Банк России сформулировал новые принципы регулирования КПК
Банк России недавно изложил новые принципы регулирования деятельности кредитных потребительских кооперативов,
опубликовав для обсуждения концепцию пропорционального регулирования и риск-ориентированного надзора некредитных финансовых организаций (НФО), в которой изложены основные направления будущих изменений в этих вопросах, а также особенности текущих подходов.
В настоящий момент регулирование большинства НФО в той или иной степени уже носит пропорциональный характер. Основой такого регулирования является риск-ориентированный подход, то есть зависимость объема регуляторных требований от объема рисков, принимаемых НФО. Уровень риска определяется двумя факторами: видом операций, которые совершает организация (качественный критерий), и объемом таких операций (количественный критерий). В части надзора принципы риск-ориентированности и пропорциональности реализуются за счет большей интенсивности и периодичности надзорных мероприятий в зависимости от категории и риск-профиля НФО.
Предполагается, что ключевым изменением в будущем станет снижение объема предоставляемой отчетности для малых НФО. Кроме того, при разработке новых форм отчетности категория НФО будет учитываться для определения состава и периодичности представления информации. Эти предложения позволяют существенно снизить регуляторную нагрузку на НФО, способствуют превентивному выявлению рисков в поднадзорных организациях.
Банк России предложил комментарии, замечания и предложения к концепции направлять на электронный адрес bjs2@cbr.ru до 3 августа 2018 года включительно. Портал «Финансист», в свою очередь, не дожидаясь итогов обсуждения, спросил у практиков рынка, какие предложения у них могут быть к регулятору.
Михаил Четыркин, председатель правления КПК «Сибирская кредитно-сберегательная корпорация», прокомментировал документ: «Предложенная система – хорошая и не вызывает никаких вопросов. Ранжирование КПК по видам и количеству операций, применение соответствующих форм регулирования (от индикативных (триггеров), контроля отчётности и до принятия при необходимости мер воздействия) – нормальные, логичные процедуры. Постоянный контроль над КПК в рамках базовых стандартов остаётся за СРО, а Банк России только реактивно вмешивается, когда возникают проблемы, но не вникает, когда всё нормально. И это вроде бы, по мнению авторов, уже реализовано…
С одной стороны, радует, что хотя бы на словах это обозначено. С другой, увы, в жизни всё иначе. На практике красивые схемы и матрицы управления, созданные из опыта работы надзорных органов зарубежных стран и способствующие (там) снижению избыточной нагрузки на финансовые организации, пока не действуют.
Сегодня ЦБ имеет неограниченные полномочия по запросу информации для принятия управленческих решений.
У меня на столе сейчас лежит очередной запрос, в котором ЦБ констатирует факт нестандартных операций по банковским счетам (без указания, какие операции, сколько и где). При этом, исходя из формулировок запроса, запрашиваются копии всех действующих договоров займов и личных сбережений, плюс документы, подтверждающие исполнение всех обязательств по указанным договорам, в том числе «по договорам личных сбережений, сведения о сроках и способах их предоставления». Цитирую дословно, потому что непереводимо.
Учитывая, что договоры займов заключаются на сроки до 3 лет, в том числе в форме кредитных линий, то все документы по их выполнению (включая кассовые ордера, платежные поручения, допсоглашение и т.д., и т.п.), заверенные, прошитые, пронумерованные, представляют собой пачку бумаги этак килограммов 20. И весь этот банкет за счет кооператива в ущерб работе с клиентами.
Кстати, одновременно мы должны дать пояснения экономического содержания операций по всем договорам, разовый платёж по которым превысил 200 тысяч рублей. А что, в платеже до 200 тысяч нет экономического содержания?! Еще должны предоставить по каждому заёмщику документы, подтверждающие ведение ими реальной хозяйственной деятельности и источников происхождения денежных средств, копии анкет клиентов и бенефициаров… Это еще килограмм на 40.
Всё это нужно сделать в течение 9 рабочих дней. А неисполнение «чётко и ясно» сформулированных требований влечёт административное наказание вплоть до штрафа в 700 тысяч рублей!
И главное, мы даём ответы (это не первый запрос), а никакого управленческого решения не получаем. Так к чему все это?
Таковы реалии сегодняшней системы управления. О каком развитии конкуренции и бизнеса может идти речь, если до сих пор господствует булгаковский принцип «душили мы их, душили…»?».