Банкоматы станут понятнее слепым
Центробанк занялся вопросом изучения поправок в технические регламенты оборудования банкоматов и терминалов, предусматривающих маркировку кнопок клавиатуры рельефно-точечным шрифтом и организацию звукового сопровождения операций. Также в ЦБ обсуждают рекомендации сотрудникам банков по работе с людьми с ограниченными возможностями. Об этом говорится в письме Ассоциации региональных банков России, разосланном в банки. В ЦБ подтвердили, что изучают предложения, с которыми к регулятору обратилась этим летом Общественная палата.
В июле 2014 года в связи с участившимися обращениями на горячую линию по доступности финансовой инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями член Общественной палаты Диана Гурцкая и сенатор Константин Добрынин направили письмо на имя председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной. Они попросили рассмотреть вопрос о внесении изменений в существующие технические регламенты на банкоматы предусмотреть обязательную маркировку кнопок клавиатуры рельефно-точечным шрифтом (шрифт Брайля) и организацию звукового сопровождения операций. Модели банкоматов и их программное обеспечение весьма различаются, и человеку, живущему на ощупь, каждый раз приходится заново адаптироваться к конкретной модели или программе банкомата, говорилось в обращении. Предлагался также сервис голосовых подсказок с соблюдением конфиденциальности тогда незрячий человек сможет надеть наушники и услышать, например, где расположена та или иная кнопка, либо узнать баланс.
Подобные регламенты утверждаются правительством. Если изменения будут внесены в технические регламенты, банки в обязательном порядке должны будут переоснастить банкоматы.
Не вызывает сомнений тот факт, что с моральной точки зрения, идея правильная, но вот насколько она экономически целесообразна для банковского бизнеса? Портал Финансист поинтересовался мнением красноярских банкиров, а также спросил про возможные альтернативные решения.
Евгений Алексеев, начальник отдела терминального оборудования управления автоматизации ЗАО АИКБ Енисейский объединенный банк: Безусловно, идея хорошая, но ее реализация требует существенных финансовых вложений. Подобные технические нововведения подразумевают дополнительные затраты, которые не являются экономически целесообразными для коммерческих банков.
Альтернативным вариантом решения данного вопроса может стать открытие банками отделений, специально оборудованных для людей с ограниченными возможностями, либо обеспечение работы менеджеров для обслуживания клиентов с ограниченными возможностями в уже существующих отделениях.
Наталья Тябут, начальник Красноярского ККО Банк24.ру: Сейчас государство планирует законодательно закрепить для банков требования по максимуму соответствовать потребностям всех групп населения. Это понятная и необходимая инициатива. Сегодня звучит тема адаптации банкоматов для слепых. Дальше, возможно, обратят внимание на контрастные схемы, звуковое сопровождение Интернет-банков. Что касается доработок по банкоматам, я полагаю, что, в основном, банки в ближайшее время поменяют клавиатуру и скорректируют сценарий.
Экономически это невыгодно. Это предполагает доработки для очень небольшой целевой аудитории. Но любой бизнес, тем более крупный, должен быть социально ответственным и тем более не ограничивать возможности различных групп населения. Так что это не вопрос экономической целесообразности.
Говоря об альтернативных вариантах, можно подумать о вариантах настройки работы банкомата как с сенсорным дисплеем, так и с возможностью работать только с клавиатурой. Тогда первый вопрос, которым вас будет встречать банкомат: Вы хотите провести операции только с использованием клавиатуры? А также с учетом развития технологий, вполне возможно доработка банкоматов до звукового управления, т.е. голосом.
Портал Финансист
4 сентября 2014