Итоги развития страхового рынка Красноярского края в 2008 году

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Итоги развития страхового рынка Красноярского края в 2008 году

В 2008 году в регионе привлекали платежи и проводили выплаты десять местных страховщиков, из которых три - обязательного медицинского страхования, и одна перестраховочная компания. Кроме того, страховую деятельность осуществляли более ста десяти иногородних страховщиков, из которых менее половины имеет филиалы (офисы) в Красноярске. Общее количество работающих в Красноярском крае компаний приблизилось к ста двадцати пяти, что на десятую часть больше, чем годом ранее.

Доля местных страховщиков по итогам года увеличилась и составила по страхованию кроме ОМС более 11% от общего объема платежей, а по добровольным видам страхования 9%. Главным образом это произошло за счет снижения корпоративного страхования, привлекаемого на входящие в федеральные ФПГ компании, а также за счет роста объемов сельхозстрахования региональными страховщиками.
Доля местных СК в ОМС остается на уровне порядка четырех пятых от общих объемов собранной премии.

По объемам страхования кроме ОМС на местных страховщиков пришлось 11%, или 0,8 млрд.руб., на филиалы 60%, или 4,2 млрд.руб., на платежи, привлеченные централизованно (напрямую, главным образом из Москвы) 29%, или 2 млрд.руб.

Общий объем страховых платежей по краю к 2007 году вырос на 15%. Основной рост обеспечило ОМС, компенсировавшее падение объемов страхования жизни и стагнацию в страховании имущества и добровольной ответственности.

Тем не менее, общие темпы роста страховой премии в крае впервые с 2000 года оказались ниже общероссийской динамики (рост страхования по РФ 22%).

В Красноярском крае сократились объемы страхования жизни (с 0,15 млрд.руб. до 0,11 млрд.руб., то есть на 27%, по стране снижение на 18%). Объемы добровольного страхования ответственности остались на прежнем уровне (0,19 млрд.руб., по РФ рост на 14%). Незначительно выросло страхование имущества (с 3,95 млрд.руб. до 3,99 млрд.руб., или на 1%, по стране рост на 15%)
Серьезным сектором роста стало личное страхованию (объемы в крае выросли с 0,93 млрд.руб. до 1,16 млрд.руб., то есть на 25%, что выше общероссийского показателя в 20%).

Объемы ОМС в регионе увеличились на 22,3% (с 8,06 млрд.руб. до 9,86 млрд. руб, по стране на 36%).

Рост ОСАГО, примерно, соответствует показателям по стране в целом (12%), платежи в крае выросли с 1,36 млрд.руб. до 1,52 млрд.руб.
В целом, в 2008 году объем страховой премии в Красноярском крае составил 16,8 млрд.руб.

На ОМС приходится 9,86 млрд.руб., или 58,5%, на ОСАГО 1,52 млрд.руб., или 9%, на добровольные виды страхования 5,45 млрд.руб., или 32,4%. Если сравнивать с соответствующей структурой платежей в целом по РФ, то в Красноярском крае доля ОСАГО почти точно соответствует общероссийской, в то время как соотношение видов ОМС и кроме ОМС является перевернутым. Если по стране на каждый рубль платежей по ОМС приходится полтора рубля платежей кроме ОМС, то в Красноярском крае ситуация обратная, на каждый рубль кроме ОМС приходится 1,5 рубля по ОМС, что говорит о недоразвитости регионального добровольного страхования по отношению к среднероссийским показателям.

В добровольных видах страхования в регионе преобладающие позиции занимает имущество 3,99 млрд.руб., на личное страхование приходится почти 1,16 млрд. рублей, на ответственность 0,19 млрд.руб., жизнь 0,11 млрд.руб.

При сравнении структуры страхового портфеля с общероссийской выявляется, что в крае в 3 раза ниже, чем в целом по РФ, доля страхования жизни, в 2 раза ниже доли страхования ответственности и личного страхования что в условиях высоких технологических рисков и непростых природных условий нашего региона вряд ли является хорошим показателем. Доля страхования имущества меньше общероссийской в полтора раза.

В целом, в 2008 году в среднем по России на одного человека пришлось 6,7 тыс.рублей страховых платежей, а в крае эта сумма составила 5,6 тыс.руб. Но в добровольных видах страхования ситуация менее приемлемая, на каждого жителя нашего края приходится платежей значительно меньше, чем в среднем по России. Причем по жизни меньше почти в 3,5 раза (40 руб. и 130 руб.). По страхованию ответственности меньше в 2,5 раза (60 и 160 руб.), по личному страхованию в 2 раза (390 руб. и 760 руб), по страхованию имущества меньше на 40% (1,33 тыс. и 2,22 тыс. руб.).

