Кредитным кооперативам предлагается проводить биометрическую идентификацию
В начале декабря в саморегулируемые организации микрофинансового рынка поступило
письмо заместителя директора департамента микрофинансового рынка Банка России Е.Д. Романовой, в котором участникам объединений предлагается оценить возможности проводить удалённую биометрическую идентификацию клиентов – физических лиц посредством единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).
«Предлагаем объединениям участников микрофинансового рынка оценить возможность подключения отдельных членов объединений к единой биометрической системе в том числе с учётом используемых ими бизнес- моделей, технических возможностей и возникающих в связи с этим рисков в их текущей деятельности и представить обоснованную позицию по результатам проведённого анализа» – говорится в письме.
Отметим, российские банки начали сбор биометрических данных граждан для удалённой идентификации и, судя по наблюдениям редакции «Финансиста» система по ряду причин пока толком не работает. Мы попросили оценить «открывающиеся перспективы» непосредственного участника рынка.
Михаил Четыркин, председатель правления КПК «Сибирская кредитно-сберегательная корпорация»: «Да, биометрия позволяет идентифицировать человека с высокой степенью вероятности. А что дальше? И какая разница, голос или паспорт?
Вот мы выдаем потребительские кредиты. Заёмщику для оформления надо поставить порядка десяти подписей. Как их заменить? При чем тут сокращение документооборота? А как эта система позволит управлять процессами?
Вместо пластиковой карты говорить в банкомат или приложить палец? Теоретически можно. Но... Во-первых, а если сбой, если база исчезла? В современных телефонах есть разблокировка по отпечатку пальцев. Но если перестала работать данная функция, то функционал самого телефона от этого не изменится. Во-вторых, насколько это дешевле, чем пластик? Думаю, поставить оборудования для считывания биометрических параметров в десятки раз дороже, чем выпуск именной копеечной пластиковой карты.
Если рассматривать в рамках глобальной, мировой системы расчетов (как VISA, MasterCard), когда я могу в любую страну приехать и воспользоваться ею, то интересно. Но до этого нам еще очень далеко даже в рамках нашей страны. За два года «единая система идентификации и аутентификации» не создана даже в одном Сбербанке.
Хотя «игрушка» может быть полезна в рамках большой, региональной системы. Для большого банка. Исключается человеческий фактор, снижается риск, что операционист может ошибиться. Возможно, уменьшается риск мошенничеств, когда оформляются кредиты по чужим паспортам. А для единственного офиса, как у нашего КПК, смысла нет».