Банк «Левобережный»: Клиентам мы всегда желаем развития, вместе с ними и мы растём
Несмотря на «региональную прописку» банк «Левобережный» уверенно входит в ТОП-100 банков по многим позициям и имеет стабильные рейтинги. Портал «Финансист» побеседовал об итогах 2017 года и планах на новый год с генеральным директором банка «Левобережный» Владимиром Шапоренко.
- Владимир Викторович, каким был год прошедший, по Вашему мнению, в целом для экономики и в частности для банка?
- На мой взгляд, год был в целом неплохим, но в некоторых моментах тяжёлым: затяжные явления в экономике, связанные со снижением инфляции и процентных ставок, сказываются на всех видах бизнеса, в том числе на банковском. Такие «вязкие» условия – ты делаешь всё, чтобы достигнуть определенного результата, а рынки не растут и любой результат даётся очень тяжело. Хоть и делаются заявления, что экономика преодолела падение и сейчас выходит на устойчивый рост, но рост этот пока очень незначительный. На самом деле, проверить пульс экономики просто: насколько за год поднялся в стране ВВП, настолько рынок и вырос. А ВВП растёт очень скромно.
Тем не менее, Банк «Левобережный» вместе с банковским сектором развивается. По некоторым позициям мы приросли очень достойно. Например, портфель кредитов малому и среднему бизнесу увеличился за год на 24%, потребительских кредитов – на 27%, ипотечных – и вовсе почти на 60%.
- ЦБ как обычно в конце года опубликовал статистику, в соответствии с которой, всё-таки первые полгода 2017-го был рост спроса на кредитование у юридических лиц, был запрос на финансирование банковское на инвестиционные цели, а во втором полугодии он просел, но вырос спрос на потребительское кредитование. Как у вас по наблюдениям?
- Что касается кредитования физических лиц, мы видим смену потребительского поведения. Мы наблюдаем повышение активности в покупках – в ритейле стала расти выручка впервые за последние 2 года. Кроме того, прекратился рост депозитов физических лиц. Да, сейчас идёт тенденция снижения процентных ставок, в том числе и по вкладам, но, тем не менее, процентная ставка, которую предлагают банки, по-прежнему выше инфляции. В прошлом году банки предлагали доходность тоже выше, чем официальная инфляция. Напомню, что власти озвучивают – официальная инфляция ниже 3 процентов по году. А ставки по вкладам на уровне 7-8 процентов годовых можно было найти в прошлом году до последнего момента. Но, тем не менее, рост вкладов в целом по банковскому рынку замедлился.
- Там отток даже был в конце лета небольшой…
- Был, но в целом ситуация выровнялась. Я связываю это с тем, что люди стали больше тратить, и модель поведения поменялась со сберегательной на потребительскую, население стало больше склоняться к покупкам.
- А не потому, что просто денег нет? Сберегать попросту нечего?
- В том числе и поэтому. Есть еще и такой фактор, как падение реальных доходов населения в России. Конечно, нужно смотреть официальную статистику по году, но ощущение именно такое.
По кредитованию розничного сектора тоже было оживление, спрос на кредиты увеличился. Поэтому и у нас портфель по потребительскому кредитованию рос быстрее, чем по корпоративному бизнесу, но это был, в том числе и реализованный отложенный спрос, который мы как раз в конце года закрывали.
- А малый и средний бизнес?
- В позапрошлом году мы начали работать с Корпорацией МСП и активно продвигать государственные программы льготного кредитования бизнеса. И ставки на тот момент были лучшими на рынке, безусловно. Но именно тогда мы столкнулись с дефицитом качественных проектов для развития. Бизнес не то что бы не готов, он не торопится, у собственников не сформировано большого желания развивать свое дело. Все компании, которые неплохо себя чувствуют в данное время, затаились. Многие из них считают, что определенный резерв сформирован – на нем и надо работать, а потом жизнь покажет.
Мы действительно в рамках сотрудничества с Корпорацией МСП вели проекты на всех стадиях: от идеи возникновения какого-то проекта до просчёта, оформления, защиты перед Корпорацией МСП и МСП Банком и его финансирование с последующим контролем. Но проектов действительно немного. Их было немного в 2016 году, и в 2017 году стало ещё меньше. Может быть это связано с тем, что за первый период наработали всё что можно, те проекты, которые могли запустить – их запустили. Но дефицит проектов по-прежнему есть.