Еще более разительна ситуация при сравнительном анализе выплат. Так, средний красноярец по сравнению со средним россиянином получал в качестве возмещения по личному страхованию и страхованию имущества меньше в 2,5 раза, по страхованию ответственности меньше в 6 раз, а по страхованию жизни меньше в 20 раз.

Причиной данного явления, скорее всего, является высокая закорпорированность регионального бизнеса с центрами принятия решений вне края. Страхование не в последнюю очередь является инструментом социальной защиты, и основные объемы личного страхования (ДМС, от НС и смерти) привлекаются от предприятий, которые включают эти затраты как социальный пакет для сотрудников. Поскольку решения по бюджетам основных производств принимаются, как правило, не в Красноярске, на этих издержках экономят. Этим же в основном объясняется и кратно меньшая доля страхования ответственности, включающая в себя страхование не только за ущербы жизни, здоровью и имуществу, но и экологическое страхование. Немаловажное значение имеет мизерное, по сравнению с другими регионами СФО, внимание к вопросам страхования со стороны региональных властей. Так, к примеру, объем заложенной в бюджете Красноярского края дотации на страхование сельхозпосевов кратно меньше, чем у наших соседей, наглядна разница по отношению к страхованию противопадковых мероприятий по сравнению с соседней Кемеровской областью, где правилом является представление субвенций на эти цели из регионального бюджета, в нашем крае отсутствуют государственные и муниципальные программы развития медицинского страхования и так далее.

Если оценивать место края в СФО, то мы первенствуем в Сибири по общему объему платежей, аккумулируя порядка 18-20% от совокупной страховой премии СФО. Но это лидерство определяется главным образом обязательными видами страхования, в первую очередь ОМС. По видам кроме ОМС мы уже на втором месте после Новосибирска. А вот по страхованию жизни и здоровья значительно уступаем всем нашим соседям. Определяется это большим вниманием властей Иркутской, Кемеровской и Новосибирской областей к развитию на своих территориях добровольного медицинского страхования, использованию предоставляемых страховым бизнесом возможностей в интересах жителей данных регионов.

По показателю объема страхования имущества Красноярский край на первом месте. Но, к примеру, разве сравнимы производственно-экономические потенциалы Красноярья и Алтая, отстающего от нас по этому показателю отнюдь не кратно? Но Алтайский край реализует государственную программу поддержки сельхозпроизводителей, позволяющую привлекать в год на страхование аграрных хозяйств порядка миллиарда рублей. Из которых до 40% - безвозмездные субвенции федерального бюджета. Таким образом, страхование используется не только для защиты местных сельхозпроизводителей от последствий стихийных бедствий, но и как инструмент привлечения на свою территорию безвозмездных финансовых ресурсов.

В нашем же крае, напротив, страхование зачастую применяется для вымывания из региона денежных ресурсов, что косвенно подтверждает анализ выплат. В результате чего теряют доходы краевой и муниципальные бюджеты.

Если выплаты по добровольным видам страхования в целом по СФО примерно соответствуют общероссийским, то в Красноярском крае выплаты по страхованию жизни, здоровья, имущества, ответственности значительно ниже всех усредненных показателей.
Более того, по уровню выплат по страхованию жизни край на последнем месте в СФО, по уровню выплат в страховании имущества опережает лишь Тыву и Хакассию, по личному страхованию республики Бурятию и Алтай, страхованию ответственности Алтай и Бурятию.

Все это объясняться, главным образом, значительными объемами использования крупными холдингами и корпорациями кэптивного страхования в качестве механизма оптимизации прибыли финансово-промышленных групп, поскольку именно такое страхование не предусматривает возможности реальных выплат либо проводится по явно завышенным тарифам. Если предположить, что по всем видам страхования уровень выплат должен соответствовать средним по России (или СФО), объем подобных потоков в крае можно оценить десятизначной суммой.

В ситуации, когда возникают проблемы с наполнением бюджета текущими платежами, данный вопрос должен стать предметом дополнительного исследования со стороны заинтересованных органов, в т.ч. антикризисных.

При анализе убыточности по отдельным видам страхования очевидно, что только по ОСАГО уровень выплат в регионе превышает общероссийский (соответственно почти 73% в крае и 60% в целом по РФ). По всем другим видам страхования убыточность в регионе значительно ниже показателей по России. Соответственно, выплаты составляют:

По жизни - 6% против 33% по РФ
По личному страхованию 48% против 57% по РФ
По имуществу 28% против 40% по РФ
По добровольной ответственности 4% против 12% по РФ.

