Минфин и его команда

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск
ББР

Минфин и его команда

Второй человек из краевого финансового ведомства уходит на Ильинку, 9.

Михаил КОТЮКОВ, и.о. заместителя председателя Правительства  министра финансов Красноярского краяМихаил КОТЮКОВ, и.о. заместителя председателя Правительства министра финансов Красноярского края, уходит на повышение в Москву, где возглавит один из департаментов Министерства финансов РФ. Накануне отъезда он рассказал Советнику о переходе к плановой экономике, особенностях кадровой политики в крае и о том, почему он говорит о своей работе в регионе в будущем времени.

Михаил Михайлович, давайте напрямую ожидаемые перемены в биографии вас радуют?

На самом деле вопрос тяжелый. Внутренне я сопротивляюсь. Но умом понимаю: есть задача надо ехать.

А какова задача? Лично для вас вызов в чем? В последний год вы были отнюдь не только финансистом. Что ждет теперь в Москве?

В должности зампредседателя краевого Правительства у меня действительно было больше общеуправленческих функций. Сейчас предстоит сугубо отраслевая работа. Но федеральный Минфин обязательный участник всех крупных федеральных преобразований. И это означает совершенно другой уровень принятия решений. Там принимаются решения, которые мы здесь потом выполняем.

Что тяжелее: принимать решения на федеральном уровне, оставаясь внутри некоторой структуры, или быть тем человеком, с которым у людей лично связываются выплата зарплат и прочие вопросы, так или иначе зависящие от краевого бюджета?

У меня нет однозначного ответа. Что я знаю точно, так это то, что, если принимать решения наверху, не имея опыта живого общения с людьми, получается не совсем правильно. И, к сожалению, мы иногда получали такого рода решения. Поэтому я и ставлю для себя задачу: относиться к выработке федеральных решений с учетом их влияния на конечную ситуацию.

Для меня самое ценное приобретение последних трех лет как раз в том, что я научился продумывать решения с позиции конкретного человека. Я имел неоценимую возможность общаться с большими аудиториями с профсоюзами, с союзами промышленников и предпринимателей, общественными организациями, не говоря уже о представителях власти. Это учит конструктивному мышлению, это учит собственно общению. И реакция, которую ты получаешь, она и позволяет в итоге принимать правильные решения.

Горизонты планирования

Какие из них вы записали бы себе и краевому минфину в актив? Что считаете самым важным?

Прежде всего, конечно, то, что мы смогли достойно пройти тяжелейший 2009 год. Я хочу еще раз сказать слова благодарности всем красноярцам за понимание и всем коллегам за решение непростых задач.

Если же говорить о чисто функциональных задачах, то это трехлетний бюджет. Да, частично мы его пересматривали, но технологию трехлетнего планирования мы отработали.

Со стороны вопрос, честно говоря, представляется техническим…

Это не совсем так. Трехлетнее планирование это, с одной стороны, возможность решать глобальные задачи, которые за год невыполнимы, а с другой это огромная ответственность. Если наш прогноз по доходам не оправдается, мы дискредитируем собственные решения и обманем общие ожидания. Далее стоит задача сдвигать горизонт планирования. В крае могут появиться и 15-летние программы.

При этом практика долгосрочных федеральных целевых программ существует давно, и отношение к ним довольно критичное.

Если бюджет на год, можно принимать сколь угодно долгосрочные программы, но завтра не будет денег, и их нужно будет отменить. В крае мы имеем принципиально другую ситуацию. Трехлетние программы вложены в параметры трехлетнего бюджета, и на этом уровне их исполнение гарантировано. Федеральные программы, выходящие за рамки федерального бюджета, каждый год могут пересматриваться. И это неправильно. Не нужно создавать неоправданные ожидания. Это не дает ровным счетом ничего, кроме первого азарта на стадии принятия.

Раз уж мы коснулись бюджетной политики, позвольте вернуться к эпизоду пятилетней давности. В декабре 2005 года Александр ХЛОПОНИН заявил, что в стране нет современной эффективной экономической региональной политики, поскольку дотационные регионы могут поднять зарплаты бюджетников выше, чем Красноярский край на тот момент регион-донор. На это последовала сакраментальная фраза вице-спикера кемеровского парламента: Мы умеем работать с Минфином. Умеем ли работать с Минфином мы и в чем, на ваш взгляд, это умение состоит?

Я бы не стал его мерить объемами бюджетных трансфертов. Край получает трансфертов в размере большем, чем общий бюджет иных регионов, участвуя в федеральных программах и проектах.

