Промсвязьбанк: Риски могут быть, но мы их компенсируем
В начале года российские власти объявили, что на базе проблемного Промсвязьбанка (ПСБ) будет создан опорный банк, который возьмет на себя операции по гособоронзаказу и крупным госконтрактам. О текущем состоянии банка, оперативных задачах и возможностях работы в условиях жестких санкций в своем первом интервью на новом посту “Ъ” рассказал глава временной администрации ПСБ Петр Фрадков.
— Как получилось, что вы перешли из Российского экспортного центра (РЭЦ) в ПСБ?
— Тема, связанная с банком для сопровождения оборонного сектора, обсуждалась достаточно давно. Решение по моему назначению было принято на высоком уровне, задача поставлена, и я, собственно, без колебаний приступил к ее исполнению. Мне это показалось интересным. К тому же, если честно, я свой функционал в РЭЦ уже выполнил: показатели за последние годы там стабильные, поэтому уходил на позитиве, без ощущения, что бросаю что-то недоделанным.
— Что осталось сделать для завершения санации ПСБ?
— Есть перечень процедур, которые банк должен пройти, чтобы завершить докапитализацию. Финансовые результаты 2017 года не являются показательными и обусловлены во многом действиями предыдущего менеджмента банка. Сегодня нужно решить вопросы, связанные с передачей части проблемных активов в так называемый банк непрофильных активов, который сейчас формируется. Вопросы, связанные с передачей в собственность государству. ПСБ уже принадлежит АСВ, есть понятный с точки зрения финансов и сроков план действий. И как обозначали, в том числе, коллеги из Минфина, до конца мая банк должен быть передан государству и готов выполнять новые задачи.
— Вы передаете плохие и непрофильные активы в специальный фонд. Какой объем будет отдан?
— Будет правильно, если эти вопросы прокомментируют представители ЦБ. Могу сказать, что часть плохих активов передадим в ближайшее время, а определенная часть останется, но под них будут созданы необходимые резервы, чтобы банк с этими активами мог работать дальше. Моя задача — чтобы банк был готов к работе, был полностью докапитализирован с учетом необходимого запаса прочности и соблюдения нормативов ЦБ.
— Какие будут нормативы у банка в момент его передачи Росимуществу?
— Общая задача — обеспечить запас прочности с точки зрения достаточности капитала по тем активам, которые находятся на балансе. В дальнейшем мы уже должны самостоятельно решать вопросы, в том числе вместе с правительством, по наращиванию капитала для основных задач.
— Как только банк будет передан Росимуществу, он начнет функционировать как оборонный?
Есть важный аспект, что банк будет работать в первую очередь как универсальный. То есть он будет сопровождать и существующий гражданский бизнес.
— Речь идет о том, что другие банки передадут вам свои активы, связанные с гособоронзаказом. С кем кроме Сбербанка, ВТБ и Альфа-банка вы ведете об этом переговоры?
— Здесь два направления. С одной стороны, банк должен уметь сопровождать гособоронзаказ как таковой. В принципе, для этого проводится работа с Минобороны в части необходимых технических мероприятий и лицензий по подключению гособоронзаказа. Что касается второго аспекта, он более сложный с точки зрения структурирования. Это, конечно, передача именно кредитного портфеля со стороны коммерческих банков. И это, собственно, касается всех тех банков, у которых на балансе есть подобного вида кредиты.
— То есть со всеми уполномоченными банками ведете переговоры? Их было восемь, до того как список засекретили.
— Их несколько, совершенно верно. Есть более крупные банки, которые держат большую часть портфеля, есть помельче. Вопрос в том, что для сопровождения этих портфелей, конечно, требуется еще и капитал.
— И как идут переговоры? Какая выбрана схема?
И на мой взгляд, в интересах банков передать кредитные портфели заемщиков отдельных отраслей вместе с капиталом как можно скорее для существенного снижения риска включения в SDN-лист.
В любом случае, у меня тоже нет задачи усложнять жизнь уважаемым банкам с точки зрения капитальной базы, но при этом есть ограничения с точки зрения принятия подобного рода активов. Поэтому с банками переговоры идут, активно участвуют Минфин и ЦБ. Думаю, вместе мы найдем решение, которое устроит всех.
— Как будет выглядеть передача активов с точки зрения бухгалтерии?
— Сколько вы можете получить активов, на 600–700 миллиардов рублей?
— Где-то так. Но надо смотреть, какой объем капитала требуется.
— Будет ли передача пассивов, то есть средств оборонных предприятий? На какую сумму?
— Точную сумму опять же пока сложно назвать. Одно могу сказать, у банка достаточно инструментов и ликвидных активов для привлечения пассивов в необходимых объемах.
— Как банк будет фондироваться?
