Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Банк России сформулировал новые принципы регулирования КПК

Банк России недавно изложил новые принципы регулирования деятельности кредитных потребительских кооперативов, опубликовав для обсуждения концепцию пропорционального регулирования и риск-ориентированного надзора некредитных финансовых организаций (НФО), в которой изложены основные направления будущих изменений в этих вопросах, а также особенности текущих подходов.

В настоящий момент регулирование большинства НФО в той или иной степени уже носит пропорциональный характер. Основой такого регулирования является риск-ориентированный подход, то есть зависимость объема регуляторных требований от объема рисков, принимаемых НФО. Уровень риска определяется двумя факторами: видом операций, которые совершает организация (качественный критерий), и объемом таких операций (количественный критерий). В части надзора принципы риск-ориентированности и пропорциональности реализуются за счет большей интенсивности и периодичности надзорных мероприятий в зависимости от категории и риск-профиля НФО.

Предполагается, что ключевым изменением в будущем станет снижение объема предоставляемой отчетности для малых НФО. Кроме того, при разработке новых форм отчетности категория НФО будет учитываться для определения состава и периодичности представления информации. Эти предложения позволяют существенно снизить регуляторную нагрузку на НФО, способствуют превентивному выявлению рисков в поднадзорных организациях.

Банк России предложил комментарии, замечания и предложения к концепции направлять на электронный адрес bjs2@cbr.ru до 3 августа 2018 года включительно. Портал «Финансист», в свою очередь, не дожидаясь итогов обсуждения, спросил у практиков рынка, какие предложения у них могут быть к регулятору.

Михаил Четыркин, председатель правления КПК «Сибирская кредитно-сберегательная корпорация»Михаил Четыркин, председатель правления КПК «Сибирская кредитно-сберегательная корпорация», прокомментировал документ: «Предложенная система – хорошая и не вызывает никаких вопросов. Ранжирование КПК по видам и количеству операций, применение соответствующих форм регулирования (от индикативных (триггеров), контроля отчётности и до принятия при необходимости мер воздействия) – нормальные, логичные процедуры. Постоянный контроль над КПК в рамках базовых стандартов остаётся за СРО, а Банк России только реактивно вмешивается, когда возникают проблемы, но не вникает, когда всё нормально. И это вроде бы, по мнению авторов, уже реализовано…

С одной стороны, радует, что хотя бы на словах это обозначено. С другой, увы, в жизни всё иначе. На практике красивые схемы и матрицы управления, созданные из опыта работы надзорных органов зарубежных стран и способствующие (там) снижению избыточной нагрузки на финансовые организации, пока не действуют. 

Сегодня ЦБ имеет неограниченные полномочия по запросу информации для принятия управленческих решений.  

У меня на столе сейчас лежит очередной запрос, в котором ЦБ констатирует факт нестандартных операций по банковским счетам (без указания, какие операции, сколько и где). При этом, исходя из формулировок запроса, запрашиваются копии всех действующих договоров займов и личных сбережений, плюс документы, подтверждающие исполнение всех обязательств по указанным договорам, в том числе «по договорам личных сбережений, сведения о сроках и способах их предоставления». Цитирую дословно, потому что непереводимо.

Учитывая, что договоры займов заключаются на сроки до 3 лет, в том числе в форме кредитных линий, то все документы по их выполнению (включая кассовые ордера, платежные поручения, допсоглашение и т.д., и т.п.), заверенные, прошитые, пронумерованные, представляют собой пачку бумаги этак килограммов 20. И весь этот банкет за счет кооператива в ущерб работе с клиентами.

Кстати, одновременно мы должны дать пояснения экономического содержания операций по всем договорам, разовый платёж по которым превысил 200 тысяч рублей. А что, в платеже до 200 тысяч нет экономического содержания?! Еще должны предоставить по каждому заёмщику документы, подтверждающие ведение ими реальной хозяйственной деятельности и источников происхождения денежных средств, копии анкет клиентов и бенефициаров… Это еще килограмм на 40.

Всё это нужно сделать в течение 9 рабочих дней. А неисполнение «чётко и ясно» сформулированных требований влечёт административное наказание вплоть до штрафа в 700 тысяч рублей!

И главное, мы даём ответы (это не первый запрос), а никакого управленческого решения не получаем. Так к чему все это?

Таковы реалии сегодняшней системы управления. О каком развитии конкуренции и бизнеса может идти речь, если до сих пор господствует булгаковский принцип «душили мы их, душили…»?».

Анастасия Потёкина

Источник: Портал «Финансист»
Тэги:

Читайте также

Банк «Открытие» в Красноярске начал сбор биометрических данных
Банк переоборудовал четыре офиса в Красноярске для приема биометрических данных клиентов
В Сбербанк Онлайн теперь можно дарить книги
В приложении «Сбербанк Онлайн» теперь можно дарить электронные книги из ассортимента крупнейшего сервиса электронных книг ЛитРес
Инфляция в отпуске за свой счет
Банк России не верит в ее внеплановое снижение
Заем до зарплаты на зарплаты
До четверти предпринимателей используют потребкредиты в бизнесе
Средства в расширительном управлении
Управляющим облегчили инвестиции
Очередь заняла банкиров
Банки хотят сами определять последовательность погашения задолженности
Банк России взял комиссию по картам
ЦБ получит право ограничивать банковский процент за проведение безналичных платежей
Эксперты оценили вероятность обвала рубля
Ослабление российской валюты до 69 рублей за доллар к концу этого года возможно только в случае введения США санкций против госдолга РФ или обвала цен на нефть до 50 долларов за баррель
Госдума исключила выдачу банковских гарантий из перечня лицензируемых операций
Госдума приняла в третьем чтении закон, предусматривающий исключение операции по выдаче банковских гарантий из перечня банковских операций, осуществление которых производится только на основании выдаваемой Банком России лицензии
Глава СК предложил дать следователям доступ к банковской тайне без суда
Для более эффективной борьбы с коррупцией необходимо открыть следователям доступ к банковской тайне на стадии доследственных проверок