Если анализировать выплаты по группам страховщиков, то местные компании по видам кроме ОМС выплачивали 53% от поступившей премии, филиалы 45% от поступившей премии, а по централизованным платежам было выплачено всего лишь 25%.
По сравнению с соответствующим периодом прошлого года средний уровень выплат по ОСАГО в крае повысился на три процентных пункта. Страхователям было выплачено почти на 160 млн. руб. больше, чем годом ранее. Общий объем выплат клиентам по ОСАГО возрос с 0,95 млрд.руб. до 1,11 млрд.руб., т.е. на 17%, при том, что объемы платежей выросли на 12%.

На красноярском рынке ОСАГО в прошлом году работало 70 компаний, что больше, чем в 2007 году. На первую десятку лидеров приходится около 83% всех платежей (год назад 85%), причем на первую тройку 60% (год назад столько же) по данному виду страхования. По итогам года уровень выплат по подразделениям СК на территории края колеблется до шестидесятикратного превышения выплат над платежами (Это касается компаний, сворачивающих данный вид бизнеса). В первой (по объемам платежей) десятке компаний выплаты находятся в диапазоне от 46% до 97%, в первой тройке в пределах 69-75%. Количество компаний, выплачивающих больше, чем привлекающих по ОСАГО платежей, по сравнению с 2007 годом увеличилось в два раза и составило полтора десятка. Установленный государством норматив выплат в 77% превышен третьей частью участников рынка. Половина страховых компаний, занимающихся в крае ОСАГО, снижают объемы страховых премий, что может означать их подготовку к уходу с этого рынка.

Рост объемов ОМС в основном объясняется изменениями в порядке начисления данного налога и ростом облагаемой базы (заработной платы) по этим платежам. На рынке ОМС в настоящее время присутствует шесть компаний, из них три местных, составляющих первую тройку по объему платежей. Несмотря на то, что ОМС пока является единственным сектором страхования, где местные страховщики имеют перевес, и здесь динамика изменений идет в сторону столичных компаний.

В целом, анализируя происходящие уже в 2009 году изменения, можно отметить следующие тенденции на страховом рынке:
- Снижается покупательная способность юридических и физических лиц, что сказывается на спросе на все виды страховых услуг.
- Тем не менее, нижняя точка падения в ипотечном страховании скорее всего пройдена, по сравнению с четвертым кварталом 2008 года риэлтеры начиная с февраля отмечают оживление спроса, главным образом на вторичном рынке, и даже небольшой рост цен по сравнению с минимальными показателя начала зимы.
- В авто-Каско снижение продолжается. Но, возможно, принимаемые государственной властью меры по стимулированию продаж продукции отечественного автопрома переломят негативную динамику по крайней мере в этом сегменте продаж.
- Возможны опережающие темпы падения страхования ответственности за исполнение государственного и муниципального заказов, страхования строительного сектора в связи со значительным снижением финансирования данных программ.
- Высоки риски значительных выплат страховщиков в секторе страхования туристов, включая ответственность туроператоров, поскольку риски банкротств в этой сфере услуг резко выросли.
- ОСАГО в целом в 2009 году представляется достаточно устойчивым сектором страхового рынка, что связано с коррекцией ряда коэффициентов по данному виду страхования. Для Красноярского края изменение тарифов означает увеличение платежей по ОСАГО примерно на треть, притом, что убыточность будет расти гораздо меньшими темпами. Тем не менее, не исключен нецивилизованный уход с рынка ряда страховщиков, за которым придется платить из гарантийных фондов РСА.

В целом, скорее всего, в первом полугодии произойдет снижение объемов платежей по сравнению с 2008 годом, с перспективами улучшения ситуации начиная ближе к осени.