- Хорошо, нет проектов качественных инвестиционных, а в целом как себя чувствует малый и средний бизнес?
- Сдержанное развитие – так бы я охарактеризовал текущее состояние бизнеса. Один из главных критериев развития малого бизнеса – рост рынков. В последнее время рынки, по крайней мере внутренние, не растут. Далеко не каждый предприниматель готов на стагнирующих или нерастущих рынках развиваться. И как раз последние года три-четыре шёл процесс, когда те предприниматели, которые не готовы были работать без инфляции, без роста рынка, просто уходили. А тот, кто перестраивался под новые реалии экономики, пользовался правильно инструментами управления, анализа, маркетинга и т.д., и сегодня работает. Да, сейчас требуется повышать эффективность, производительность, максимально минимизировать издержки – это непростая работа, но делать её необходимо.
- Одна из главных проблем бизнеса в 2017 году – 115-ФЗ. Бизнес жалуется на банки….
- Послушайте, это же не банки придумали эти правила. Собственно говоря, мы играем по абсолютно одинаковым правилам, и эти правила сегодня - вот такие. Зачастую, когда начинаешь разбираться, выясняется, что предприниматели сами пока не готовы в новых условиях работать. Надо признать: те времена, когда банковское обслуживание было безусловным и беспрекословным, - прошли. Банк сегодня имеет право отказывать в проведении банковской операции, в открытии счетов, если у него есть на то чёткие основания или даже подозрение, что клиент не совсем чист.
- Так проблема как раз в том, что клиенты считают, что это просто прихоть банков…
- Это не прихоть банков, конечно. Мы в данном вопросе стараемся проводить разъяснительную работу с клиентами, озвучивая все требования законов, нормативные акты, которые мы просто обязаны соблюдать. А иногда и вовсе уговариваем: «Ребята, если банк просит предоставить какие-то документы по сделкам – пожалуйста, предоставьте, потому что если вы их не предоставите, мы будем вынуждены вам заблокировать ДБО с последующей идентификацией и проведением выездной проверки со службой безопасности». Всё это мы делаем не потому, что это нам доставляет удовольствие, а потому, что нам нужно соблюдать требование закона. И этот закон, кстати, касается не только банка, он касается именно предпринимателей. Это закон, который определяет правила для всех участников экономического процесса, соответственно, а банк просто исполняет функцию контроля.
Если клиенту скрывать нечего, если у него нет транзита, отмывания, обналичивания, то чего ему стесняться? Он предоставляет документы и работает дальше. Если у него есть какие-то факторы – неуплата налогов или что-то ещё - банк будет смотреть подозрительно и спрашивать больше. К этому надо относиться как к данности. Нужно привыкать. Мир меняется. И тот, кто успевает перестраиваться, тот остаётся на волне, в строю. Тот, кто не успевает или не хочет, тот оказывается на обочине.
- Кстати, про Мир, но про другой :-). Карта «Мир», которая активно поддерживается банком, как внедряется?
- Наш банк изначально попал в список банков, принимающих участие в эксперименте, когда «Мир» только начали эмитировать и очень много нужно было тестировать – мы активно этим занимались. В Сибирском федеральном округе «Левобережный» стал первым банком, который наладил промышленный выпуск карты. Сегодня уже многое нами сделано. Наши карты уже оснащены технологией защиты при покупках MirAccept, подключены к программе лояльности платежной системы «Мир», в рамках которой держатели карт получают дополнительный повышенный кэшбэк за безналичные расчеты. На текущий момент мы практически закончили процесс перевода всех бюджетников, которые должны по закону к июлю этого года перейти на «Мир». К сожалению, по привычке некоторые люди стараются отложить до последней даты это дело. Это из области «некогда», «подождёт». Поэтому мы и организовываем выезды наших специалистов на предприятия и на месте выдаем карточки, чтобы клиентам не надо было ходить в офис и тратить своё время.
- А сама карта как продукт чем отличается?
