Бизнес больших игроков

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск
АК Барс

Бизнес больших игроков

Время активных перемен, нестабильной экономики и геополитических игр задает тон на финансовых рынках. О том, как процессы в макроэкономике влияют на банковский ландшафт и к чему может привести санация российского финансового рынка, наши коллеги из издания Реальный бизнес (Ростов-на-Дону)  спросили у Алексея Марея, главного управляющего директора Альфа-Банка.

- Мир меняется, что незамедлительно сказывается на процессах, происходящих на банковском рынке, какие новые тенденции в этом секторе вы наблюдаете?
- Безусловно, перемены ощущают все. Первая и основная - последние пару лет одним из драйверов роста было розничное кредитование, а в этом году впервые этот сектор достаточно сильно замедлился. Начался этот процесс в прошлом году как результат действий регулятора, который предпринял определенные меры еще в 2012 году. Однако реальное замедление, я думаю, произойдет именно в этом году. И, помимо вступления в силу закона о потребительском кредитовании и ужесточения требования ЦБ, в секторе явно наблюдается рост просроченной задолженности, и поэтому многие банки, которые исторически демонстрировали высокие темпы роста и были лидерами этого направления, сегодня терпят убытки. По сути, четверть банковской системы сегодня находится в убытках. Это важная тенденция: по итогам уже первого квартала текущего года многие игроки показали такие результаты, например, Промсвязьбанк, Связной банк, МТС-Банк, Хоум Кредит, Уралсиб, Русский Стандарт. А когда банки терпят убытки, это определенное давление на капитал. И в связи с изменениями в законодательстве, внедрением стандартов Базеля, требования к капиталу будут ужесточаться. И это, безусловно, будет накладывать свой отпечаток на темпы роста, потому что у многих банков достаточность капитала находится на минимальном уровне. И поэтому здесь будут выигрывать большие игроки, такие как мы.

- Это, вероятно, также связано с активной регуляторной деятельностью Центробанка?
- Отзыв лицензий Центробанком - это третья тенденция, которую нельзя обойти стороной, и мы всячески приветствуем такую политику. Сам регулятор называет это очищением банковской системы, потому что, действительно, в стране работают без малого 900 банков, но не все то, что банком называется, банком является.

- В конце августа стало известно, что Альфа-Банк будет проводить санацию крупного банка в Северо-западном регионе - Балтийского Банка. Однако его отделения и банкоматы широко представлены и в Ростове. Вы можете прокомментировать эту новость и особенно рассказать о том, что ждет клиентов Балтийского в ближайшее время?
- Нашей главной задачей на ближайшее время мы видим сохранение клиентской базы Балтийского Банка. Могу с уверенностью сказать, что условия депозитных и кредитных договоров останутся неизменными, мы также не планируем в ближайшее время менять счета и реквизиты. Важно понимать, что с появлением Альфа-Банка клиенты Балтийского Банка, разместившие в нем свои средства, получили высоконадежного финансового партнера, чья стабильность ни у кого не вызывает сомнений. Сегодня мы видим, что немало отделений испытывают приток клиентов, в том числе и VIP-клиентов, которые возвращают в банк деньги. Сам Балтийский Банк продолжит существовать под собственным брендом и как самостоятельное юридическое лицо. После того как будут завершены все корпоративные процедуры, он получит статус дочернего банка ОАО "Альфа-Банк".

- Сегодня клиенты становятся все более разборчивыми в выборе банка?
- Да, клиенты стали более требовательными, они хотят от банка все более качественного сервиса. Причем им хочется общаться с банком не только тогда, когда он работает, а тогда, когда это необходимо именно потребителям его услуг. Быть там, тогда и так, как нужно клиенту - это необходимое условие успеха. И поэтому, помимо всего прочего, активно развиваются банковские технологии.

- Современные технологии требуют все больших инвестиций?
- Да, поэтому инвестировать в технологии могут позволить себе только крупные игроки. Банковский бизнес будет все больше превращаться в бизнес большого масштаба и бизнес крупных игроков. Финансовые организации сегодня полностью зависят от ИТ, которые все плотнее входят в нашу жизнь. И если смотреть на долгосрочную перспективу, то банки все будут превращаться в ИТ-компании с банковской лицензией. И сегодня возможность управлять всеми банковскими счетами и персональными финансовыми процессами с телефона могут предоставить лишь небольшое количество финансовых институтов, потому что за этим стоят определенные платформы и разработки. Один из нарастающих трендов сегодня - это кибербезопасность банковских сетей и каналов взаимодействия с клиентами. Защищать и развивать это направление также могут позволить себе только крупные игроки, потому что это все очень дорого.

