Отказ в дистанционном банковском обслуживании (по 115-ФЗ): какие шаги предпринять?

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Отказ в дистанционном банковском обслуживании (по 115-ФЗ): какие шаги предпринять?

Сегодня банки имеют довольно широкий арсенал средств для отказа клиенту в обслуживании: арест, приостановление операций, замораживание (блокирование) денежных средств, отказ в открытии счёта, отказ в выполнении распоряжения о совершении операции, расторжение договора банковского счёта и, соответственно, закрытие счёта. Для каждой из этих ограничительных мер существуют основания, процедуры, нормативы. Для каждой из них предусмотрены и процедуры обжалования.

Портал «Финансист» попросил Диану Геннадьевну Алексееву, руководителя финансово-банковской практики МКА «ЛЕГИС ГРУПП», доктора юридических наук, профессора, рассказать, какие шаги необходимо предпринимать, столкнувшись с отказом в ДБО.

«Иногда банки смешивают существующие порядки и процедуры, делая для клиента затруднительной защиту собственных прав. Я считаю это своего рода недобросовестной практикой ведения банковского бизнеса. Её результатом становится вынужденное бездействие клиента, невозможность воспользоваться предусмотренными законодательством способами юридической защиты.

В частности, Федеральным законом от 07.08.2001 номер 115-ФЗ предусмотрено право банка отказать клиенту в выполнении его распоряжения о совершении операции по счету. В случае возникновения у банка подозрений в том, что целью операции будет являться «отмывание грязных денег» или финансирование терроризма. Для этой процедуры предусмотрены понятные защитные механизмы. Клиент вправе обратиться с заявлением о разблокировке счета сначала в сам банк, потом в специальную межведомственную комиссию Банка России или в суд. Некоторые банки применяют иную форму запретов: ограничивают клиента в дистанционном банковском обслуживании (ДБО).

Кажущаяся простота этой процедуры иллюзорна. Эта ограничительная мера не имеет четкого законодательного регулирования и определяется преимущественно в рекомендациях Банка России. Для клиента ограничивается возможность пользоваться электронными банковскими услугами (включая интернет-банкинг). Остаётся возможность приносить в банк платежки на исполнение на бумажном носителе. По данному ограничению (в отличие от отказа в проведении операции) сведения о клиенте не направляются в Росфинмониторинг и он не попадает в «чёрный» список отказников».

Но! Обжалование действий банка при таком формате ограничений межведомственной комиссией невозможно. Судебная практика здесь исходит из того, что «прекращение услуг ДБО не является отказом в проведении операций, а лишь изменяет способ взаимодействия между банком и клиентом по передаче распоряжений и не лишает клиента права свободно распоряжаться находящимися на счете денежными средствами с использованием платёжных документов на бумажном носителе.

В итоге у клиента остаётся лишь возможность взаимодействовать с банком по поводу предоставления дополнительных документов снова и снова, либо обращаться с соответствующим исковым заявлением в суд и вовлекаться в длительные судебные тяжбы с неопределённым результатом.

Моя рекомендация в такой ситуации: представить в банк платежки на бумажном носителе. В случае отказа в их проведении у клиента появится возможность запросить у банка уведомление об основаниях отказа в выполнении распоряжения (а это уже другая процедура), и этот отказ уже обжаловать в межведомственной комиссии Банка России в установленном порядке».

Источник: Портал «Финансист»
Тэги:

Читайте также

ВТБ Онлайн поможет проверить место получения штрафов ГИБДД
Пользователям ВТБ Онлайн стала доступна услуга проверки места нарушения правил ПДД для последующей оплаты штрафов
Банк «Левобережный» предложил новый премиальный вклад
Банк «Левобережный» предложил новый премиальный вклад для клиентов - держателей бизнес-кейсов «Persona Grata»
Банк «Открытие» внедрил Витрину налогового мониторинга
Проект позволил банку «Открытие» наладить взаимодействие с Федеральной налоговой службой России в современном цифровом формате на базе отечественного программного обеспечения Лиги Цифровой Экономики
Дальневосточный банк предлагает страховую программу «Мультиимущество без конструктивных элементов»
Дальневосточный банк предлагает страховую программу «Мультиимущество без конструктивных элементов»
Приложение ВТБ Мои Инвестиции признано лучшим в России по версии НАУФОР
Брокерский бизнес ВТБ победил в конкурсе «Элита фондового рынка 2022», который проводит Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР)
В банке «Открытие» теперь можно записаться на ТО и ремонт автомобиля
«Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») в партнёрстве с агрегатором по подбору автосервисов Uremont.com запустил новую услугу записи на ТО и ремонт машины
Банк Жилищного финансирования закроет офис в Красноярске
1 мая 2023 года Банк Жилищного финансирования закроет свой дополнительный офис в Красноярске
ВТБ: OMODA стала второй по популярности маркой среди автозаемщиков
ВТБ фиксирует поступательный рост спроса на автомобили нового китайского бренда OMODA
Банк России выступил против искусственного поддержания спроса на жилье
Более доступным его должна сделать «нормальная» коррекция цен, считают в ЦБ
Правительство готовится разместить ОФЗ в дружественных валютах
Правительство РФ готовится разместить облигации федерального займа в дружественных валютах