Мы в последние годы старались все федеральные бюджетные реформы начинать на шаг раньше, чем они запускались по стране. Часто предлагали себя как экспериментальную площадку. Нам доверяли, мы показывали неплохой результат. И думаю, что свои результаты это дало. Отношения, которые сейчас выстроены с Минфином, я считаю достаточно эффективными, и, на мой взгляд, есть все предпосылки для того, чтобы их сохранить. В конце концов, последние кадровые решения это некий показатель того, работаем мы с Минфином или нет.

Вы второй человек из команды краевых финансистов, который уходит на федеральный уровень. Что делает компетенции этой кадровой школы ценными в масштабах страны?

Мне сложно говорить в масштабах страны, я скажу о своих ощущениях. У нас в команде есть базовый принцип: мы рассматриваем любую проблему в комплексе, от общего к частному раскладываем на конкретные решения, анализируем, как они повлияют на общество, на бизнес, на интересы края и т.д. Мне кажется, сегодня есть потребность вот в таком системном подходе.

Но в этой системе одна за другой меняются ключевые фигуры. Каких изменений в приоритетах, методах управления стоит ожидать?

Чтобы быть системным, нужно говорить о принципах работы всей команды. Те кадровые решения, которые уже состоялись, ясно показывают, что принцип преемственности власти в крае обеспечен. Изменение кандидатуры отдельно взятого министра может привести к перераспределению веса отдельных органов внутри Правительства, но в целом на систему и методы работы не повлияет.

Контролировать из Москвы начатые проекты будете? Хотя бы на первых порах?

Контролировать не буду. Во-первых, понимаю, что для этого там, наверно, не будет времени. А во-вторых, контролировать значит не доверять команде, которая работает здесь. Недоверия у меня нет. Есть сожаление, что не я буду доводить эти проекты до конца, потому что они очень интересные, очень содержательные.

Возьмем реформирование системы оплаты труда. Долго край к этому шел, и я уверен, что мы выработали правильный механизм через пилотный проект, в который на добровольной основе включаются отдельные краевые и муниципальные учреждения. Мы сейчас ездим в каждое из них, и видно, что люди сами для себя ставят задачи, на которые мы поначалу, может быть, даже не ориентировались. Мы пытались придумать показатели сверху, но, когда не видишь реальной работы, это сложно. А теперь коллективы сами предлагают параметры оценки эффективности, и завтра мы будем ими пользоваться, когда будем формировать краевые программы и стратегии.

На мой взгляд, проект очень качественный. Там все открыто: всем видно, за что можно получить дополнительные деньги. А главное он вызывает к жизни и поддерживает инициативу.

Я считаю, одна из ключевых проблем нашего общества инертность. Ее нужно преодолевать, и инициативу, лежащую хоть в какой-то конструктивной плоскости, нужно всячески развивать, холить и лелеять, множить и множить.

Последний проект, который я запускаю, это перевод государственных услуг в электронную форму, у которого просто колоссальные перспективы. Начинается строительство четвертого моста через Енисей. Этим проектом я буду заниматься, наверно, уже в другой должности. Но я уверен, что ни один из этих проектов в крае не буден спущен на тормозах.

Короткими очередями

Давайте вернемся к переводу госуслуг в электронный вид. Уж очень больная тема. Сейчас этот проект в какой стадии?

На сегодняшний день мы, конечно, отстаем в процессе создания Электронного Правительства от ряда регионов. Но собираемся наверстать это отставание очень быстро, двигаясь поэлементно, поэтапно, от частного к общему.

В крае уже есть наработки по социальным картам, и они будут множиться. Следующий этап это перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид.

Существует федеральный перечень, в котором 74 федеральных услуги. Регионам для перевода в электронный вид рекомендовано 58. В краевой перечень мы думаем включить около 200 услуг, в 34 раза превысив минимальный рекомендованный Федерацией уровень. Цели проекта грандиозные, без всякого
преувеличения.

Говоря в двух словах, человек должен получить возможность, не обивая пороги инстанций, получить полный спектр государственных услуг, начиная от информации о работе бюджетных учреждений обучение, поступление и т.д. и заканчивая проведением регистрационных процедур в ЗАГСе. Сюда войдет получение разрешительной документации на строительство, оформление земельных вопросов, перепланировки квартир, сдача экзаменов на водительское удостоверение. Я уже не говорю о присвоении социальных статусов или предоставлении мер господдержки.

