Финансовая грамотность налогоплательщиков – залог успешного пополнения бюджета
Современный мир стоит на пороге больших перемен, вызванных стремительным развитием информационных технологий. Лидером применения новых технологий сегодня, безусловно, является финансовый сектор. И именно здесь наиболее заметны перемены, которые, так или иначе, касаются каждого из нас. Федеральная налоговая служба является амбассадором этих изменений и идет по пути развития диалога с налогоплательщиком.
Сегодня всем уже ясно, что публичное обсуждение планов государства в сфере налогообложения, является фундаментом для формирования жизнеспособной, взвешенной и прогнозируемой налоговой политики, обеспечивающей, как рост экономики, так и успешность самих налогоплательщиков. Об этом поговорим с руководителем Управления ФНС России по Красноярскому краю Дмитрием Бураковым.
- Дмитрий Сергеевич, все больше мы понимаем, как важно уметь правильно ориентироваться в мире финансов, ведь от этого напрямую зависит наш семейный бюджет. Считаем доходы, следим за расходами, таким образом, становимся финансово грамотными людьми. Как главные «добытчики» бюджета, налоговые органы, наверняка, непосредственно участвуют в данной работе?
- Действительно, если говорить о финансовой грамотности в масштабах государства, то надо понимать, что в глобальном смысле существует большой огромный многомиллиардный бюджет, над пополнением которого и трудятся налоговые инспекции, в том числе, нашего региона. От того насколько финансово грамотными будут налогоплательщики и как вовремя они заплатят налоги, а налоговики соберут данные платежи, зависит без преувеличения многое: это и реализация социальных программ в крае, и строительство новых детских садов, школ, больниц. Ведь мы все являемся налогоплательщиками и соответственно наш общий бюджет – это в том числе уплаченные налоги.- Наверняка многие заметили, что в последнее время налоговая служба кардинально изменилась. Инновационные проекты, удобные интернет-сервисы на сайте nalog.ru, а также передовые технологии во всем, что касается налогов. Кроме внешней формы изменилось и содержание?
Мы изменились, потому что главное теперь – повышение качества оказания государственных услуг по обслуживанию налогоплательщиков в комфортных условиях для исполнения налоговых обязательств.Комфортные налоговые инспекции – это «визитные карточки» ФНС: светлые, просторные, оборудованные по последнему слову техники залы по приему налогоплательщиков, где работает электронная очередь.
Кроме того, мы активно проводим открытую информационную политику. Это и открытые уроки с учащимися общеобразовательных школ, студентами средних профессиональных и высших учебных заведений, направленные на формирование у молодежи налогового правосознания, а также профессиональной ориентации на работу в налоговых и финансовых органах.
На открытых уроках в школах проводятся викторины и квэсты на знание основ налогового законодательства среди учащихся образовательных учреждений. Эти конкурсы проводятся для детей, чтобы с самого раннего детства заложить налоговую культуру, которая не укоренится в сознании человека одними распоряжениями или законами сверху, она воспитывается «с пеленок».
Сегодня именно молодежь должна способствовать развитию этих навыков у своих близких и знакомых с помощью консультаций и советов, способствующих повышению эффективности использования личных сбережений и инвестиций, своевременно рассчитываться с бюджетом, правильно и грамотно использовать налоговые льготы и преференции, знать права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц.
Еще одним направлением работы в повышении налоговой грамотности является ежегодное участие представителей налоговых органов в различных открытых форумах, конференциях, семинарах, где созданы все условия для того, чтобы представители бизнес-сообщества и налоговые инспекторы смогли обменяться мнениями по актуальным в современном бизнесе вопросам, таким, как налогообложение и финансы.
К тому же не реже, чем один раз в квартал для налогоплательщиков организуются публичные слушания. Скажу честно, что поначалу представителям краевых организаций было удивительно, что налоговики делятся с ними своими успехами в открытом диалоге. Конечно, бизнесу интересно, пользуясь случаем, задать первоисточнику и свои наболевшие вопросы, при этом и узнать о новшествах, которые уже внедрены или будут внедряться в работу ФНС России с налогоплательщиками. А таких моментов уже много. Например, так называемый риск-ориентированный подход при проведении налоговых проверок. Теперь нет, во многом бездумного, плана проверок наугад, налоговики выезжают только к заранее выявленным нарушителям и другие не менее актуальные вопросы администрирования налогов.
- В настоящее время ФНС России позиционирует себя сервисной компанией, которая продолжает осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, но в тоже время оказывает содействие в том, чтобы налоги были своевременно и добровольно уплачены потенциальными налогоплательщиками. В чем секрет такого эффективного взаимодействия?
Если кратко, то скажу, что вот уже несколько лет налоговая служба делает все возможное, чтобы платить налоги было легко и комфортно, а не платить - сложно.Поясню - сегодня весь технологический процесс от начисления до уплаты налогов полностью компьютеризирован. В корне изменилась система проверок, если раньше, раз в три года обязательно проверяли предпринимателя, невзирая на то, нарушает он законодательство или нет, сегодня применяется риск-ориентированный предпроверочный контроль, и в поле зрения налоговой попадают лишь налогоплательщики с высокой степенью риска.
Тут тоже, как ни странно на первый взгляд, помогает работа по повышению финансовой грамотности независимо от возрастного состава, будь это молодежь или старшее поколение, работает ли гражданин по найму или занимается предпринимательской деятельностью самостоятельно, является формирование четкого представления о налоговой системе РФ; привитие населению, прежде всего молодежи, умение находить необходимую информацию о налогообложении, о налоговых рисках, благоприятных налоговых режимах, налоговых льготах и преференция.
Сегодня мы понимаем, что необходимо подробно и доступно отвечать на все вопросы налогоплательщиков, используя все возможные информационные каналы, обеспечивая качественные услуги, потому что основная наша задача – активная помощь налогоплательщикам в исполнении их гражданского долга по уплате налогов.
Подготовила Ольга Юркова
пресс-секретарь Управления ФНС России по Красноярскому краю
Интервью размещено в рамках рубрики «Финансовая грамотность»