Банки сами будут сообщать о неправильно заблокированных клиентах
Российская банковская система вступила в новую фазу борьбы с преступными доходами. 30 мая президент России утвердил «Концепцию развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». А с 14 июня отменено печально известное 550-е положение ЦБ, определявшее основы межведомственного взаимодействия Росфинмониторинга, ЦБ, банков и некредитных финансовых организаций. На его место пришло новое положение -№ 639-П.
Положение ЦБ №639-П подробно определяет порядок, сроки и объемы доведения до банков и небанковских финансовых организаций информации об отказах в совершении подозрительных операций, которые могут быть связаны с отмыванием преступных доходов или финансированием терроризма.
Раньше такого порядка в нормативных актах ЦБ не содержалось, поэтому с информацией об отказниках и типичных случаях отказа постоянно возникали проблемы. Отсутствие нормативного документа о том, что и как должен объяснять клиенту банк, какие операции считать подозрительными, провоцировало большинство конфликтов между клиентами и банками. Кредитные организации и микрофинансовые компании учились мотивировать свои отказы буквально «на ходу».
Ключевыми отличиями нового положения являются четко прописанный порядок доведения информации до банков и небанковских финансовых институтов, требования к составу этой информации. Кроме того, положение ЦБ № 639-П предписывает доводить до сведения кредитных и некредитных финансовых организаций информацию об устранении оснований для этих отказов и расторжений.
Другим важным аспектом нового положения являются уточнения, связанные с формированием двухуровневой системы реабилитации клиентов, операции которых уже попали под действие антиотмывочного законодательства и были банками заморожены. Регулятор, являясь арбитром при возникновении споров между клиентом и банком, выносит решение, подтверждающее необходимость такой блокировки. Или, наоборот, принимает решение об устранении оснований, препятствующих проведению операции. Межведомственная комиссия из представителей ЦБ и Росфинмониторинга, решающая спорные вопросы блокировки счетов, начала работать в апреле этого года. При этом процедура доведения информации о решении ЦБ и комиссии до банков и НФО появилась только сейчас – в новом положении.
Татьяна Ходенкова, управляющий Красноярским филиалом АКБ «Ланта-Банк» (АО), рассказывает, что пока на работу нового положения ЦБ на практике проверить не удалось - не было соответствующих обращений клиентов.
«Работа в этом направлении только началась, безусловно, будут и информационные Письма ЦБ РФ и разъяснения отдельных пунктов положения, но ясно, что процесс станет более структурирован и конкретизирован, однако потребует больших временных и трудовых затрат, – отмечает госпожа Ходенкова. – Мы считаем, что клиентам, которые работают 100% легально, введение нового порядка точно поможет».
Однако эксперт не считает, что новый порядок повлечёт за собой массовое исключение компаний из черного списка: «Это маловероятно, это будет очень долгая и трудная работа. Как показала практика, наработанная с апреля текущего года, регулятор, являясь арбитром при возникновении споров между клиентом и банком, выносит решение, подтверждающее необходимость такой блокировки или, наоборот, принимает решение об устранении оснований, препятствующих проведению операции, в пропорции 20 на 80».
В 80% случаев регулятор признаёт правоту кредитной организации, а не клиента, что говорит о взвешенном решении служб финансового мониторинга при включении клиентов в списки, блокировки т .д.