Тема очень перспективная. Проект способен прекратить то самое кошмарение бизнеса, о котором говорил Президент, он должен убрать позор общества очереди в бюджетных учреждениях и в органах власти. Через каналы связи телефон, электронную почту, информационные киоски, банковские терминалы можно будет оформлять субсидии, записываться на прием в больницу и т.д.

Не получится так, что врач примет вас без очереди, но через два месяца?

А это как раз и потребует наведения порядка. Конечно, проблему дефицита ресурсов информатизация не решит, но саму процедуру она сделает абсолютно прозрачной, а те услуги, где не требуется бланк строгой отчетности, можно будет получать, вообще не выходя из дома.

Понятно, что это произойдет не завтра. Для начала потребуется по каждой услуге разработать регламент, в котором будет описано, как эта услуга оказывается, в какие сроки, какие документы для этого необходимы и в какой форме они подаются.

Если посмотреть, как у нас принимаются техрегламенты, на скорый результат рассчитывать не приходится.

В этой части, я думаю, дело пойдет гораздо быстрее.

На федеральном уровне есть утвержденный график. Пока, правда, не все органы, которые туда вписаны, четко ему следуют.
Но, к примеру, взять формы документов для получения загранпаспорта на портале ФМС уже можно. Заполняем, заверяем, подаем. Проверял на себе: работает.

Это, кстати, второй этап перехода. Всего их пять. Первый когда на портале можно прочитать полное описание услуги и ее регламента. Второй этап на этом же портале можно взять формы необходимых документов. Третий этап эти формы на этом же портале можно заполнить и подать. На четвертом этапе вы уже можете контролировать, как проходит ваше обращение.

А на пятом здесь же получить решение, к примеру, встать на очередь в детский сад через Интернет. Подали заявление в нужной форме, и вам не нужно собирать никаких дополнительных справок, обоснований, выписок из других государственных или муниципальных реестров. Все это должно сделать программное обеспечение, запросив ресурсы из соответствующих баз данных.

Задача очень тяжелая. Задача федерального уровня. Но край в нее встраивается и движется.

Насколько мы должны продвинуться в этом году?

Реестр региональных и муниципальных услуг уже определен. В апреле появится ясный план действий, и в том числе план нормотворческой деятельности: какие документы федеральные, региональные, муниципальные нужно изменить. В мае мы уже должны передать наш региональный реестр в Москву для включения в общефедеральный регистр. Параллельно будет идти разработка регламентов. И к 1 декабря все региональные и муниципальные услуги должны быть представлены на портале с описанием порядка их предоставления. Это первый этап.

На второй отводится всего месяц. К 1 января 2011 года должны быть выложены все формы заявлений и необходимых документов. Третий, четвертый и пятый этап не будут так синхронизированы: по одним услугам они завершатся в 2012 году, по другим в 2013-м. Это требует уже отладки информационных систем, каналов связи, железа, баз данных… Суперзадача!

И тут мы закусили удила

Вряд ли ваш азарт разделяет основная масса чиновников…

Для чиновников это, конечно, бомба. В этой системе координат их труд будет жестко отнормирован. Как в автосервисе каждая услуга обсчитана в нормо-часах, сколько сделал столько получил. Это приведет к изменению зарплаты чиновников, численности аппарата и т.д.

Что, на ваш взгляд, будет движущей силой этих перемен? За последние двадцать лет реформы у нас чаще анонсировались, чем совершались.

В обществе назрел запрос на перемены. Не все могут его внятно сформулировать. Но он очевиден.

Итак, низы не хотят. А верхи могут?

Низы, если мы говорим о чиновниках, может быть, и не хотят, но задача поставлена на самом высшем уровне и лично обозначена Президентом и Председателем Правительства. В крае мы ее долго не обсуждали: 8 февраля увидели в прямом эфире трансляцию из Уфы заседания Правительственной комиссии по вопросам регионального развития, которое проводил Владимир Владимирович ПУТИН, и сразу приняли решение: заворачиваем рукава и вперед. Потихоньку мы этим, конечно, занимались готовили разные документы. А тут, что называется, закусили удила.

На ваш взгляд, это начало институциональных перемен?

Нас действительно ждут радикальные перемены. Смотрите: госаппарат в логике перевода услуг в электронную форму должен будет перестроиться полностью. Бюджетный сектор, скорее всего, будет развиваться в логике разделения бюджетных учреждений на казенные, бюджетные и автономные. До конца года эти преобразования нужно будет провести. Они должны повысить эффективность работы всего госсектора в целом и при этом не привести к ухудшению качества жизни населения. Это очень сложная задача, но оснований полагать, что мы с ней не справимся, нет.

Во сколько сейчас начинается ваш рабочий день?