Итоги 2008 года, Красноярский край, млрд.руб.
ВСЕГО
Всего, кроме
Жизнь
Личное
Имущество
Ответственность
ВСЕГО
Обязат.
ОСАГО
ОМС
ОМС
добровольные
пассажиров
ПЛАТЕЖИ
2008
16,8
6,98
0,11
1,16
3,99
0,19
5,45
0,01
1,52
9,86
2007
14,7
6,59
0,15
0,93
3,95
0,19
5,22
0,01
1,36
8,06
Динамика 2008г, КК
115,0%
106,0%
73,3%
124,7%
101,0%
100,0%
104,4%
100,0%
112,1%
122,3%
Динамика РФ
121,9%
82,20%
119,50%
115,00%
111,20%
114,00%
100,20%
110,30%
136,00%
"+-" за год край
2,19
0,39
- 0,04
0,23
0,04
-
0,23
-
0,16
1,80
СТРУКТУРА ПОРТФЕЛЯ
2008
100%
41,5%
0,7%
6,9%
23,7%
1,1%
32,4%
0,1%
9,0%
58,5%
2007
100%
45,0%
1,0%
6,3%
27,0%
1,3%
35,6%
0,1%
9,3%
55,0%
Динамика
100,00%
92,17%
63,78%
108,48%
87,86%
86,97%
90,81%
86,97%
97,46%
106,40%
Структура РФ
100%
58,33%
2,0%
11,4%
33,4%
2,4%
52,70%
0,1%
8,4%
41,7%
"+-" за год край
-3,52%
-0,37%
0,54%
-3,27%
-0,17%
-3,28%
-0,01%
-0,24%
3,52%
ВЫПЛАТЫ
2008
12,3
2,81
0,01
0,56
1,12
0,01
1,70
0,00
1,11
9,50
2007
10,01
2,09
0,05
0,42
0,66
0,01
1,14
0,00
0,95
7,92
Динамика
122,98%
134,45%
20,00%
133,33%
169,70%
100,00%
149,12%
116,84%
119,95%
Динамика РФ
129,2
38,00%
124,20%
136,40%
168,10%
123.1%
116,70%
115,80%
134,50%
"+-" за год край
2,30
0,72
- 0,04
0,14
0,46
-
0,56
-
0,16
1,58
УБЫТОЧНОСТЬ
2008
73,08%
40,22%
6,34%
48,68%
28,14%
4,44%
31,19%
0,34%
72,79%
96,11%
2007
68,33%
31,71%
33,33%
45,16%
16,71%
5,26%
21,84%
0,00%
69,85%
98,26%
Динамика
106,96%
126,82%
19,02%
107,79%
168,41%
84,36%
142,83%
104,20%
97,81%
Убыточность РФ
65,81%
44,49%
32,09%
57,06%
39,51%
12,00%
41,95%
0,50%
59,57%
94,88%
"+-" за год край
4,75%
8,51%
-26,99%
3,52%
11,43%
-0,82%
9,35%
0,34%
2,94%
-2,15%



Валерий Ревкуц,
Председатель Сибирской Ассоциации Страховщиков

1 апреля 2009

Читайте также

Очень ГРОМКАЯ СТАВКА вкладов ПСБ
Очень ГРОМКАЯ СТАВКА вкладов ПСБ
Изучаем не один, а сразу несколько (с обещанием доходности до 17%!) вкладов от ПСБ
В Красноярском крае открылся четвертый в регионе Центр общения старшего поколения
Отделение Социального фонда России по Красноярскому краю на базе клиентской службы Большеулуйского района открыло четвертый в регионе Центр общения старшего поколения
ВТБ намерен сохранить лидирующие позиции в корпоративно-инвестиционном бизнесе
Финансовое сопровождение структурных преобразований и нового инвестиционного цикла в экономике – цель корпоративно-инвестиционного блока
РСХБ устроит «Пир на весь мир»
С 1 по 7 марта на федеральной территории «Сириус» пройдёт Всемирный Фестиваль молодежи
СДМ-Банк предлагает специальные условия кредитования для компаний, владеющих грузовым транспортом
СДМ-Банк запустил акцию для всех компаний, которые владеют грузовым транспортом
ВТБ поддерживает продление «семейной ипотеки» до 2030 года
ВТБ поддерживает продление программы «семейная ипотека» до 2030 года
Россельхозбанк откроет для фермерской продукции доступ к своей 7-миллионной клиентской аудитории
Число покупателей фермерской продукции на маркетплейсе «Свое Родное» превысило 1 миллион человек
Дальневосточный банк вошел в ТОП-5 лучших по арктической ипотеке
Дальневосточный банк вошёл в число лидеров рейтинга Лучшие арктические ипотеки в феврале 2024 года
ВТБ: общий грузопоток по Северному морскому пути в течение 10 лет может достичь 400 млн тонн
При этом 200 млн тонн обеспечит грузопоток только российских предприятий, а еще 200 млн тонн – перевозка грузов транзитом
Путин предложил подумать над дифференциацией налогов для компаний и граждан
Фискальная нагрузка должна быть распределена в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы