Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Банки сами будут сообщать о неправильно заблокированных клиентах

Российская банковская система вступила в новую фазу борьбы с преступными доходами. 30 мая президент России утвердил «Концепцию развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». А с 14 июня отменено печально известное 550-е положение ЦБ, определявшее основы межведомственного взаимодействия Росфинмониторинга, ЦБ, банков и некредитных финансовых организаций. На его место пришло новое положение -№ 639-П.

Положение ЦБ №639-П подробно определяет порядок, сроки и объемы доведения до банков и небанковских финансовых организаций информации об отказах в совершении подозрительных операций, которые могут быть связаны с отмыванием преступных доходов или финансированием терроризма.

Раньше такого порядка в нормативных актах ЦБ не содержалось, поэтому с информацией об отказниках и типичных случаях отказа постоянно возникали проблемы. Отсутствие нормативного документа о том, что и как должен объяснять клиенту банк, какие операции считать подозрительными, провоцировало большинство конфликтов между клиентами и банками. Кредитные организации и микрофинансовые компании учились мотивировать свои отказы буквально «на ходу».

Ключевыми отличиями нового положения являются четко прописанный порядок доведения информации до банков и небанковских финансовых институтов, требования к составу этой информации. Кроме того, положение ЦБ № 639-П предписывает доводить до сведения кредитных и некредитных финансовых организаций информацию об устранении оснований для этих отказов и расторжений.

Другим важным аспектом нового положения являются уточнения, связанные с формированием двухуровневой системы реабилитации клиентов, операции которых уже попали под действие антиотмывочного законодательства и были банками заморожены. Регулятор, являясь арбитром при возникновении споров между клиентом и банком, выносит решение, подтверждающее необходимость такой блокировки. Или, наоборот, принимает решение об устранении оснований, препятствующих проведению операции. Межведомственная комиссия из представителей ЦБ и Росфинмониторинга, решающая спорные вопросы блокировки счетов, начала работать в апреле этого года. При этом процедура доведения информации о решении ЦБ и комиссии до банков и НФО появилась только сейчас – в новом положении.

Татьяна Ходенкова, управляющий Красноярским филиалом АКБ «Ланта-Банк» (АО)Татьяна Ходенкова, управляющий Красноярским филиалом АКБ «Ланта-Банк» (АО), рассказывает, что пока на работу нового положения ЦБ на практике проверить не удалось - не было соответствующих обращений клиентов.

«Работа в этом направлении только началась, безусловно, будут и информационные Письма ЦБ РФ и разъяснения отдельных пунктов положения, но ясно, что процесс станет более структурирован и конкретизирован, однако потребует больших временных и трудовых затрат, – отмечает госпожа Ходенкова. – Мы считаем, что клиентам, которые работают 100% легально, введение нового порядка точно поможет».

Однако эксперт не считает, что новый порядок повлечёт за собой массовое исключение компаний из черного списка: «Это маловероятно, это будет очень долгая и трудная работа. Как показала практика, наработанная с апреля текущего года, регулятор, являясь арбитром при возникновении споров между клиентом и банком, выносит решение, подтверждающее необходимость такой блокировки или, наоборот, принимает решение об устранении оснований, препятствующих проведению операции, в пропорции 20 на 80».

В 80% случаев регулятор признаёт правоту кредитной организации, а не клиента, что говорит о взвешенном решении служб финансового мониторинга при включении клиентов в списки, блокировки т .д.

Анастасия Потёкина

Источник: Портал «Финансист»
Тэги:

Читайте также

Лизинг объявлен государственным недомоганием
Минфин и ЦБ предлагают регулировать лишь госсектор этого рынка
Гознак: фальшивомонетчики переключились на подделки, пригодные для банкоматов
Из-за дороговизны создания современных банкнот и экономической нецелесообразности их подделывания злоумышленники переключаются на более простые и менее рискованные формы мошенничества
ЦБ запускает «монетный» маркетплейс
Банк России запускает «монетный» маркетплейс для банков
«Превышенцы» «Югры» скоро начнут получать первые выплаты
Вкладчики рухнувшего банка «Югра», чьи депозиты превышали застрахованные государством 1,4 млн. рублей, начнут получать выплаты в ближайшее время
ЦБ: практически все банкоматы в России принимают банкноты номиналом 200 и 2 000 рублей
На текущий момент практически все банкоматы осуществляют прием новых банкнот номиналом 200 и 2 000 рублей
Рубль отыгрывает потери
Вечерний комментарий Промсвязьбанка по рынку акций на 14 ноября 2018 года
Как рублю удается сохранить инертность к спаду нефти
Аналитика от БКС Премьер
С начала недели на глобальных рынках преобладают умеренно-негативные настроения
Утренний комментарий Промсвязьбанка по рынку акций на 14 ноября 2018 года
Банк «Восточный» представляет услуги мобильного эквайринга
Банк «Восточный» предлагает торгово-сервисным предприятиям, работающим как в розничном формате, так и в интернете, подключение мобильного эквайринга
Клиентам банка СОЮЗ теперь доступен сервис бесконтактных платежей Аpple Рay
Сервис бесконтактных платежей Apple Pay стал доступен держателям карт Visa и MasterCard банка СОЮЗ