Стараюсь быть на работе в начале девятого, чтобы было минут 3040, когда можно сделать свои личные дела: что-то почитать, спланировать, подписать срочные бумаги. Потом вступает в силу график совещаний, поездок, походов, и бывает так, что в кабинет возвращаешься уже после шести, а то и девяти вечера.

Что уравновешивает эту жестко заданную часть жизни, что дает возможность чувствовать себя хотя бы относительно свободным человеком?

Не чувствую. Стал чувствовать себя свободным, наверно, только последние три месяца, после утверждения бюджета, когда я мог посвятить время семье, себе, просто о жизни подумать. Я к этому давно шел, только-только достиг. Но понимаю, что сейчас опять это потеряю.

Что с неизбежностью меняется в человеке, когда он двигается по управленческой вертикали?

Самое главное, чтобы в человеке не пропадала человечность. Иногда такое бывает, к сожалению. Нужно как-то удержать себя от того, чтобы не испортиться властью. Что нужно приобрести? В обязательном порядке способность контролировать эмоции и умение абстрагироваться от мелких допущений. Потому что в любом деле очень много мелких нюансов. Если на них сконцентрироваться, можно утонуть в деталях, не решив главной задачи. Нужно понимать, какими аспектами в этой ситуации можно пренебречь, принять решения, а потом их доработать.

У одного из ирландских поэтов есть строчка: Человек влюблен: ему дорого то, что уходит. Что дорого вам? По чему точно будете скучать?

Не понимаю пока, как я буду жить, не видя этого всего: горы, лес, река…

Семья переезжает с вами?

Да.

Как близкие отнеслись к решению о переезде?

Психологически это очень большая травма. Родители, друзья, близкие остаются здесь. Я понимаю, что можно общаться по телефонам, по скайпам, но живого общения это никогда не заменит.

Но, знаете, давая интервью в последнее время, я намеренно ограничиваюсь кругом рабочих вопросов. Потому что я не прерываю отношений с краем. Пока я живу с мыслью, что из края уезжаю временно. Но сколько это время продлится, я, конечно, не знаю.

Справка

Михаил Котюков родился в 1976 году в Красноярске. В 1999 г. с отличием окончил Красноярский государственный университет по специальности экономист. В 1997 г. начал работу в Главном финансовом управлении администрации края.
В 2001 г. возглавил финансовый отдел ОАО Красноярскагропромдорстрой.
В 2003 г. был назначен заместителем начальника Главного финансового управления администрации края.
С 2005 г. первый заместитель руководителя департамента финансов администрации края.
В июле 2007 г. назначен заместителем губернатора Красноярского края, руководителем департамента финансов краевой администрации. С 15 июля 2008 г. министр финансов Правительства Красноярского края. В декабре 2008 г. назначен вице-премьером краевого Правительства.


Татьяна ЧАБАН
фото: Эдуард Карпейкин

Источник: Советник. Грамотное управление, 2, апрель 2010

Читайте также

Налогоплательщики могут подать жалобу в упрощённом порядке
С начала текущего года налогоплательщики могут подавать жалобы в налоговые органы в упрощенном порядке
CДМ-Банк участвует в акции «Монетная неделя»
CДМ-Банк участвует в акции «Монетная неделя», организованной Банком России
UnionPay: россияне переключаются с Запада на Китай и Юго-Восточную Азию
К старту безвизового режима с Китаем Россельхозбанк проанализировал транзакции по странам
ВТБ внедряет собственные ИИ-алгоритмы для защиты от мошенников
ВТБ внедряет собственные ИИ-алгоритмы по защите пользователей от мошенников
В ВТБ констатировали потерю эксклюзивности графических процессоров NVIDIA
Американские графические процессоры NVIDIA (GPU) перестали быть "абсолютно эксклюзивным" продуктом
Солид Банк запустил дебетовую карту для повседневных трат
Солид Банк запустил дебетовую карту для повседневных трат, в рамках которой клиентам возвращается кешбэк 3% на все покупк
Дальневосточный банк снизил ставки по базовой ипотечной программе
Дальневосточный банк снизил ставки по  базовой ипотечной программе
Хакасский муниципальный банк приглашает на «Монетную неделю»
Хакасский муниципальный банк приглашает жителей Республики Хакасия и Красноярска принять участие в акции «Монетная неделя»
ВТБ увеличил льготное кредитование АПК на 17%
С января по август ВТБ выдал российским предпринимателям льготных кредитов на 50,7 млрд рублей
В России появится новый тип депозитов
В России работают над созданием системы жилищных сбережений