных товариществ был связан не только с проникновением капиталистических отношений в сибирскую деревню, но также и с преодолением последствий продовольственного кризиса 1911 г., вызванного неурожаем и голодом.

На 1 января 1914 г. в Западной Сибири насчитывалось 760 кредитных и ссудо-сберегательных товариществ с оборотным капиталом 16 млн руб. Спустя год, в Западной Сибири функционировало уже 790 кредитных кооперативов, в которых состояло около 530 тыс. членов, в том числе в Томской губернии действовало 465 кредитных товариществ, 7 835 ссудо-сберегательных касс (насчитывавших 342,2 тыс. членов), что составило 45% от общего числа кредитных кооперативов Сибири.

Говоря о кредитных союзах Западной Сибири, следует отметить, что в годы Первой мировой войны они менее всего являлись кредитными. По характеру своих операции они больше всего походили на сельскохозяйственные снабженческо-сбытовые кооперации, организовывавшие сбыт продуктов сельского хозяйства и промыслов, а также снабжения деревни орудиями и материалами производства.

По размерам и внутреннему устройству все кредитные союзы Сибири распадались на две группы:
1) крупные союзы хлебного района южной и юго-западной Сибири;
2) мелкие союзы лесного северо-востока.

Хлебные союзы в целях технического и организационного удобства не вели непосредственно работы с товариществами, а создавали на своей территории сеть мелкорайонных объединений, на которые возлагалась обязанность собирать на «подвластной» им территории партии сбываемых продуктов и распределять там закупленные товары.

Завершающий этап союзного строительства в кредитной кооперации – образование в сентябре 1917 г. Союза сибирских кредитных союзов (Синкредсоюз), который представлял собой единый центр сибирской кредитной кооперации от Урала до Владивостока, объединивший в своем составе 1,5 тыс. кредитных товариществ.

Этому объединению предшествовало собрание (9–10 июля 1917 г.) 12 сибирских кооперативов, на котором был принят устав Союза сибирских кредитных союзов. Затем состоялось учредительное собрание союза. Его учредителями были: Алтайский, Ачинский, Барабинский, Бийский, Екатеринбургский, Забайкальский, Иркутский, Ишимский, Канский, Кузнецкий, Курганский, Мариинский, Минусинский, Новониколаевский, Омский, Приленский, Семипалатинский, Тюменский, Шадринский и Ялуторовский союзы. Резиденцией Синкредсоюза был избран Новониколаевск.

Главные функции системы кредитной кооперации сводились к организации ссудных и вкладных операций. Но уже накануне Первой мировой войны они стали дополняться хлебозаготовительными и комиссионными операциями. Наряду со всем этим, проводились также и мероприятия по организации зерноочистительных, прокатных и ссыпных пунктов. В период войны, когда происходило падение курса бумажных денег, кредитная кооперация стала заниматься в основном выполнением заказов военного ведомства и других государственных заготовительных органов, а также торговлей предметами широкого потребления.

В основном дореволюционная кредитная кооперация Сибири объединяла в своих рядах зажиточные слои крестьянства.

В советский период кредитная кооперация получила развитие при НЭПе, основываясь главным образом на дореволюционном опыте.

Положение 1928 года устанавливало разрешительный порядок создания кредитного общества и ограничивало круг его операций. В дальнейшем деятельность кредитных обществ в СССР была прекращена вместе с деятельностью остальных негосударственных организаций периода НЭПа.

В Советском Союзе организацией финансовой взаимопомощи занимались лишь кассы взаимопомощи, создаваемые на предприятиях при профсоюзных организациях. Такие кассы взаимопомощи не являлись юридическими лицами. Это были добровольные объединения граждан одного предприятия (подразделения), действующие на демократических принципах самоорганизации, самоуправления и контроля. Члены кассы взаимопомощи ежемесячно вносили денежные взносы в кассу, тем самым создавая фонд взаимопомощи, из которого выдавались денежные средства членам кассы.

Профсоюзные кассы взаимопомощи явились прообразом кредитных союзов, кредитных кооперативов, которые начали воссоздаваться в России с 1991 года на основе действовавшего тогда закона СССР «О потребительской кооперации СССР» от 26 мая 1988 года. В условиях почти полного отсутствия российского законодательства о потребительской кооперации, «правовой неразберихи» тех лет, когда каждый новый акт изменял или «латал» предыдущий, кредитные союзы создавались и в форме общественных организаций, и в форме обществ с ограниченной ответственностью, а с момента принятия закона «О потребительской кооперации в Российской Федерации» 1992 года в форме потребительского кооператива.

Современная история кредитного кооперативного движения в России совпадает с началом в 1992 году экономических реформ. Именно тогда практически моментально прекратили свое существование кассы взаимопомощи. Они не смогли обеспечить сохранность средств своих участников в период галопирующей инфляции. Те из касс взаимопомощи, которые сохранились, были вынуждены изменить условия своей деятельности: заем превратился в платный, на сбережения вкладчиков стали начисляться проценты.

Источник: Отделение Красноярск Банка России
Тэги:

Читайте также

ВТБ начнёт выдавать ипотеку в Туве
В мае клиенты ВТБ смогут получить ипотеку на покупку жилья в Республике Тыва, а также в других российских регионах
РСХБ презентовал цифровые решения для поддержки АПК
Россельхозбанк принял участие в Форуме «Развитие агробизнеса России»
НРА повысило кредитный рейтинг Дальневосточного банка до уровня «ВВВ+|ru|»
Повышение  кредитного рейтинга АО «Дальневосточный банк» до уровня «BBB+|ru|» обусловлено улучшением рентабельности
Опрос ВТБ: системой быстрых платежей для переводов пользуются 70% сибиряков
Более 70% сибиряков пользуются услугами переводов самому себе в разные банки через СБП
Минфин сообщил о плане сделать упор на ИЖС при выдаче семейной ипотеки
Замглавы Минфина Чебесков: упор при выдаче семейной ипотеки будет сделан на ИЖС
Власти продлят требования по возврату валютной выручки до конца года
В РСПП считают, что в текущих условиях мера требует послабления
Объем вкладов индивидуальных предпринимателей вырос в 10 раз за 10 лет
После включения в 2014 году индивидуальных предпринимателей в периметр системы страхования вкладов их накопления в банках выросли в 10 раз
АКРА впервые с 2022 года присвоило международный рейтинг российской компании
Это указывает на наличие суверенного рейтинга у России по международной шкале АКРА, пишут «Ведомости»
Средний платеж россиян коллекторам превысил 5 тыс. руб. в месяц
НАПКА: должник в России в среднем отдает коллекторам свыше 5 тыс. руб. в месяц
Швейцария разблокировала российские активы почти на 300 млн франков
Швейцария разблокировала российские активы на 300 млн франков