Отказ в дистанционном банковском обслуживании (по 115-ФЗ): какие шаги предпринять?

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Отказ в дистанционном банковском обслуживании (по 115-ФЗ): какие шаги предпринять?

Сегодня банки имеют довольно широкий арсенал средств для отказа клиенту в обслуживании: арест, приостановление операций, замораживание (блокирование) денежных средств, отказ в открытии счёта, отказ в выполнении распоряжения о совершении операции, расторжение договора банковского счёта и, соответственно, закрытие счёта. Для каждой из этих ограничительных мер существуют основания, процедуры, нормативы. Для каждой из них предусмотрены и процедуры обжалования.

Портал «Финансист» попросил Диану Геннадьевну Алексееву, руководителя финансово-банковской практики МКА «ЛЕГИС ГРУПП», доктора юридических наук, профессора, рассказать, какие шаги необходимо предпринимать, столкнувшись с отказом в ДБО.

«Иногда банки смешивают существующие порядки и процедуры, делая для клиента затруднительной защиту собственных прав. Я считаю это своего рода недобросовестной практикой ведения банковского бизнеса. Её результатом становится вынужденное бездействие клиента, невозможность воспользоваться предусмотренными законодательством способами юридической защиты.

В частности, Федеральным законом от 07.08.2001 номер 115-ФЗ предусмотрено право банка отказать клиенту в выполнении его распоряжения о совершении операции по счету. В случае возникновения у банка подозрений в том, что целью операции будет являться «отмывание грязных денег» или финансирование терроризма. Для этой процедуры предусмотрены понятные защитные механизмы. Клиент вправе обратиться с заявлением о разблокировке счета сначала в сам банк, потом в специальную межведомственную комиссию Банка России или в суд. Некоторые банки применяют иную форму запретов: ограничивают клиента в дистанционном банковском обслуживании (ДБО).

Кажущаяся простота этой процедуры иллюзорна. Эта ограничительная мера не имеет четкого законодательного регулирования и определяется преимущественно в рекомендациях Банка России. Для клиента ограничивается возможность пользоваться электронными банковскими услугами (включая интернет-банкинг). Остаётся возможность приносить в банк платежки на исполнение на бумажном носителе. По данному ограничению (в отличие от отказа в проведении операции) сведения о клиенте не направляются в Росфинмониторинг и он не попадает в «чёрный» список отказников».

Но! Обжалование действий банка при таком формате ограничений межведомственной комиссией невозможно. Судебная практика здесь исходит из того, что «прекращение услуг ДБО не является отказом в проведении операций, а лишь изменяет способ взаимодействия между банком и клиентом по передаче распоряжений и не лишает клиента права свободно распоряжаться находящимися на счете денежными средствами с использованием платёжных документов на бумажном носителе.

В итоге у клиента остаётся лишь возможность взаимодействовать с банком по поводу предоставления дополнительных документов снова и снова, либо обращаться с соответствующим исковым заявлением в суд и вовлекаться в длительные судебные тяжбы с неопределённым результатом.

Моя рекомендация в такой ситуации: представить в банк платежки на бумажном носителе. В случае отказа в их проведении у клиента появится возможность запросить у банка уведомление об основаниях отказа в выполнении распоряжения (а это уже другая процедура), и этот отказ уже обжаловать в межведомственной комиссии Банка России в установленном порядке».

Источник: Портал «Финансист»
Тэги:

Читайте также

Обновленный офис ВТБ в Красноярске открылся после переезда
Современное, большое и технологичное отделение ВТБ в Красноярске открылось по соседству с прежним месторасположением
ЦБ и «ОПОРА РОССИИ» проведут семинар для красноярских предпринимателей
16 июля в 13:00 семинар «Актуальные вопросы предпринимательства: возможности для развития и кибербезопасность в финансах»
Выгодная тройка: самые прибыльные полугодовые рублевые вклады, июль 2025
Выгодная тройка: самые прибыльные полугодовые рублевые вклады, июль 2025
Рассмотрим ТОП-3 вкладов на полгода на сумму в полмиллиона рублей с условием оформления в отделениях банков Красноярска
ВТБ предупреждает о новой мошеннической схеме
Специалисты ВТБ выявили новую схему мошенничества
ЦБ поменяет нормы резервирования для льготных и реструктурированных кредитов
Центробанк скорректирует нормы резервирования для банков при реструктрузации и выдаче льготных кредитов
Спрос на валюту у компаний в России достиг минимума с июля 2024 года
Отношение чистых продаж иностранной валюты к выручке крупнейших экспортеров в апреле достигло отметки в 100%
ЦБ предложил компаниям оптимизировать отчетность
Текст отчетности нуждается в сокращении и упрощении, более добросовестном раскрытии данных о менеджменте и электронном формате, считает регулятор
Банк России опубликовал ренкинг страховщиков по жалобам на ОСАГО за 2024 год
Результаты представлены в двух таблицах
За задержку пенсий Почтой России хотят ввести компенсацию
После того, как проверка Счетной палаты выявила нарушения в работе Почты России
ЦБ готов обязать банки считать эффективную доходность по нестандартным вкладам
Регулятор прорабатывает стандарт для вкладов, но пока еще в начале пути