Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Банки сами будут сообщать о неправильно заблокированных клиентах

Российская банковская система вступила в новую фазу борьбы с преступными доходами. 30 мая президент России утвердил «Концепцию развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». А с 14 июня отменено печально известное 550-е положение ЦБ, определявшее основы межведомственного взаимодействия Росфинмониторинга, ЦБ, банков и некредитных финансовых организаций. На его место пришло новое положение -№ 639-П.

Положение ЦБ №639-П подробно определяет порядок, сроки и объемы доведения до банков и небанковских финансовых организаций информации об отказах в совершении подозрительных операций, которые могут быть связаны с отмыванием преступных доходов или финансированием терроризма.

Раньше такого порядка в нормативных актах ЦБ не содержалось, поэтому с информацией об отказниках и типичных случаях отказа постоянно возникали проблемы. Отсутствие нормативного документа о том, что и как должен объяснять клиенту банк, какие операции считать подозрительными, провоцировало большинство конфликтов между клиентами и банками. Кредитные организации и микрофинансовые компании учились мотивировать свои отказы буквально «на ходу».

Ключевыми отличиями нового положения являются четко прописанный порядок доведения информации до банков и небанковских финансовых институтов, требования к составу этой информации. Кроме того, положение ЦБ № 639-П предписывает доводить до сведения кредитных и некредитных финансовых организаций информацию об устранении оснований для этих отказов и расторжений.

Другим важным аспектом нового положения являются уточнения, связанные с формированием двухуровневой системы реабилитации клиентов, операции которых уже попали под действие антиотмывочного законодательства и были банками заморожены. Регулятор, являясь арбитром при возникновении споров между клиентом и банком, выносит решение, подтверждающее необходимость такой блокировки. Или, наоборот, принимает решение об устранении оснований, препятствующих проведению операции. Межведомственная комиссия из представителей ЦБ и Росфинмониторинга, решающая спорные вопросы блокировки счетов, начала работать в апреле этого года. При этом процедура доведения информации о решении ЦБ и комиссии до банков и НФО появилась только сейчас – в новом положении.

Татьяна Ходенкова, управляющий Красноярским филиалом АКБ «Ланта-Банк» (АО)Татьяна Ходенкова, управляющий Красноярским филиалом АКБ «Ланта-Банк» (АО), рассказывает, что пока на работу нового положения ЦБ на практике проверить не удалось - не было соответствующих обращений клиентов.

«Работа в этом направлении только началась, безусловно, будут и информационные Письма ЦБ РФ и разъяснения отдельных пунктов положения, но ясно, что процесс станет более структурирован и конкретизирован, однако потребует больших временных и трудовых затрат, – отмечает госпожа Ходенкова. – Мы считаем, что клиентам, которые работают 100% легально, введение нового порядка точно поможет».

Однако эксперт не считает, что новый порядок повлечёт за собой массовое исключение компаний из черного списка: «Это маловероятно, это будет очень долгая и трудная работа. Как показала практика, наработанная с апреля текущего года, регулятор, являясь арбитром при возникновении споров между клиентом и банком, выносит решение, подтверждающее необходимость такой блокировки или, наоборот, принимает решение об устранении оснований, препятствующих проведению операции, в пропорции 20 на 80».

В 80% случаев регулятор признаёт правоту кредитной организации, а не клиента, что говорит о взвешенном решении служб финансового мониторинга при включении клиентов в списки, блокировки т .д.

Анастасия Потёкина

Источник: Портал «Финансист»
Тэги:

Читайте также

ВТБ снизил ставки по автокредитам на Subaru
ВТБ изменил ставки по программе автокредитования Subaru Drive, снизив их в среднем на 2 процентных пункта
В 1 полугодии клиенты ВТБ МС приобрели 4 тысячи полисов ДМС
За первое полугодие 2018 года компания ВТБ Медицинское Страхование реализовала почти 4 тысячи полисов добровольного медицинского страхования
Банк «Восточный» увеличил выдачу POS-кредитов на 63,2%
Банк «Восточный» подвел итоги 1 полугодия 2018 года в направлении POS-кредитования
Комментарий Промсвязьбанка по рынку акций РФ на 17 июля
В начале недели глобальные рынки испытывают дефицит идей для продолжения роста
Клиенты других банков могут перевести в Альфа-Банк задолженность по «кредиткам»
Альфа-Банк предложил новый сервис по объединению задолженности кредитных карт клиентов в банке
Председателем совета директоров банка «МФК» избран Михаил Прохоров
На прошедшем заседании совета директоров АО АКБ «Международный финансовый клуб» на пост председателя совета директоров переизбран Михаил Прохоров
Сбербанк запустил сервис приема b2c и b2b онлайн-платежей для предпринимателей
Сбербанк совместно со Сбербанк-АСТ и «Яндекс.Деньги» запустил сервис приема b2c и b2b онлайн-платежей для предпринимателей «Бизнес–профиль»
Синошур и Экспобанк обсудили инструменты для развития российско-китайских торговых отношений
Экспобанк и китайская корпорация страхования экспортного кредитования «Sinosure» (Синошур) провели совместный круглый стол
ВТБ принял участие в интенсивах Британской высшей школы дизайна
В рамках реализации проекта «Портал корпоративного бизнеса» банк ВТБ предоставил кейсы для решения на двух краткосрочных интенсивных курсах по UX&UI дизайну, организованных Британской высшей школой дизайна
Азиатско-Тихоокеанский банк запустил «Военную ипотеку»
В Азиатско-Тихоокеанском банке теперь можно оформить «Военную ипотеку»