— Ничего специального. Исторически так сложилось, что в банке достаточно дорогой пассив в целом и в том числе ликвидность. Ситуация сейчас неплохая, но, понятно, в режиме санации ЦБ предоставил достаточно большой объем средств — 330 млрд руб. Мы, кстати, досрочно начинаем его погашать — в марте, например, уже выплатили 100 млрд руб. Остальное погасим в течение 2018 года.
— За счет тех средств, которые уже получены от АСВ?
— И за счет депозитов с рынка, наших старых и новых клиентов. Это то, что будет основным источником ликвидности на ближайшее время. Понятно, что банк будет пользоваться возможностями, которые существуют, с точки зрения дальнейшего фондирования со стороны ЦБ, использования средств федерального назначения, если понадобится. Но, конечно, с учетом стоимости фондирования.
— Готовы ли вы к тому, что, как только банк станет опорным, его внесут во все возможные санкционные списки?
— Мы этого не исключаем. Поэтому прорабатываем различные сценарии развития событий.
Для нас главное — это безопасность клиентов, всех без исключения. Средний бизнес, розница, малый, оборонка... Так вот, наши клиенты при любом раскладе, даже самом плохом, точно не пострадают: все обязательства перед ними с нашей стороны в части валютной составляющей выполнены.
Тут даже вопросов никаких быть не может. При этом, конечно, в какой-то части могут быть ограничения: валютные переводы, действия, связанные с международными платежными системами. Но мы ведем переговоры с партнерскими банками на случай негативного сценария. С клиентами мы предельно честны: да, если сложности будут, то будет так-то и так-то, чтобы они понимали реальное положение дел.
— То есть готовитесь к прекращению работы с Visa и MasterCard?
— На самом деле внутри России все это будет работать. На карту «Мир» многие сейчас переходят. Кроме того, можно будет по-прежнему пользоваться картами Visa и MasterCard в рублях по России.
— А трансграничные платежи компаний?
— Во-первых, доля таких платежей невелика относительно остального бизнеса банка. Во-вторых, мы знаем, как эти возможные потери компенсировать за счет другого вида бизнеса. А третье — мы заранее предупреждаем наших клиентов, что такие риски могут быть, но мы их компенсируем. Скажем так, клиенты потерь не понесут.
— То есть будете проводить платежи, например, через банк-посредник?
— Будем выстраивать схемы взаимодействия с партнерами. Но на данном этапе мы, еще раз говорю, будем компенсировать возможные потери в валютных операциях за счет рублевых. На самом деле не так много наших коллег нуждается сейчас реально в валютных счетах. Не так много, как кажется.
— Сами не боитесь в санкционном листе оказаться?
— Честно? Так вышло, что с этими санкциями у меня нет никаких сложностей. Я несколько раз задумывался, чем они могут мне усложнить жизнь: счетов за рубежом у меня нет, недвижимости — тоже. Буду больше путешествовать по России.
— В Сочи, говорят, сейчас хорошо.
— В Сочи? Да без проблем! (Смеется.) На самом деле без шуток: для меня вопрос свободы перемещений проблемой не является. Возглавляя РЭЦ, я много куда ездил, много всего посмотрел. Если вдруг меня куда-то не будут пускать — ничего страшного. Переживу.
— Минобороны инициировало создание системы банков, уполномоченных работать в сфере гособоронзаказа. Какое место в этой системе отводится опорному банку?
— Сегодня одной из приоритетных задач Минобороны является повышение эффективности и контроля расходов. Там создана централизованная система заключения и исполнения госконтрактов, по оплате продукции, работ и услуг, связанных с исполнением гособоронзаказа, оплате средств материально-технического обеспечения и энергоресурсов. Все изменения структуры финансовых органов проходят в рамках стратегии развития вооруженных сил.
Выбор ПСБ в качестве опорного для сопровождения госконтрактов и гособоронзаказа, на мой взгляд, оптимально вписывается в эту стратегию.
Я исхожу из того, что банк должен быть таким, в котором сконцентрируется большая часть средств гособоронзаказа. И делаться это будет для того, чтобы военному ведомству, как самому крупному заказчику вооружений и техники, было проще отслеживать платежи по кооперации. Иными словами, это дополнит функционал действующей системы мониторинга гособоронзаказа, позволит жестко контролировать использование каждого бюджетного рубля. Будут ли в этой схеме присутствовать другие банки? Это уже решит более высокое руководство. Лично у меня нет задачи забрать все их функции. Мне, повторюсь, надо, чтобы ПСБ работал эффективно и прозрачно, чтобы заказчики понимали, как распределяются государственные средства. Кто-то еще из других банков останется — значит, так тому и быть.
— Законодательные изменения для этого нужны?
— Сейчас обсуждаются возможные поправки в ФЗ-275, идут консультации с Минобороны, Минфином, ЦБ и предприятиями ОПК, решаем вопросы казначейского банковского сопровождения.
— По расчетам с зарубежными покупателями российского оружия тоже будете работать?