- Есть какие-то прогнозы по количеству оставшихся игроков на рынке?
- Я не уверен, что вообще существует такой прогноз, однако регулятор очень четко обозначил критерии, по которым действует. Если бросить взгляд со стороны, то на месте клиента небольшого банка стоит задуматься, где этот банк размещает денежные средства. С точки зрения кредитования классический банковский бизнес - это привлечение депозитов клиентов и размещение их в клиентские же кредиты. Но часто встречающаяся ситуация в небольших банках - привлечь депозиты клиентов и разместить их в активы акционеров. Это происходит в силу того, что на рыночных условиях конкурировать маленьким банкам становится все тяжелее, потому что у них стоимость привлечения существенно дороже, чем у крупных игроков, качество управления рисками тоже значительно хуже. И в условиях, когда экономика замедляется, и нет такого взрывного роста, какой был до 2008 года, когда она росла на 7-8 % в год, то найти объект для инвестиций для мелких игроков становится сложнее. Но им надо как-то выживать и зарабатывать, поэтому и возникают ситуации, когда небольшие банки принимают спорные решения об инвестировании привлеченных средств. И ЦБ четко занял позицию, что такого на рынке не будет. Я с большим уважением отношусь к тому, что регулятор очень последовательно реализует то, что сразу обозначил. Поэтому прогноз может быть следующим: все будет зависеть от политики собственников и менеджмента банков.

- Таким образом, есть ли шанс выжить у небольших региональных банков, которые занимают свою определенную нишу?
- На мой взгляд, большие федеральные игроки придут и займут эту нишу тоже. Хотя в то, что в стране будет всего пять-семь банков, я, конечно же, не верю. Думаю, что шанс выжить есть у крупных региональных банков, которые очень хорошо представляют себе экономику региона и очень четко понимают локального клиента. Но с другой стороны, а это важно для предприятий, стоимость привлечения ресурсов у такого игрока будет намного дороже, чем у крупного федерального. И второй момент, насколько банк способен инвестировать в технологичность, в удобства, в развитие, когда масштаб его бизнеса ограничен экономикой региона. В то время как крупный игрок может себе позволить это в масштабах страны. Просто в силу того, что его бизнес представлен во всех регионах, и банк может принимать лучшие практики, которые удалось воплотить в других городах. В долгосрочной перспективе какие-то небольшие ниши все же останутся, но вопрос в том, будут ли это самые привлекательные ниши?

- Центробанк увеличил с 5 до 7 трлн рублей кредит, выделяемый для российских банков, чтобы заместить внешнее финансирование, что даст рынку это вливание?
- Это даст дополнительную рублевую ликвидность, что, несомненно, хорошо для рынка. Но то, что ликвидность вкачивается в систему со стороны регулятора, говорит о том, что банки испытывают определенный дефицит именно рублевой ликвидности. Но в целом в системе появятся два триллиона дополнительных рублей. Ситуация на внешних рынках заимствований не очень хорошая. Однако мы были первыми в России, кто за полгода на западных рынках разместил евробонды, и переподписка на них повторилась трижды. Инвесторы комментировали, что санкции санкциями, но "в вас мы верим". Таким образом, мы фактически открыли дорогу госбанкам. Поэтому, доверие, безусловно, есть, но скорее именно к нашему банку. Есть ли доверие ко всей системе? Не уверен, что любой другой частный банк, выйдя на рынок западного капитала, получит финансирование. Это говорит об уникальной позиции Альфа-Банка на рынке. С точки зрения рублевой ликвидности, то классический инструмент - это клиентские депозиты. И, безусловно, те инструменты, которые предоставляют Минфин и регулятор.

- Как осенью будет развиваться рынок вкладов, учитывая, что сегодня депозиты один из основных источников фондирования банков?
- Первый квартал завершился на фоне той нервозности, которая появилась в системе в целом, и далее такого роста депозитов, какой был ранее, мы не увидим. Но в целом, мне кажется, происходит переток в качество. Деньги уходят домой или в ячейки. Но потом, когда клиенты понимают, что это все же дорого, они возвращают их в банк. Мы рассчитывали на рост рынка депозитов порядка 20-25%, однако по факту будем иметь 10-15%. Кроме того, ставки пойдут вверх, крупные игроки уже поднимали их летом, и предпосылок, чтобы они пошли вниз, пока не видно. Однако все будет зависеть от результатов первого полугодия и макропрогнозов на ближайшую перспективу. Долгосрочный прогноз по валютным ставкам, кстати, сегодня дать достаточно просто. Сейчас они исторически низки. Но в будущем ставки по валютным вкладам будут незначительно расти.

