АТБ: укреплять позиции в регионах присутствия и быть лучшим банком для обслуживания бизнеса

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

АТБ: укреплять позиции в регионах присутствия и быть лучшим банком для обслуживания бизнеса

В октябре в Красноярске состоялось официальное открытие нового офиса Азиатско-Тихоокеанского банка, расположенного в историческом центре Красноярска. Собравшимся на мероприятие гостям также был презентован обновлённый бренд банка. Портал «Финансист» расспросил первого заместителя председателя правления АТБ Вячеслава Андрюшкина о том, зачем нужно менять бренд банка и каким банк видит своё будущее, где его точки роста даже в кризис.

- Вячеслав, любой логотип компании это, по сути, просто символ. Так ли уж важно тратить время, деньги и энергию на ребрендинг, особенно в текущей экономической ситуации?

 - Знаете, я думаю, это важно. Ребрендинг отображает изменившуюся философию банка и те изменения в целом, которые в АТБ произошли. Смотрите, в 2014 году началась трансформация Азиатско-Тихоокеанского банка. Мы сфокусировались на качестве активов, на операционной эффективности и рентабельности, а также на развитии перспективных ниш и продуктов. Концепция такова: мы банк простых и быстрых решений. Наша главная цель – продолжать укреплять свои позиции в регионах присутствия, став лучшим банком для обслуживания бизнеса. Сегодня это одно из приоритетных направлений нашей деятельности.

И графическое изображение нового бренда отражает эти изменения: мы уже не банк начала двухтысячных. Мы - банк, который смотрит вперед. Соответственно, это выражено и в шрифте, и в нашем, таком лаконичном, логотипе, в котором каждый может увидеть что-то свое. Мы хотели показать, что банк стал другим не только с точки зрения стратегии работы на рынке, но и становится и, как мы надеемся, будет становиться в дальнейшем, - банком простым, быстрым, понятным, прозрачным.

Наша философия состоит в том, что все удобное должно быть просто, никаких сложностей для клиента в работе с банком быть не должно. Мы с вами знаем: самые успешные компании потребителю голову не морочат сложными вещами. Я думаю, многие наши клиенты и партнеры оценят это.

Те ценности, которые у нас есть, мы постарались сформулировать в несколько емких фраз. Мы ценим тех, кто с нами работает. Мы хотим максимально упростить, сделать комфортным их жизнь и взаимодействие с нами. Для этого нам нужно быть легкими, ясными, открытыми и искренними.

Не только бренд, не только вот эта философия в коротких фразах является представлением процесса ребрендинга, но, естественно, и то оформление, и обслуживание, которое банк будет демонстрировать клиенту в офисах. Для нас важно, чтобы форма вызывала эмоции. Мы уже начали обновлять несколько подразделений банка, в том числе в Красноярском крае. В будущем все отделения банка будут выглядеть именно так.

- Сейчас очень популярна идея о том, что офисы банку в скором будущем будут совсем не важны. Клиент будет общаться со своим банком дистанционно, с помощью современных технологий

- Естественно, мы идём в ногу со временем. Мы понимаем, что все больше наших клиентов начинают жить уже не в реальном мире, а в виртуальном. Для старшего поколения это непривычно, пока, но для нового – это естественно: социальные сети, новые технологии и общение становятся более доступными и распространенными, люди перестали звонить друг другу по телефону, начинают общаться в соц.сетях. Всё и все идут в эту сторону и мы - не исключение. Новые технологии заменяют то старое, что было. Разумеется, мы считаем, что технологичность и современность банка - очень важны. Работа в этом направлении – постоянна.

- Вячеслав, банк меняется, меняет фокус внимания в плане клиентов. Держит лидерские позиции на Дальнем Востоке, активно растёт в Сибири, а планируется ли экспансия банка дальше, на запад нашей родины?

- Знаете, большая часть бизнеса и сейчас находится в Москве, просто, потому что там есть Московский филиал. Этот филиал работает хорошо и даже могу сказать, что многие предприятия, которые работают в наших «домашних» регионах – Дальний Восток, Сибирь и т.д. – имеют офисы в Москве. Так или иначе, общение приходится вести там, потому что управленцы там. Хотя, если честно, мы, топ-менеджеры банка, можно сказать, «живём в самолетах». И если спросите, где мы больше времени проводим – я отвечу: везде.

По поводу экспансии в Центральный регион хочу сказать – нет, не планируем. Во-первых, потому, что Москвы хватает. Во-вторых, мы понимаем, что и конкуренция очень большая – зачем лезть туда, где придется бороться со ставками существенно ниже, чем допустим мы можем выдавать в той же Сибири и на Дальнем Востоке? Не потому, что Сибирь и Дальний Восток отличаются в худшую сторону – нет. Тут другая логика: каждый продукт, чем он проще, тем дешевле, как правило. Чем он сложнее для реализации, тем он дороже. Вот нам нравятся продукты, где мы можем в полной мере проявить свою профессиональную компетенцию.
  
Ведь очень непросто работать, не только в силу особенности бизнеса, но даже в силу каких-то погодных условий, труднодоступности районов, и ведения бизнеса в тех регионах, которые являются нашими домашними. Поэтому там мы можем себя проявить, дать людям то, что им действительно нужно. С другой стороны - и больше заработать на этом. Не скрою, мы ведь не общественная организация, а коммерческая :). Мы работаем с компаниями, с которыми не очень умеют работать другие банки: с занимающимися лесом, золотом, рыбным промыслами. 

- Банки не хотят работать с лесом, золотом, потому что там очень мощная теневая составляющая? Почему АТБ тогда не страшно?

- Раскрою секрет – это не аксиомы, это заблуждение. Первое заблуждение: в этих отраслях - большая теневая часть. Я с этим не соглашусь. Почему? Возможно, когда-то так и было. Это - старая история. Сейчас я могу утверждать, что, допустим, золотодобывающая отрасль – это, наверное, одна из самых прозрачных. Представьте, что есть предприятие: у него есть добываемый металл, который охраняется на всех этапах. И так по всем перечисленным отраслям.

Что бы работать с лесниками, золотодобытчиками и промысловыми компаниями, нужно обладать специфическими навыками. Потому что просто посмотреть на баланс и сделать выводы о бизнесе недостаточно. Это надо понимать и риски оценивать корректно. Мы это делать умеем.

- Не идём на запад, но смотрим на Восток. Банк активно работает с Китаем. Какова доля китайского направления в бизнесе банка?

- Пока не очень большая, если говорить о всем бизнесе банка, но большая с точки зрения опыта работы с Китаем. Потому что об этом много говорили в последние несколько лет в связи с последними событиями. Мы обратили взор на Восток и с энтузиазмом туда устремились, но мы должны понимать, кто такие Китай и кто такие мы. Даже по количеству населения: у них больше миллиарда, у нас – сто с небольшим миллионов. Мы для них партнер интересный, важный, но есть определенная специфика во взаимоотношениях. Те, кто научился эту специфику понимать, могут достигнуть многого. Китайцы – это не западные бизнесмены. С ними надо уметь выстраивать долгосрочные отношения.

Мы этот путь прошли, у нас очень хорошие результаты: есть открытые кредитные линии, есть сделки, которые финансируются китайской стороной через наш банк. Но этот бизнес в объемах всего банка пока еще не такой большой. Мы, наверное, сейчас один из крупных банков с точки зрения взаимодействия с Китаем по открытым линиям, по сделкам, по всему. Я думаю, кроме нас, есть еще таких два-три банка на российском рынке, не больше.

В большей степени мы сейчас скорее обеспечиваем именно для китайских клиентов сервис, связанный с переводами, РКО и т.д. И, конечно, работаем с теми нашими, достаточно крупными в том числе, клиентами, которые имеют бизнес с Китаем, либо что-то туда поставляющие. Тот же лес, рыба. Отдельная группа – те, кто покупают китайское оборудование. Сейчас Китай выходит на лидирующие позиции во многих отраслях. Китайцы заинтересованы в продаже своего оборудования. Соответственно, они готовы выделять на это деньги.

- Вы даете российскому предприятию эти деньги как кредит?

- А китайцы видят нас здесь как банк, который оценивает местный бизнес. Фактически мы сопровождаем сделку: несем риски, связанные с этой сделкой, но в тоже время даем возможность и китайцам заработать – поддержать своего товаропроизводителя и сделать хорошо нашему предприятию, которое тоже может купить качественную технику, при этом недорого заплатив за её приобретение.

- Насколько сейчас крупный бизнес является надежным источником фондирования?

- Если говорить об активах, крупный бизнес не является основным источником пассивов для банка. Это точно, потому что по нашим оценкам более 500 тысяч физических лиц являются нашими клиентами в реальном сегменте, а все, кто к нам приходит – это около 800-880 тысяч клиентов.

Фондирование банка с точки зрения пассивов – это в большей части тоже физические лица - около 60-70%. Конечно, у нас есть крупные клиенты, (я имею в виду юридические лица – корпоративные клиенты), но существенной зависимости от этих пассивов у нас нет.

Те крупные компании, которые находятся в портфеле как кредитующиеся – их, безусловно, под лупой рассматриваем всегда. Если мы выходим на какой-то крупный проект, мы должны быть уверены в нем на все 100%. Дефолтов у нас нет по корпоративным клиентам. Безусловно, бывают какие-то затруднения, но, так или иначе, мы всегда договариваемся. То, что касается малого и среднего бизнеса, здесь, пожалуй, процент просрочек традиционно больше чем в крупных корпорациях. Там проценты немного выше, чем при кредитовании крупных клиентов, и мы можем за счет этой повышенной ставки компенсировать себе те потери, которые мы предполагаем. Поэтому большой угрозы как со стороны корпоративных клиентов – нет. Тем более они специфические.

- И вот мы снова подошли к изменениям в банке. Теперь банк видит точку роста в малом и среднем бизнесе?

Действительно, изначально фокусами у банка были розница и крупные корпоративные клиенты, которые просто попадали в банк, потому что есть места на карте страны, где никого нет, а мы есть. Но поскольку у банка есть широкая сеть отделений, возник вопрос: «Почему бы нам с малым и средним бизнесом не поработать?». Сейчас малый бизнес в банке растет существенно быстрее с точки зрения кредитного портфеля. И основной упор мы делаем именно на него. Например, у нас в Красноярском филиале порядка 50 новых клиентов каждый месяц появляется. И здесь вопрос скорее не в том, сколько это в цифрах абсолютных с точки зрения кредитного портфеля, хотя нам нравится динамика развития этого направления.

Важно, что мы работаем с реальным малым и средним бизнесом – это парикмахерские, кафе. То есть с теми, кто создает реальные рабочие места. Все деньги, которые мы выдаем, используются в интересах бизнеса до копейки. При этом у нас нет цели нарастить портфель любой ценой. Мы достаточно взвешено подходим при принятии решения. Процент отказа варьируется в районе 40% от общего числа обращений к нам.

В части поддержки микробизнеса, например, у нас есть достаточно успешный продукт «Микро-лайт». Мы кредитуем предпринимателей, имеющих свои небольшие бизнесы. Выдаем эти кредиты быстро - за 3 дня. Предпринимателю продукт предельно понятен: он получает деньги и вкладывает их напрямую в бизнес, тем самым увеличивая свою прибыльность.

Если говорить об отраслях, то кредитный портфель филиала в вашем регионе – это, например, строители, недропользователи. Кроме того, мы приняли участие в тендере в прошлом году, по результатам которого АТБ кредитует Красноярский край как субъект.

Беседу вёл Евгений Волошинский

Источник: Портал «Финансист»
Тэги:

Читайте также

Спорт-опрос ВТБ: сибиряки предпочитают регулярные тренировки и летние походы
По данным совместного опроса ВТБ и банка «Открытие», почти половина (45%) жителей Сибири регулярно занимаются физкультурой и разными видами спорта
ВТБ в Красноярском крае выдал 1 миллиард в рамках «арктической ипотеки»
С момента запуска «арктической ипотеки» в декабре 2023 года ее оформили более 840 клиентов ВТБ
Более 100 сибиряков купили дома и земельные участки по программе «Своя земля»
Клиенты банка «Левобережный» смогли купить загородную недвижимость, дом с земельным участком, дачу или просто земельный участок на общую сумму свыше 150 миллионов рублей
ВТБ запускает «готовое решение» с защитой капитала
ВТБ начал сбор заявок на участие в размещении трехлетней облигации с привязкой к росту российского фондового рынка
АТБ – в тройке лидеров лучших карт для автомобилистов в марте 2024 года
Команда аналитиков Выберу.ру подготовила мартовский рейтинг наиболее выгодных дебетовых карт для автолюбителей
Эксперты РСХБ спрогнозировали рост производства салатов и зелени в России
В ближайшие годы производство зелени и салатов в России будет расти в среднем на 5% в год
Дальневосточный банк откроет офис в Новосибирске
Дальневосточный банк расширяет географию своего присутствия за пределами Дальневосточного федерального округа
ВТБ отменяет комиссию за платежные стикеры
Оформление и использование платежных стикеров станет бесплатным для всех клиентов ВТБ с 1 апреля
РСХБ поддержит пострадавших от терактов и военных действий
РСХБ в приоритетном порядке оказывает поддержку клиентам-физическим лицам, пострадавшим от терактов и военных действий
Азиатско-Тихоокеанский банк окажет поддержку пострадавшим в «Крокус Сити Холл»
Азиатско-Тихоокеанский банк окажет поддержку клиентам, пострадавшим 22 марта 2024 года в результате теракта в «Крокус Сити Холл»