— Пока стоит задача работать со средствами гособоронзаказа. Если удачно ее выполним, то возможны различные варианты, но пока об операциях такого рода речи не идет.
— Клиенты из оборонной промышленности уже начали вести с вами какие-то переговоры?
— Сейчас больше обсуждаем, как правильно наладить работу, чтобы всем участникам процесса было комфортно, чтобы с самого начала выстроить нашу модель взаимоотношений, кредитную политику и так далее.
— Уже обсуждаете возможность кредитования ОПК?
— Мы исходно ставим задачу не просто забрать, затащить средства к себе в капитал, а попытаться зайти в нишу кредитования ОПК. Со временем будем развивать отдельные направления, связанные с комплексным сопровождением предприятий ОПК, ипотекой, потребительским кредитованием, зарплатными проектами... В общем, те направления, которые позволят нам безбоязненно и в открытом режиме работать над большим сегментом клиентов, которые сейчас разрознены между различными банками.
— Судебные разбирательства с экс-акционерами ПСБ как влияют на работу банка?
— Этим занимается временная администрация ЦБ. Были выявлены определенные факты, вывод активов. Мы, конечно, продолжим использовать все необходимые, все возможные законные способы для оспаривания тех решений, которые принимались предыдущим менеджментом банка.
— Правоохранительные органы нашли пропавшие кредитные досье на 109 млрд руб. Вы их еще не получили?
— Пока нет. Они действительно найдены, но что в этих досье с точки зрения состава документов находится, мы не знаем.
— Учтена ли пропажа этих досье на 109 млрд руб. в размере «дыры» банка?
— По нормативам ЦБ, конечно, должны создаваться резервы.
— Получается, что теперь банк сможет восстановить резервы и у вас появится избыток капитала?
— Завершен первый этап докапитализации, в рамках которого АСВ выкупило допэмиссию банка. Решения, которые касаются всего объема необходимых средств, еще впереди. Конечно, это обстоятельство тоже будет учитываться.
— Размер докапитализации может быть уменьшен?
— Не исключаю. Но опять-таки, это требует анализа досье. Нужно много времени для анализа этого портфеля, потому что цифры достаточно большие.
— Существующая филиальная сеть ПСБ вас устраивает?
— На мой взгляд, ее нужно несколько изменить: не уменьшить или расширить, а адаптировать под свои задачи. В целом у ПСБ была неплохая филиальная сеть, но оборонная сфера специфична, ряд задач требует постоянного присутствия наших представителей на местах. Поэтому в отдельных регионах будут открыты небольшие точки — буквально два-три сотрудника,— которые займутся сопровождением средств гособоронзаказа. Но сразу могу сказать, что такая практика не будет массовой: все-таки мы живем в XXI веке, банк обладает всеми инновационными разработками, позволяющими решать многие задачи дистанционно.
— Судя по всему, публиковать отчетность ПСБ не будет?
— Она будет несколько специфичной: отчетность с точки зрения оборонной составляющей раскрываться не будет, а с точки зрения универсального банкинга все покажем, что необходимо. Наш банк должен соответствовать требованиям ЦБ. Мы же финансовое учреждение, которое тоже живет категориями прибыли, рентабельности и обоснованности.
— Будете раскрывать отчетность и по РСБУ, и по МСФО?
— Думаю, что да, но и про специфику забывать не будем: часть информации будет закрыта для публики.
— Аудиторы будут?
— Конечно, куда без них.
— И иностранцы из большой «четверки»?
— Не думаю, если честно. Решение будет принимать совет директоров, но его еще предстоит сформировать.
— Когда это может произойти?
— Не раньше мая, пока Росимущество не является акционером банка.
— Есть понимание, кто возглавит его?
— Достойный человек. (Смеется.) В этой части у нас будет все стандартно. Есть банк, который принадлежит государству в лице Росимущества. Правительство дает директиву, на основании которой проводится общее собрание акционеров, где рекомендуется вхождение в совет директоров соответствующих представителей государства.
— Состав правления вы уже себе представляете?
— Там будут в основном новые люди.
— Из РЭЦ?
— Несколько людей оттуда я действительно возьму, но не в правление. В самом банке есть сильные менеджеры среднего звена, но за всем этим я еще отдельно понаблюдаю. Являясь главой временной администрации, я не могу формировать правление, нужно дождаться завершения корпоративных процедур.
— Неужели в РЭЦ нет кандидатов в ваши заместители?
— Я заберу оттуда людей, которых вы даже не знаете. Для меня РЭЦ была и останется очень близкой, даже родной структурой, в которой сплоченный профессиональный коллектив. И те кадры, прежде всего из финансового направления, которые я мог взять к себе, усилили бы ПСБ, но ослабили бы РЭЦ. А я этого не хочу. Так что будем присматривать новых сотрудников на рынке, благо он в России достаточно большой.