- Знаете, сегодня это полноценная карта, во всём, кроме того, что по ней нельзя рассчитаться за границей. Во всех остальных сервисах и возможностях эта карта не хуже, чем карта любой международной платёжной системы. Я хочу сказать, что платежная система НСПК придерживается передовых технологий управления своим развитием. В прошлом году они сделали и запустили много сервисов и фишек, теперь планомерно развивают их и внедряют, и программы лояльности, и технология безопасности расчетов, о которых я говорил выше, и бесконтактная карта есть. Они быстро реагируют на изменения, которые происходят на международном и российском рынках, поэтому мы считаем, что проект очень жизнеспособен. И для России он очень полезен в части соблюдения требований к независимости процессов.
- В последний раз мы с Вами виделись лично на КЭФе в Красноярске весной 2017 года, когда подписывалось соглашение по запуску МФЦ на территории отделения банка. Каковы результаты?
- Результаты очень хорошие. Запуск МФЦ в офисах банка как раз вписывается в стратегию развития банка в направлении предоставления клиентам небанковских услуг. Физические лица, оформляющие в банке ипотечные сделки, в нашем же офисе могут сдавать документы на регистрацию – это очень удобно. Юридические лица также получают достаточно широкий спектр услуг в рамках МФЦ. Если без цифр, эмоционально – мы очень довольны. И, надеюсь, что наши партнёры тоже довольны качеством исполнения.
- В офисе в Красноярске я видела, что поток к окошкам МФЦ не слабеет и клиенты давали очень хорошие отзывы…
- Это сотрудничество действительно не стало проектом для галочки, это реально работающий и, что важно, приносящий пользу жителям и бизнесу города проект.
- В Красноярске будет банк расширять свои границы? Увеличивать количество точек?
- Вы знаете, если и будет, то в самом Красноярске не широко, в лучшем случае мы откроем ещё один офис на другом берегу. Дело в том, что сегодня тенденция банковского развития такова: сами офисы банков становятся всё больше просто площадкой для идентификации клиента и передачи ему всех кодов доступа. Всё остальное, по большому счёту, будет уходить в Интернет, в ДБО, в мобильные приложения. Кроме того, есть каналы такого рода, как банкоматы, кэшины, терминалы - там всё развитие и будет. Офис, который у нас сегодня есть, – находится на своём месте, мы довольны выбором и офиса, и партнёра, у которого арендуем помещение. Возможно, повторюсь, откроем офис на другом берегу, чтобы клиентам с правого берега Красноярска было удобнее посещать банк.
Есть ещё вектор развития за пределами Красноярска, по краю – возможно, мы будем заходить в районы, в города небольшие. Но, конечно, в первую очередь нам нужно понимать и возможности, и потенциал для входа, нужно проводить переговоры с потенциальными клиентами, с администрацией на предмет того, что бы нас ждали. Не ждут – нет смысла идти. Так и будем выстраивать стратегию.
- Как прошёл год для Красноярского отделения банка?
- По году у офиса в Красноярске неплохие результаты. В целом прирост бизнеса красноярского офиса банка составил на 1 января этого года 54% по отношению к предыдущему периоду. В разрезе портфелей прирост наблюдается по каждому направлению. Например, портфель потребительского кредитования увеличился в два раза, а депозиты и остатки на счетах юридических лиц приросли на 25%. Да и город Красноярск очень активный, очень нам нравится, он живой, а по некоторым экономическим показателям он обгоняет Новосибирск. У Новосибирска во многом нет таких возможностей, как у Красноярска.
- Каковы планы банка на 2018 год?
- Определяющее, конечно, событие – это выборы президента. Я не думаю, что это станет какой-то вехой, скорее всего, президент останется тот же, политика останется той же и, соответственно, не будет структурных изменений в управлении экономикой. Следовательно, нужно готовиться к тому, что будут низкие инфляционные процессы, к тому, что будут низкие темпы роста развития экономики. Такая низкая и длинная волна… может быть это и хорошо, потому что люди устают от штормов, когда волна за волной накатывает и сверху накрывает. Но, зато, когда есть ветер – паруса можно наполнять, когда ветра особо нет – корабли не плывут, грести приходится.
- Что пожелаете клиентам в начале делового года?
- Клиентам мы всегда желаем развития, вместе с ними и мы растём. Если у клиентов в этом году будут хорошие партнёры, рынки сбыта, профессиональная команда, будут прибыли и потенциал, новые возможности для развития – мы будем очень рады.