- Какие еще инструменты для накоплений и сбережений было бы полезно изучить клиенту?
- Если брать обычного клиента, то альтернативы депозиту сегодня нет. Но, наверное, это и не нужно, потому что на сегодняшний день это достаточно понятный инструмент накоплений, он дает гарантированную доходность, надо только правильно выбрать банк. Надо признать, что в мире существуют еще такие инструменты, как паевые фонды, например, и эта индустрия существует уже 15 лет, но сказать, что она получила массовое распространение в России, нельзя. И рынок акций, и ПИФов принадлежит рынку профессионалов, где достаточно ограниченное число игроков.

- Как вы относитесь к предложению увеличить страховую сумму по вкладам с 700 тыс. рублей до 1 млн. рублей?
- Мы несколько раз помогали Агентству по страхованию вкладов выплачивать депозиты клиентам банков, у которых была отобрана лицензия. И многие клиенты после оставались с нами, но были и такие, которые совершенно спокойно забирали свои накопления и относили их, условно говоря, "в банк за углом", где ставки были на 3% выше. Они при этом были уверены, что даже если банк потеряет лицензию, то государство все равно выплатит всю сумму с процентами. Один из таких клиентов держал вклады в пяти банках, фактически используя эту систему в негативном контексте этого слова. Поэтому поднимать страховую сумму до 1 млн. рублей означает фактически подбрасывать дрова в этот костер. Хотя есть альтернативный вариант, наверное, который бы устроил многих: поднять сумму до миллиона, но честно сказать, что компенсируется вся сумма вклада без выплаты процентов. Потому что нельзя привлекать деньги без ответственности клиента за выбор банковского института.

- Ваши прогнозы по развитию ситуации в целом на банковском рынке?
Банковский ландшафт будет все больше превращаться в бизнес больших игроков. Выиграют те, кто заботится о клиенте, кто знает, понимает его и способен предоставить современные технологические решения и простоту сервиса. Система однозначно будет укрупняться. С точки зрения дополнительных трендов, и это видно сейчас, западные рынки будут доступны не всем банкам и отчасти не всем компаниям. И опять же - это движение в сторону выигрыша больших. В условиях отсутствия финансирования со стороны западных инвесторов эти компании будут переориентироваться отчасти на внутренний рынок и на азиатский. Но так как там контакты еще не налажены, то этот процесс займет определенное время. Поэтому они будут искать ресурсы в России. И работать с ними смогут только крупные банки, такие как наш. Размер кредита, например, в Альфа-Банке на одну компанию превышает миллиард долларов. Так могут вести себя только государственные банки, с которыми мы играем в одной лиге. Альфа-Банк обладает высочайшей степенью надежности (подобную могут предложить только госбанки) и плюс ко всему Альфа гораздо удобнее с точки зрения сервиса.

Источник: Реальный бизнес (Ростов-на-Дону)

Читайте также

Банк «Авангард» отмечает 13-летие работы в Красноярске
10 декабря 2010 года состоялось открытие офиса банка Авангард в Красноярске
Красноярскому филиалу Россельхозбанка - 22 года
13 декабря 2001 года в Красноярске начал свою работу Россельхозбанк
СДМ-Банк начал оформлять факторинг для поставщиков на маркетплейсы
В настоящее время все большее количество предпринимателей активно работает с маркетплейсами
Альфа-Банк с начала года выдал экспресс-гарантии на сумму 200 миллиардов рублей
С начала 2023 года Альфа-Банк выдал более 70 000 гарантий на общую сумму более 200 млрд рублей
РСХБ: 40% взаимодействий с физическими клиентами переведено в безбумажный формат
Во второй половине 2023 года в рамках реализации стратегии цифровой трансформации Россельхозбанк перевел на безбумажный документооборот 40% взаимодействий с клиентами-физическими лиц в офисах банка
ВТБ: каждый второй клиент пользуется веб-версией банковских приложений
ВТБ провел исследование среди клиентов российских банков и выяснил, как изменился их пользовательский опыт после введения санкций и удаления приложений из магазинов
В декабре пройдет акция «Новогодние покупки с АТБ»
Азиатско-Тихоокеанский банк c 1 декабря запускает акцию «Новогодние покупки с АТБ»
Газпромбанк приобрел углеродные единицы для погашения части выбросов парниковых газов
Дочерняя компания Газпромбанка ГПБ Комплект приобрела у СИБУРа две тысячи углеродных единиц
Альфа-Банк и Сбер проведут параллельные сделки с цифровыми финансовыми активами
Альфа-Банк и Сбер проводят две параллельные сделки с цифровыми финансовыми активами (ЦФА)
СДМ-Банк запустил новый сезонный вклад «Зимний экспресс»
1 декабря 2023 года  СДМ-Банк запустил новый сезонный вклад для физических лиц – «Зимний экспресс»